Домашнее задание для родителей

14 октября, 2016, 00:00 Распечатать Выпуск №37, 14 октября-21 октября

С началом школьного года родители из других стран выкладывают в соцсетях видео, где они безудержно — с фейерверками и вином — радуются началу учебы и свободе от детей. У нас же страницы родителей школьников начинают наполняться печальными цитатами наподобие "Школа — как беременность, длится девять месяцев, а тошнит уже со второй недели".

Нужно ли делать уроки с ребенком?

С началом школьного года родители из других стран выкладывают в соцсетях видео, где они безудержно — с фейерверками и вином — радуются началу учебы и свободе от детей. 

У нас же страницы родителей школьников начинают наполняться печальными цитатами наподобие "Школа — как беременность, длится девять месяцев, а тошнит уже со второй недели" или "Домашним заданием учитель целится в ребенка, а попадает в родителей". Что же такого скрывает наша школа, вынуждая родителей со страхом и тоской ждать конца каникул?

Назад в детство

Помните, как после окончания изучения очередного предмета вы радостно говорили себе: "Все! Больше никогда в жизни я не буду рисовать глупые осенние листочки/не буду считать интегралы/не буду ковыряться в органической химии/не буду разбираться, где приложение, а где обстоятельство"? Но жизнь — штука жестокая, и вот, покупая ребенку в августе симпатичные цветные тетради, вы понимаете, что все начинается снова — от правописания апострофа и до корпускулярно-волнового дуализма света. Единственная разница заключается в том, что теперь все это делать придется не вместо прогулки на улице, а после работы и домашних дел.

Делать домашние задания вместе с детьми — освященная временем традиция украинских родителей, по крайней мере тех, кто заботится об учебе и успехах своих детей. И если в старших классах взрослые не всегда могут помочь (что, кстати, ставит под сомнение необходимость получаемых знаний — ведь родителям они, как оказывается, совершенно не понадобились), то в младшей и средней школе совместное сидение над тетрадями скорее правило, чем исключение. В лучшем случае родители лишь отвечают на вопросы ребенка, в худшем — контролируют весь процесс, от проверки дневника с заданием до красоты почерка, в самом плохом — делают всю работу вместо школьника.

Откуда взялась такая потребность тщательно следить за тем, что ребенок отдаст на проверку в школе? Ведь, на первый взгляд, домашнее задание должно касаться исключительно ученика и учителя. Однако в дело вмешиваются психологические факторы: а что, если в школе решат, что мой ребенок глупый или ленивый? А что, если там подумают, что мы — плохие родители? А если, не дай Бог, получит двойку — и учитель запишет ученика в неудачники, и прощай университет? Если такие мысли вам близки — передайте привет своим родителям, ибо, по всей вероятности, именно из-за них вы сейчас воспринимаете школьные оценки как фактор будущей успешности собственного ребенка. Скорее всего, ваше обучение тоже проходило под суровым родительским надзором, а самооценка до сих пор зависит от мнения малознакомых вам людей.

Еще один мотив — показать всем, что ваш ребенок — самый лучший. Именно он заставляет родителей дошкольников создавать шедевры из каштанов и листьев, рисовать гуашью идеальные елки и учить с малышней стихотворения на праздник так, чтобы их посреди ночи могла рассказать даже соседка. Он же отвечает за то, что школьники в третий и в пятый раз переписывают упражнение, только бы там не было ни одной помарки. Но поможет ли детям то, что задания сделали родители, через пять, десять, двадцать лет? И какое отношение к обучению будет у того, кто вместо игр то и дело переделывал работу в поиске идеальности?

Большая медвежья услуга

Родительская помощь и контроль над выполнением домашних заданий не только не приносят пользы, но и могут отрицательно повлиять на оценки учеников — именно к такому выводу пришли двое американских социологов — Кит Робинсон и Энджел Л. Харрис в результате многолетнего исследования влияния разных форм участия родителей в школьной жизни на успешность обучения. И хотя такая позиция удивит многих (ведь без родителей ребенок не сделает вообще или сделает не так), но она имеет достаточно логических объяснений.

Что такое домашнее задание? Это способ закрепления знаний, полученных на уроках, за счет повторения. Это возможность для ребенка научиться самому работать с источниками, находить нужную информацию, отделять главное от вторичного и строить собственные заключения. Это первые попытки управления собственным временем — каждый день надо эффективно распланировать так, чтобы и за компьютером успеть посидеть, и погулять, и сделать "домашку". И в завершение — это зона личной ответственности ребенка, где невыполнение несет предсказуемые последствия в виде негативной оценки и недовольства учителя.

Проконтролировав наличие и качество выполнения домашнего задания, родители лишают детей тех граблей, на которые они должны были бы наступить сами — и чем раньше, тем лучше. Предлагая мгновенную помощь, они не дают детям даже шанса попытаться разобраться своими силами — зачем, если всегда можно спросить у мамы или папы. Выполняя задание вместо ребенка, они обесценивают его усилия и умения: как поверить в себя, если в тебя не верят даже родители? Бонусом к этому идут пренебрежение от ровесников, которые иногда быстрее взрослых понимают, почему твой рисунок признали лучшим, и насмешки с предположениями о том, что еще за тебя делает мама, могут длиться годами. Да и большинство учителей сразу видят, кто именно выполнял задание — поэтому родителям придется еще и оправдываться за чрезмерное вмешательство.

