Что мы представляем, думая о детской книге? Сказки с прекрасными иллюстрациями, книжку-игрушку, сборник стишков, приключенческий роман, сентиментальную повесть...
В приоритете - детские классики, но может быть и что-то современное, главное, чтобы книга была доброй, местами веселой и с хорошей дозой морали. Для самых любознательных - энциклопедия, чтобы обо всем сразу и как можно больше. А как насчет тайн Космоса от Люси и Стивена Хокинг, историй о женщинах-изобретательницах или увлекающем программировании для детей? Уже ищете, где купить? Забудьте. Украинский рынок детских изданий стоит на двух китах - художественной и учебной литературе. Познание для нас почему-то несвоевременно.
Пока издательский мир развитых стран переживает расцвет жанра нон-фикшн, т.е. невымышленной литературы о реальности, полки украинских книжных магазинов и далее заполняют переизданиями сказок Перро и Андерсена и приключениями анимационных героев близкого и дальнего зарубежья. Печальную картину немного разбавляют современные украинские тексты для детей и переводные зарубежные бестселлеры. Конечно, в художественной литературе - классической или современной - нет ничего плохого, и она обязательно должна занимать должное место в библиотеке ребенка, однако даже вся вместе она не заменит познавательных изданий, открывающих перед детьми реальный мир.
Погружение в реальность
О ценности художественной литературы для развития ребенка сказано много: ей посвящены статьи, исследования и диссертации. О ней знают родители, учителя и работники Минобразования, которые заботятся о списках произведений для школьного чтения. Информации же о важности познавательных изданий намного меньше, а функция глубокого знакомства детей с реальностью передана школе, Интернету и телевидению. Кому-то везет с хорошими учителями, умеющими увлечь предметом, или с качественными передачами вроде "Разрушителей мифов". Другие же так и вырастают, не заинтересовавшись никакой сферой познания, не получив системной картины мира, не понимая ценности знаний.
Главная задача жанра нон-фикшн - достоверно раскрыть перед ребенком какую-то частичку нашей жизни. Причем сделать это так, чтобы юный читатель не просто понял написанное, но и не скучал, читая, как это часто случается во время работы с учебной литературой. Не менее важно для таких книг показать системность Вселенной, принципы сосуществования людей и природы, т.е. вывести ребенка за рамки будничности, но не в мир фантазии, а в не менее интересную реальность, наполненную непривычными историями больше, чем какой-либо фантастический роман. А еще познавательные издания призваны сызмала научить ребенка радоваться получению новых знаний, понимать видимые и скрытые процессы, происходящие вокруг нас, побуждать к самообразованию, без которого современному человеку не достичь успеха.
Дошкольников познавательные тексты знакомят с миром - тем, что вне дома или садика, другим и территориально, и хронологически. С помощью родителей иллюстрированная книга переносит ребенка на сотни миллионов лет назад - во времена динозавров, на миллиарды километров вверх - к миру звезд, знакомит со строением предметов, животным миром и законами физики. Почему возникает радуга, что такое бензин, откуда берутся коренные зубы, и где живет орел - это вопросы именно к детской книге, ведь родители, даже если и знают ответы, не всегда могут адаптировать их к пониманию маленьких почемучек. А сколько всего взрослые не знают или не помнят об окружающем мире, потому что в свое время не узнали, не интересовались, не прочитали!
Школьникам нон-фикшн нужен не меньше, хотя в игру уже вступает система образования, которая, теоретически, должна дать весь необходимый комплекс знаний о мире. Хорошая неучебная книга может объяснить абстрактную математику, сложную химию, запутанную историю лучше, чем среднестатистический учитель, который должен и успевать по программе, и натренировать учащихся на экзамены, и найти баланс между двоечниками и отличниками. Впрочем, сводить познавательные издания к повторению и углублению школьных предметов нельзя. Актуальными становятся темы отношений с ровесниками, сексуальной жизни, самопознания и самовыражения, о которых дети часто стыдятся спрашивать у взрослых. И если вы не хотите, чтобы ответы на эти вопросы давала всемирная сеть или программа по зарубежной литературе (а при здравом уме этого не хочет никто, ибо даже не знаю, что хуже - запрос "первый секс" в Google или "Страдания юного Вертера" в качестве примера решения душевных проблем?), поищите соответствующую книжку, над которой потрудились психологи и медики.
Факты и приключения
Несмотря на всю ценность познавательных книг для детей, многие родители не спешат за ними в книжные магазины. "Ой, да он у меня даже приключенческие повести не читает, - вздыхают мамы подростков. - А вы хотите, чтобы он о физике читал". К сожалению, для многих взрослых нон-фикшн - "зверь" неизведанный. И в их представлении нехудожественные книги так же увлекательны, как сборник научных статей по молекулярной биологии для сварщика. Одним хорошие познавательные издания вообще не попадались, других в свое время родители заставляли вместо "Трех мушкетеров" Дюма читать "Занимательную геометрию" Перельмана, которая действительно интересная, но не по принуждению и не в противопоставление приключениям д'Артаньяна. И сегодня эти взрослые если и читают, то лишь романы и повести, откладывая в сторону "Физику будущего" Мичио Каку и "Людей, которые играют в игры" Эрика Берна.
