Энергетические консультанты. Зачем они громадам?

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Энергетические консультанты. Зачем они громадам? © Getty Images

Сегодня Украина сталкивается с невероятными вызовами в энергетической сфере. Россия продолжает обстреливать нашу энергетическую инфраструктуру, и разрушенные электростанции создают проблемы для миллионов людей, особенно в зимний период. Обстрелы энергетических объектов — это попытки использовать тепло и свет как оружие. Россия хочет заставить нас сдаться, надеясь, что социальные проблемы — от отсутствия электричества до холодных домов — сделают свое дело.

В таких условиях мы должны задуматься о том, как сделать нашу энергетику более устойчивой, менее зависимой от централизованных источников и способной работать даже в самые сложные времена. Одним из таких шагов является развитие более децентрализованной энергетической системы, с генерирующими мощностями как можно ближе к потребителю.

Как общественные организации помогают усиливать энергетическую устойчивость громад

Сейчас общественные организации и благотворительные фонды играют важную роль в обеспечении критической социальной инфраструктуры, такой как водоканалы, больницы и школы, дополнительными мощностями возобновляемых источников энергии (ВИЭ), в первую очередь солнечными электростанциями и системами накопления энергии.

В частности, с помощью только пяти общественных организаций и фондов («Экодия», «Экоклуб», Energy Act For Ukraine, RePower Ukraine, «Greenpeace Украина») уже построены разные объекты ВИЭ суммарной мощностью свыше 2 МВт. Но, несмотря на эти усилия, ОО не могут быстро покрыть всю территорию Украины, все социальные объекты в каждой области и громаде. К тому же большинство природоохранных ОО, помогая со строительством, начали выполнять не свойственные им функции.

Из-за недавних российских обстрелов ухудшилось энергоснабжение украинских АЭС
Из-за недавних российских обстрелов ухудшилось энергоснабжение украинских АЭС

Еще одна ключевая проблема: в украинских громадах, особенно малого и среднего размера, критическая нехватка квалифицированных кадров, которые бы занимались подобными объектами и более широким энергетическим планированием. А существующих внешних специализированных компаний, которые могут профессионально и качественно предоставлять соответствующие услуги, на все не хватит. В приведенных выше примерах ОО играли роль общей координации и контроля качества разработки и реализации проектов — роль, которую должны были бы выполнять специалисты соответствующих органов местного самоуправления. По нашему мнению, такой подход является действенным в краткосрочной перспективе, но нестабильным, с точки зрения качественного долгосрочного послевоенного восстановления.

Поэтому чрезвычайно важно развивать другие механизмы поддержки, которые могут помочь громадам идентифицировать, оценивать и реализовывать проекты ВИЭ и внедрять масштабные энергоэффективные меры. Одним из них может стать система энергетических консультантов, которая поможет местным органам власти ориентироваться в комплексных вопросах повышения энергетической устойчивости.

Энергетические консультанты: как это работает в мире

Это не новая идея — похожие системы энергетических консультантов уже активно функционируют во многих странах, в частности в Германии.

Энергетические консультанты анализируют здания, составляют технические задания, разрабатывают технико-экономические обоснования. Немецкое энергетическое агентство ведет реестр сертифицированных консультантов, что гарантирует их качественную и надежную работу.

Что именно делают энергетические консультанты:

  • анализ энергопотребления. Консультант проводит общий анализ здания или промышленного объекта, оценивает, сколько энергии потребляется, где есть потери, какие системы работают неэффективно;
  • разработка технических заданий (ТЗ). Специалист готовит рекомендации для модернизации: какие изменения необходимо осуществить, чтобы уменьшить затраты на отопление или освещение, следует ли устанавливать собственную генерацию или утеплять фасад. Он может помочь с разработкой ТЗ для привлечения соответствующих специалистов для установки солнечных станций, тепловых насосов и т.д.;
  • технико-экономическое обоснование. Консультант может рассчитать стоимость проекта, сроки окупаемости и потенциальную экономию. Например, он может сравнить затраты на разные типы утепления или системы отопления и показать, какие из них будут наиболее эффективными, а также предложить комбинацию решений, которые позволят достичь максимального эффекта по использованию энергоресурсов для потребителя;
  • сопровождение проектов. Консультанты могут помогать на разных этапах реализации проекта — от идеи до внедрения, а также осуществлять общую координацию разных подрядчиков, обеспечивая этим дополнительный контроль над качеством;
  • поиск финансирования. Энергетический консультант также может помочь найти источники финансирования, в частности государственные программы или международные гранты. Он ориентируется в требованиях, документации и может помочь подготовить необходимые заявки.

Как это может работать в Украине

В Украине сейчас не существует системы энергетических консультантов. Но создание определенной системы не должно быть самоцелью, ведь основная цель — решить вопрос отсутствия достаточной квалификации для идентификации, реализации и управления энергетическими проектами во многих украинских громадах.

Поэтому в первую очередь нужно изучить опыт других стран и адаптировать его для наших условий. Возможно, для Украины на первоначальном этапе может быть более эффективным не создавать новую систему с нуля, а усилить или реформировать действующие программы и инициативы.

В Европе энергетические консультанты обычно работают на коммерческой основе, предоставляя свои услуги бизнесам, ОСМД и местным органам власти для разработки энергетических проектов. В Украине в условиях войны такая модель может быть сложной для реализации, поэтому на первых этапах важно фокусироваться на поддержке муниципалитетов, где потребность в специалистах самая острая, а именно — малых (до 50 тысяч населения) и средних (с населением между 50 и 100 тысячами) громад.

Для этого на местном уровне могут работать консультанты, которые будут предоставлять услуги органам местного самоуправления относительно зданий, находящихся в их собственности. Главное, чтобы эти специалисты могли помочь с технической экспертизой для планирования и внедрения энергетических проектов.

Чтобы подготовить квалифицированных энергетических консультантов в Украине, необходимо внедрять соответствующие учебные программы и привлекать к этому специализированные учебные заведения. Для быстрого запуска подобной системы в тестовом режиме обучение экспертов по энергетике может осуществляться при поддержке уже действующих донорских программ, например Немецкого общества международного сотрудничества. А работники органов местного самоуправления, которые хотели бы стать энергетическими консультантами в своих громадах, могли бы пройти соответствующее обучение в региональных центрах повышения квалификации.

Успех этой инициативы будет зависеть от поддержки со стороны государства. Государственные органы, в частности Государственное агентство по энергоэффективности и энергосбережению и Государственное агентство восстановления и развития инфраструктуры, могли бы включить поддержку энергетических консультантов в свои задачи, возможно, стать соответствующими площадками для объединения энергетических консультантов и создания их сообщества. Министерство развития громад и территорий Украины также может выступить в роли координатора, оказывая организационную и финансовую поддержку, в частности от международных доноров, для развития этой инициативы.

По нашему мнению, пилотная инициатива должна быть сфокусированной. Например, охватывать не всю Украину, а четыре-пять областей и показать, что подобное обучение консультантов и предоставление услуг возможны. По нашему мнению, целесообразно сначала обеспечить такой помощью органы местного самоуправления в секторе зданий как одном из самых углеродоемких и в процессе местного стратегического планирования (подготовки муниципальных энергетических планов, планов действий устойчивого энергетического развития и климата и т.д.), а также при планировании мероприятий для объединений совладельцев многоквартирных домов.

НКРЭКУ хочет более чем в 100 раз повысить минимальные предельные цены на рынке электроэнергии
НКРЭКУ хочет более чем в 100 раз повысить минимальные предельные цены на рынке электроэнергии

Успех таких пилотных проектов позволит оценить и спланировать дальнейшее будущее системы энергетических консультантов. Практическое сотрудничество органов местного самоуправления с экспертами в предложенных темах даст возможность оценить их эффективность, а также сформулировать или откорректировать следующий запрос и потенциальное распространение на другие специализации и сектора.

Небольшие громады смогут получить необходимую поддержку, которой им обычно очень не хватает, государство в свою очередь — успешно достигать собственных целей по энергоэффективному восстановлению. Будет дан толчок развитию нового профессионального рынка — рынка энергетических консультантов, которые будут иметь определенный статус, узнаваемость, площадку для профессиональной коммуникации и получения новых знаний. Мы видим в этом почти идеальную ситуацию, где выигрывают все.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме