Канцлер Германии Олаф Шольц посетит Китай с трехдневным визитом. Недавно 65-летний канцлер даже создал аккаунт в TikTok. ”Дебютировав” в TikTok за несколько дней до своего визита в Китай — страну, откуда происходит известная социальная сеть, Шольц, казалось, пытался показать Пекину, что он "уже в пути". И небезосновательно: Шольцу нужен Китай, пишет Politico .
До следующих общенациональных выборов в Германии осталось несколько больше года, и у лидера европейского экономического двигателя заканчивается время, чтобы сотворить чудо и изменить катастрофическую позицию своего правительства в глазах населения страны.
Трехдневный визит Шольца в Китай, который начинается в субботу, 13 апреля, станет его самой долгой и важнейшей зарубежной поездкой с момента вступления в должность в конце 2021 года. Для канцлера, у которого рекордно низкий рейтинг доверия и расколотая коалиция, эта поездка является возможностью не только доказать свой авторитет в мире, но и продемонстрировать избирателям, что он сделает все возможное, чтобы сохранить Германию.
Бизнес превыше всего
Тот факт, что США оказывают давление на Берлин с целью "снизить риски" в отношениях с Пекином, является лишь одной из причин того, что Китай кажется местом, которого Шольц должен избегать.
Не говоря уже о недавней репутации Пекина в вопросе прав человека. Под руководством лидера Си Цзиньпина Китай взял авторитарный курс, подавив демократическое движение в Гонконге и отправив более миллиона уйгуров, преимущественно мусульманского меньшинства, в "лагеря перевоспитания".
Можно было бы ожидать, что Германия, среди всех стран, будет чувствительна к судьбе этнического меньшинства, вынужденного жить за колючей проволокой под грозным взглядом вооруженных охранников на сторожевых башнях.
Но даже несмотря на то, что немецкие лидеры не устают напоминать миру о приверженности высоким моральным стандартам, Берлин снова и снова доказывает — он желает жертвовать своим процветанием на алтаре прав человека, интересов Вашингтона или даже Европейского Союза.
К примеру, ситуация с Россией. Лишь когда в начале 2022 года российские танки двинулись на Киев, Германия, годами игнорировавшая предупреждение союзников о зависимости от Москвы, изменила курс и начала отказываться от российских энергоносителей.
Нельзя сказать, что Шольц усвоил этот урок. Какие бы сомнения у него не были из-за чрезмерной зависимости от других стран, они, похоже, испарились в грозовых облаках, окутавших немецкую экономику.
Как и большинство вынужденно сделанных ставок, китайский гамбит Шольца совсем не надежен.
"Дорога в ад"
Десятилетиями дорога в Китай была устлана золотом для немецких экспортеров, увеличивая их доходы и поддерживая позицию Германии как одной из ведущих экономик мира.
Однако в последнее время этот путь больше похож на "дорогу в ад" на фоне все более агрессивного протекционизма и жесткой промышленной политики Пекина.
Две трети немецких компаний, недавно опрошенных Торговой палатой Германии в Китае, пожаловались на недобросовестную конкуренцию в стране.
Между тем, ЕС все больше разочарован щедрыми субсидиями, которые Китай предоставляет своим ключевым отраслям - от производителей ветровых турбин до автомобильных компаний. Поток дешевых китайских электромобилей в Европу оказывает давление на местных производителей настолько, что Брюссель рассматривает возможность введения тарифов уже летом.
Хотя немецкая автомобильная промышленность также оказалась под давлением дешевого импорта, такие компании, как Mercedes и BMW, неохотно поддерживают наказание Китая, опасаясь нанести ущерб собственным бизнес-интересам в стране, если Пекин примет ответные меры.
Иными словами, пути назад нет. Когда немецкая промышленность впервые пришла в Китай в 1980-х годах, политики и руководители компаний считали, что инвестируют в будущее. С процветанием Китай либерализируется и станет более прозападным, даже демократическим.
Это была хорошая теория, но как могут подтвердить уйгуры, все пошло не так.
Китай потратил десятилетия, учась у Запада и получая его технологии — до такой степени, что больше не полагается на такие страны, как Германия.
Но. к сожалению для Германии, она все еще нуждается в Китае.
Для немецких компаний, таких как Siemens и Volkswagen, начавших инвестировать в Китай 40 лет назад, эта страна сейчас является основой их глобального бизнеса. Только на Китай приходится около 50% мировых продаж автомобилей VW.
Хотя крупнейшие немецкие компании – автомобильные и химические производители, такие как BASF, наиболее уязвимы к Китаю, многие их поставщики также сделали большие ставки на эту страну.
Как говорят аналитики, торговля с Китаем приносит Германии процветание и практически незаменима в краткосрочной перспективе.
Экономический паралич
После нелестного 2023 года экономисты и Международный валютный фонд ожидают, что немецкая экономика продолжит стагнацию. В этом году экспорт сократился более чем на 2% и никаких признаков улучшения ситуации на горизонте не наблюдается. Хотя занятость в Германии остается высокой, это может быстро измениться, если экономика не будет расти.
Несмотря на то, что Германия столкнулась с рядом проблем, от хронической нехватки квалифицированных рабочих до чрезмерного регулирования, некоторые экономисты считают, что наиболее разрушительным является негативное настроение среди бизнеса и потребителей.
"Немецкая экономика будто парализована. Настроения плохие, а неуверенность в завтрашнем дне высока", - говорит экономист Тимо Вольмерхаузер.
