Есть трудные темы для разговора с детьми - секс, смерть, агрессия… Подобрать правильные слова для обсуждения таких тем помогают специально написанные книги, и все же в каждой семье на этот счет свои правила. Самые простые примеры: одни родители хоронят хомяка вместе с детьми, другие незаметно покупают на базаре нового, похожего, чтобы избавить ребенка от травмы. Кто-то учит всегда давать сдачи, кто-то - не ввязываться в драку. Одни родители целуются при детях, другие считают это нескромным. Многое зависит от принятых в семье правил и традиций, некой семейной идеологии.
И вот новая для Украины тема - острое социальное противостояние, полярность Майдана. Гражданская активность или пассивность, мнение о происходящих, зачастую неоднозначных событиях, одобрение или недовольство... Взрослые, похоже, иногда больше обеспокоены тем, чтобы выразить свое мнение в блоге или написать в соцсетях, обсудить с соседом или родственниками, а вот как говорить об этом с трехлетними (и нужно ли вообще)? Брать ли с собой 10-летних? Удерживать ли дома 16-летних? Уважать ли право студентов выражать свои политические взгляды и гражданскую позицию?
Жизнь ставит нас перед необходимостью принимать эти решения. Привычка скрывать от детей неприятные и опасные моменты жизни - это, прежде всего, привычка лгать им. Мы оправдываем себя тем, что делаем это во благо, но ребенок способен замечать и чувствовать намного больше, чем мы можем себе представить. Кроме того, не получая понятной информации о происходящем от значимых для них взрослых, дети привыкают, во-первых, искать ее в других источниках и, во-вторых, не доверять этим взрослым. Это также может способствовать формированию внутренней тревожности - плохой дар, который мы можем оставить ребенку. Ведь отсутствие тревожности - во многом и есть та самая уверенность в себе, которую все мы так мечтаем видеть в детях.
Поэтому для ответственных родителей ответ на вопрос, обсуждать или не обсуждать политические события, врывающиеся в нашу жизнь, может быть лишь один - положительный. Происходящее на Майдане и вокруг него - прекрасный повод затронуть темы, выходящие за рамки повседневности, и таким образом способствовать развитию ребенка. Однако обсуждение может быть разным как по смысловому, так и по эмоциональному содержанию. В итоге у ребенка появится либо чувство ясности, определенности, либо, наоборот, паники, страха, тревоги, перенесенных на него родителем.
В социальных сетях, "устном народном творчестве" и даже в СМИ ширится эпидемия слухов и граничащих с сумасшествием сообщений. Сложные обстоятельства порождают неоднозначные состояния людей, и это вполне может передаться детям. Поэтому чувство определенности, в том числе ваших взрослых принципов, ожиданий, гражданской позиции поможет младшим справиться с беспокойством и страхами.
Стоит ли ждать, пока ребенок спросит, или же взрослый сам должен начать разговор на непростую тему послушания/непослушания власти? Лучше всего использовать любой подходящий повод, внимание ребенка к тем или иным внешним событиям и инициировать разговор. Не Верховная Рада и даже не школа, а папа и мама должны объяснить детям, что такое хорошо и что такое плохо в нынешней политической ситуации. Это важно и потому, что общие ценности объединяют семью. Разделят дети ваши ценности, или же доверие к вашим словам будет ограниченным, зависит от морально-психологического климата в семье, формирующегося годами, а не только в критические времена.
Другое дело, смогут ли учителя и родители грамотно донести до детей суть происходящего? Это такой же непростой вопрос, как и "правильно ли мы воспитываем своих детей?". Конечно, лучше бы профессионалы - историки, юристы, экономисты - объясняли детям, что к чему. Или хотя бы учителя на уроках истории. Но есть риск, что такой рассказ будет иметь четкую идеологическую направленность. Согласятся ли с ним родители? Поэтому говорить дома, конечно, нужно. Это часть нашей истории, это наше будущее, это наша политическая грамотность. Кроме того, такие события развивают интерес к изучению истории - не только по книжкам, но и на основе реальных фактов. Кто, как не родители, должен прививать подобный интерес?
Лучшее, что наши дети могут вынести из таких кризисных политических ситуаций, наверное, будет мысль: я сам могу сделать выводы и выбор, даже если он будет отличаться от выбора других. В моей стране от меня что-то зависит, и я вырасту ее полноправным гражданином. Ведь через десять лет эти дети будут определять многое в стране - так, как определяли судьбу страны студенты в 1990 г. во время "революции на граните".
Весть об избиении вооруженными государственными формированиями молодежи на Майдане всколыхнула украинцев, многократно увеличив сопротивление власти, незаконно применившей силу. При этом пострадавших называли "детьми". Безусловно, все мы чьи-то дети. И украинцы известны своей философией "жить ради детей". Но искусственное причисление студентов, молодежи 20–25 лет к категории детей означает также и снижение их социального статуса, гражданской ответственности. Называя студентов детьми, мы посылаем сигнал, что не считаем их достаточно зрелыми. А потом обижаемся и сетуем на инфантильность молодежи.
В первобытных племенах после обряда инициации никто не смел даже намекать на неполноценность или более низкий статус человека. Инициацией, посвящением в гражданскую и человеческую зрелость и ответственность сегодня для молодого человека может стать решение об участии в той или иной политической акции. Для студентов Майдан - это, прежде всего, личный опыт, грамм которого, как известно, дороже тонны чужих наставлений. Опыт, свидетельствующий, что каждый отдельно взятый человек ценнее самого могущественного государства. Риски пребывания в необычной, чем-то некомфортной ситуации не должны препятствовать получению этого опыта. Может показаться, что на символическом Майдане происходит лишь борьба идей. Но кроме идей, огромное место здесь занимают и чувства, просто так уж сложилось, что идеям мы уделяем больше внимания, а чувствам - меньше. Наши взрослые отношения с властью на самом деле полны эмоций - страх, отчаяние бессилия, преклонение, ненависть, желание обладать этой властью, неуверенность в своем праве и недовольство собой. Эти чувства мы невольно передаем детям. Детям, которые определят и защитят будущее страны, где жить предстоит и нам, и им.