Однако качественная детская познавательная литература не только полезна, но и весьма интересна. Много иллюстраций в книгах - не только для самых маленьких. Герои, совершающие открытия вместе с читателями; настоящие тайны, которые раскрывают не детективы, а ученые, - все это, может, и не заставит читать запоем, но удержит от того, чтобы отложить книгу на первом же незнакомом термине. А если авторам удастся достичь эффекта присутствия, т.е. создать иллюзию участия читателя во всех поисках, опытах и экспериментах, то оторвать ребенка от книги будет непросто. Ко всему прочему, познавательная литература не ограничивается собственно просветительскими текстами, системно и последовательно описывающими какую-то область знаний или сферу жизни. Повесть Яна Ларри о детях, которые уменьшились и попали в мир насекомых, увлекательные истории об экзотических экспедициях Джеральда Даррелла, лесные рассказы Виталия Бианки хоть и нельзя назвать полностью невымышленными, однако они подают вполне реальные и полезные факты, которые легко запоминаются благодаря художественному обрамлению.
Если же ребенок уже заинтересовался определенной областью знаний, ему не так уж и необходимо сюжетное обрамление: хорошо структурированная и изложенная простым языком информация об искусстве, Второй мировой войне или психологии позволит ребенку поразить учителей и друзей глубоким ее пониманием, интересными фактами, поможет определиться с будущей профессией и побуждает к дальнейшим поискам и исследованиям. И тогда книга детская, с картинками и веселыми комментариями автора, уступает место книге взрослой, научно-популярной, тематическим сайтам и фильмам, а удовольствие от сюжета уступает место удовольствию от получения новых знаний. Если повезет, нон-фикшн научит еще и анализировать и проверять, ставить под сомнение и искать доказательства, т.е. всему тому, чего так не хватает современному потребителю медийной информации. Но не следует забывать, что поощрять ребенка к такой литературе мы должны уже в трех-четырехлетнем возрасте, когда вместо истории о зайчике сказочном прочитаем малышу о зайчике настоящем, а вместе с новой машинкой подарим книжку, где показано, как устроена внутри настоящая машина.
В поисках утраченной книги
А теперь о печальном - все эти замечательные познавательные книги крайне сложно найти на полках книжных магазинов. Нехудожественная литература представлена преимущественно книжечками для развития и подготовки к школе малышей (старших развивать как-то не очень хотят) и всяческими "помощниками" для школьников. Самым популярным жанром среди действительно познавательных остаются переводные иллюстрированные энциклопедии, изданные чаще всего на русском языке и предназначенные для младших школьников. Наработки советских времен остались в прошлой эпохе вместе с политизированными историями о детях-героях, а новой плеяды детских авторов-популяризаторов в Украине пока что нет. Впрочем, переводить не спешат даже успешные зарубежные издания - издатели не готовы отдать должное место в своих планах невымышленным историям. В книжных рейтингах нехудожественная литература для детей занимает меньше трети позиций, да и те несколько строк познавательные издания делят с сугубо иллюстративными.
Возможно, в этом виноваты и сами покупатели, не особенно охотно покупающие одиночные украинские книги, которые пытаются ознакомить детей с интересными фактами из физики или биологии, а заказывают через Интернет книги, изданные в России. Там, кстати, уже появились издатели, которые специализируются исключительно на жанре нон-фикшн и даже проводят фестивали интеллектуальной литературы. У нас же спроса на такие тексты либо вообще нет, либо он очень хорошо скрыт от "производителя". Не найдя более современных изданий, родители достают с антресолей свои старенькие "Алису в стране Математики" или "Малышам о минералах". Возможно, проблема в том, что познавательные книги для детей - один из самых сложных жанров, поскольку глубокие знания в них необходимо сочетать с доступным и интересным изложением, на что способен далеко не каждый детский "художественный" или взрослый "научный" автор. Возможно, лицензии на удачные зарубежные издания просто не по карману украинским издателям. Но что делать юным читателям?
Впрочем, попытки вернуть украинским детям радость книжного познания и опровергнуть миф, что обучение и познание - это обязательно что-то скучное, есть, и весьма удачные. Например, книга о моде для юных барышень и "азбука" митрополита Шептицкого от "Видавництва Старого Лева", серия естественнонаучных книг издательства "Грані-Т", энциклопедия "украинского" космоса от "А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГИ" и прочие, к сожалению, действительно одиночные издания.
Но с учетом того, что мы на несколько лет отстаем от мировых тенденций, возможно, у нас все впереди?