На фоне этого поездка Шольца в Китай несет в себе больше, чем намек на отчаяние. Даже если Пекин откроет свои двери для иностранной конкуренции и прекратит практику демпинга цен в Европе, китайская экономика уже не локомотив роста, как раньше. Кризис недвижимости и избыток производственных мощностей в ключевых отраслях поставили экономику Китая на грань выживания.
Еще большее беспокойство для Германии вызывает то, что Китай уже не нуждается в машинах и других высокотехнологичных товарах, которые обеспечивали рост немецкого экспорта в эту страну в последние десятилетия. Это связано не только с понижением спроса: китайские компании в значительной степени догнали своих немецких конкурентов, что делает страну менее зависимой от импорта.
Такие тенденции побуждают некоторых политиков, особенно среди критически настроенных к Китаю "зеленых", утверждать, что Германия должна отдаляться от Пекина. Согласно недавнему исследованию Института Киля, серьезный разрыв с Китаем приведет к сокращению немецкой экономики примерно на 5%, что сравнимо со спадом, который Германия пережила после финансового кризиса 2008 года или пандемии коронавируса. Другими словами, это будет жестко, но не смертельно.
Однако легче сказать, чем сделать. Более того, Шольц не может позволить себе дальнейшую эрозию деловых связей Германии с Китаем в то время, когда экономика его страны и так находится в тяжелом положении.
Проблема Шольца в том, что ему больше некуда идти.
Немецкая промышленность уже инвестирует значительные средства в США, которые на сегодняшний день являются крупнейшим экспортным рынком страны (только в 2023 году немецкий экспорт в Штаты составил 158 миллиардов евро по сравнению с 97 миллиардами евро в Китай). На бумаге Китай (крупнейший торговый партнер Германии по совокупному объему экспорта и импорта) кажется рынком с большим потенциалом роста.
Учитывая трудную экономическую ситуацию в Германии, Шольц должен показать, что он делает что-то для увеличения экспорта. Учитывая успех немецких компаний в Китае на протяжении многих лет, нет лучшего места, чтобы показать избирателям свое отношение к важности бизнеса.
Однако за внешней картинкой стоит более сложный расчет. Даже если нынешние экономические проблемы Китая окажутся временными, напряженность в отношениях между Вашингтоном и Пекином по поводу Тайваня и глобальной безопасности в целом поставит Германию в затруднительное положение. На США и Китай приходится почти 20% немецкой торговли, а это значит, что страна не может позволить себе потерять ни одного из двух партнеров.
Это объясняет балансировку, которой пытается придерживаться Шольц.
Зависимость Германии от США в вопросах безопасности означает, что у нее может не остаться других вариантов, кроме как поддаться американскому давлению и отдалиться от Китая, если дело дойдет до четкого выбора. Но пока Шольцу, как и Ангеле Меркель до него, удается жонглировать связями с двумя странами.
Этот успех отчасти объясняется ложными обещаниями Берлина. Например, когда США оказывали давление на Германию с целью запретить китайской компании Huawei поставлять оборудование для современных немецких сетей мобильной связи, Берлин сопротивлялся, но согласился присмотреться к ситуации. Пять лет спустя Германия все еще присматривается. Между тем Huawei остается столь же активной, как и раньше.
Нельзя сказать, что правительство Шольца не воспринимает такие вопросы серьезно.
"Федеральное правительство работает над тем, чтобы снизить риски в экономических отношениях с Китаем", - говорится в докладе под названием "Стратегия в отношении Китая", подготовленном по заказу правительства Германии в прошлом году.
Хотя правительственный стратегический документ, о котором так много говорили, и занял берлинские аналитические центры, специализирующиеся в Китае, на несколько месяцев, он оказался не более чем 64-страничным "бумажным тигром".
Возвращаясь к реальному миру, немецкая промышленность не только не уменьшила свое взаимодействие с Китаем, но и пошла навстречу Пекину. Прямые немецкие инвестиции в Китай в 2023 году достигли почти 12 миллиардов евро, что является рекордом. Немцы инвестировали в Китай в период с 2021 по 2023 год больше, чем с 2015 по 2020 год.
"Поклон"
Никто не понимает зависимости Германии от Китая лучше, чем Си. После того, как Си снова продлил срок пребывания у власти в Китае в 2022 году, Шольц стал первым посетившим его иностранным лидером.
Канцлер Германии и его окружение пытались представить эту поездку как миротворческую миссию, утверждая, что он убедил Си обуздать российского диктатора Владимира Путина, который в то время угрожал применить ядерное оружие против Украины.
Но даже тогда Шольц был сосредоточен на бизнесе. Не обращая внимания на позицию Вашингтона, он взял с собой в Пекин делегацию из десятка руководителей бизнеса.
В этот раз визит Шольца еще более амбициозен. Он планирует посетить три города – Шанхай, Пекин и Чунцин - город с 30-миллионным населением, где работают сотни немецких компаний.
Кульминацией визита станет продолжительная аудиенция с Си во вторник, 16 апреля.
Несмотря на ухудшение экономического положения, Германия остается ключевой ценностью для Китая, как из-за своей роли в ЕС, так и из-за тесных связей с США. Возможное возвращение Дональда Трампа в Белый дом в следующем году даст Си прекрасную возможность задобрить Берлин обещанием более тесных экономических связей.
Ранее сообщалось, что лидер Китая Си Цзиньпин в начале мая планирует посетить несколько европейских стран, в частности Францию, Сербию и Венгрию. Это будет первая поездка Си в Европу со времен пандемии коронавируса.