Из отдаленных последствий можно добавить проблемы на первой же сессии в вузе, потому что — сюрприз — там никто не ругает за невыполненное задание, а родители уже не стоят над душой, считая свою миссию законченной в момент поступления. Ну и не следует забывать о том, что процесс совместного выполнения домашнего задания — это совсем не идиллическая картинка. Часто это крики и ссоры, поскольку далеко не у всех родителей хватает педагогического таланта, чтобы объяснить сложную тему, и этот недостаток они охотно прячут за выражениями "И в кого же ты такой тупой?". А еще — детское вранье о "ничего не задали", ибо только так можно избежать очередных нотаций и нервных швыряний ручкой. И конечно же, это потерянное драгоценное время на общение в семье, потому что сидение над тетрадкой никоим образом не заменит искренней беседы или игры с ребенком, необходимых ему независимо от возраста.

Задание по воспитанию

Можно было бы предположить, что домашние задания — это недостаток образовательной системы, некий рудимент, от которого следовало бы давно избавиться или хотя бы уменьшить количество работы дома. В некоторых странах и в самом деле уже начали отказываться от этого образовательного элемента, причем результаты пока радуют работников образования, хотя отложенных последствий следует подождать еще лет десять. В Украине домашних заданий нет только в частных школах, однако мотивом вполне может быть не забота об успешности учеников, а понимание того, что родители платят немалые деньги не за то, чтобы после работы еще и сидеть с ребенком над уроками. 

За отказ от домашних заданий (или школы) готовы выступить и родители. К примеру, Анна, мать подростка-школьника, жалуется, что ее сын тратит более восьми часов на то, чтобы добраться до школы, высидеть там 6–7 уроков и вернуться домой, где его ждет еще около пяти часов домашней работы. А главное — что визит в школу не дает ему знаний, необходимых для ее выполнения. "Все, что было на уроке, становится далеким. Каждую новую тему разбираем с начала — историю, географию, украинский язык, — и до конца вечера сын уже начинает ориентироваться. А я закипаю от негодования: если он ходит в школу, то почему мне приходится заниматься с ним каждый вечер? А жить ему когда? А как же мое время?".

Учителя в свою очередь соглашаются с переизбытком домашних заданий и со сдержанным энтузиазмом приветствуют уменьшение их объемов этом году. Однако полный отказ от домашней работы или хотя бы от родительского участия им не кажется хорошей идеей: "Родители должны хотя бы контролировать выполнение домашнего задания, — убеждена Мария, учитель английского начальных классов в одной из киевских школ. — Если старшеклассники уже более или менее ответственные, то от младших школьников требовать самоконтроля пока рано. Ученики, чьи родители даже не заглядывают в тетрадь, часто приходят с пустыми глазами, забыв все, что было на предыдущем уроке. Детям в начальной школе нужен обязательный контроль и мотивационное подкрепление со стороны семьи".

Обязательным участие родителей в выполнении домашнего задания считается и в дошкольных учреждениях. "Задания для детей, которые нужно сделать дома, очень распространены, и всегда предусматривается, что детвора будет делать их вместе с родителями, — объясняет Татьяна Петровна, воспитатель с 25-летним опытом. — Самостоятельно дети делают что-то на занятиях в саду, а все, что предлагается подготовить дома, — это семейные задания, подталкивающие родителей позаниматься с ребенком. Мы видим, когда задание выполнили взрослые, но никак это не комментируем — даже если ребенок подавал некоторые детальки или наклеивал вырезанные родителями элементы — это уже хороший результат". 

Так как же вести себя родителям, чтобы домашние задания в самом деле помогали ребенку, а не вредили его обучению и отношениям в семье? Ни в коем случае не делать их за ученика, а остальное — зависит от возраста. Дошкольников и младших школьников следует регулярно спрашивать, не задавали ли что-то домой — чтобы и они не забыли о задании, и вас не ставили перед фактом, что завтра надо принести елку и трех снеговиков. А вот начиная со средней школы, возложите ответственность за несделанное на ребенка — позвольте ощутить ему все последствия лени и забывчивости, в том числе и ваше осуждение. 

Творческие задачи в садике необходимо выполнять вместе, и желательно с радостью, а не брюзжанием, а вот от школьников следует дождаться четкого запроса о помощи. Независимо от возраста, не отвечайте отказом детям во внимании — проверяйте по их просьбе тетради или помогайте выучить стих. Но если ученик жалуется на непонимание какой-то темы, а вы не уверены в своих педагогических способностях, лучше обратиться за помощью к учителю или репетитору — это сохранит и ваши, и детские нервы. Не помешает показать школьникам, где найти дополнительную информацию, ведь иногда видео в Интернете помогает понять лучше, чем десять страниц из учебника. И главное — не забывайте, что контроль над уроками не должен заменять собой другого общения с ребенком. Ведь если двойка в дневнике будет служить единственным поводом обратить на школьника ваше внимание, последствия будут неутешительными. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно