ПРОЩАЙ, СТАБИЛЬНАЯ ВАЛЮТА

Поделиться
Неудачный сценарий украинской экономики Мужики, вы чо?.. Вы чо, мужики?! В.Шукшин Сейчас. Сейчас я сформулирую общий вывод, предчувствие, состояние, а уж потом будем разбираться - кто почем...

Неудачный сценарий украинской экономики

Мужики, вы чо?.. Вы чо, мужики?!

В.Шукшин

Сейчас. Сейчас я сформулирую общий вывод, предчувствие, состояние, а уж потом будем разбираться - кто почем. Потому что разбираться надо спокойно. А для достижения спокойствия следует сделать глубокий вдох-выдох и перестать, наконец, оглашать окружающее пространство вопросом: за что? (Например, за что нам реальная угроза новой инфляции?)

Приступим к процедурам. 19 ноября 1997 года украинский межбанковский валютный рынок нарисовал число 2,03. Гривни за 1 доллар США. Этот рисунок - не что иное, как групповой портрет групповых же действий всех (повторяю - всех) властей, которых по иронии судьбы мы называем нашими. Уже 20 ноября курс межбанка составил 1,95 грн./долл. В пятницу, день малопоказательный, на межбанке гривней занимался, по сути, один банк - по курсу 1,884 - 1,885 грн./долл. Украинская межбанковская валютная биржа при нулевом предложении доллара и спросе от 29 млн. долл. в четверг до 18,5 млн. в пятницу показывала курс 1, 883 грн./долл. - за счет НБУ. На рынок ОВГЗ мы бросим взгляд позже.

Дальше тоже что-то будет, но. Каких бы весовых категорий ни достигала национальная валюта, удар состоялся. Симптомы кризиса застоя - налицо. Будем считать осознание этого факта медицинской природы упражнением «вдох-выдох». Теперь насчет «за что?». За что эти самые «наши» исполнители-законодатели так не любят нашу страну и наше население? Если они предпочитают какую-нибудь другую - пусть громко об этом скажут. Ну ответит кто-нибудь внятно: зачем эти граждане неудержимо стремились и продолжают стремиться в депутаты, министры, президенты? Чтобы получить указанный выше числовой результат?

Курс, цена национальных денег - это публичная цена существующей в стране власти или, как говорит глава НБУ Виктор Ющенко, «интегральный показатель». Уж настолько интегральный, что суммирует все: политическую грызню, предвыборную работу локтями, ошибки и злые умыслы, популизм и тупость, экономическую беспомощность и коммерческие компромиссы. К моменту наступления финансовой стабилизации страна пребывала в полной экономической стагнации и продолжает политику застоя по сей день. Сей день, когда уже случилось то, чего не могло не случиться, но чего не должно было быть. Никогда.

Ставить в вину Нацбанку неприятности с гривней можно, но тогда следует пояснить, что «стрелочник тоже виноват». Не может - даже самый идеальный и мудрый центральный банк (а у нас он не всегда самый мудрый) - ну не может он один выиграть всю реформу и вытащить всю экономику. Как сказал мой хороший коллега, наблюдающий за экономическими эволюциями властей с политической стороны, «двадцать восемь панфиловцев никогда не выиграют войну». Даже если очень постараются. И нет ответа на вопрос - зачем наши власти пришли к власти? Во всяком случае ответа, пригодного для публичного оглашения. Нет. Есть только твердая уверенность в том, что власти, даже находясь в добром здравии, сраму не имут.

Правление заседало. Правление решило

20 ноября Национальный банк продолжил свои мероприятия. Решено, что с 24 ноября учетная ставка НБУ составит 35% годовых, ломбардного кредитования - 37%. Это традиция такая - по четвергам и пятницам поднимать учетную ставку на 8-10% (в прошлую пятницу было 25% годовых). Далее. С начала декабря будут внесены изменения в порядок формирования комбанками обязательных валютных резервов и увеличены нормы резервирования с 11 до 15%. Эмиссионно-кредитному департаменту НБУ предложено провести (когда, как, на каких условиях - пока не ясно) депозитный аукцион по привлечению средств комбанков.

Назовем перечисленное мерами одного блока и перейдем ко второму. Цитирую: «Утвердить изменения и дополнения к порядку бухгалтерского учета и расчетов по счетам ЛОРО банков-нерезидентов в национальной валюте Украины». А также «признать недопустимыми операции по предоставлению уполномоченными банками-резидентами Украины кредитов в иностранной валюте для осуществления их дальнейшей продажи на валютном межбанковском рынке Украины с целью получения резидентами средств в гривнях». Что ж, попробуем понять, о чем, собственно, речь.

По причинам, к описанию которых мы еще вернемся, украинский валютный рынок попал в ситуацию повышенного спроса на доллар при избыточном - и обещающем возрасти - предложении гривни. Все знают, что рыночная цена возникает как баланс между спросом и предложением. Баланс складывается очевидным образом не в пользу гривни. Долларовые же резервы НБУ, с помощью которых можно было бы удовлетворить долларовый спрос, составляют, к сожалению, миллионов 270. Маловато будет для сколько-нибудь продолжительного удержания гривни с помощью интервенций. Тогда вступают другие способы балансирования, изложенные в постановлении правления НБУ. Попробуем оценить и способы, и ожидаемый эффект.

Прощай, стабильная валюта?

Начало на 1-й стр.

Увеличение учетной ставки, как следует из классической теории, означает удорожание внутренних денежных ресурсов и политику ревальвации национальной валюты. Поскольку в развитых странах учетная ставка - это реальная стоимость ресурсов в национальной валюте, эмитируемых центральным банком. В Украине такая политика известна под названием «политики дорогих денег». Но в Украине известно и другое.

Например, то, что учетная ставка НБУ имеет весьма косвенное отношение к цене займов. Потому что в общем объеме рефинансированного кредита чистых банковских займов, не связанных с покрытием дефицита бюджета, процента четыре из ста. То есть незначительные объемы денежных средств, продаваемых НБУ на кредитном рынке, не влияют на цену украинских денег. Зато учетная ставка в Украине служит прекрасным индикатором и светлым маяком для всей финансовой системы, интересующейся инфляционными планами власти. Времена минимальной инфляции приучили народ к мысли, что учетная ставка является слабо положительной, незначительно превосходящей уровень инфляции величиной.

В силу этого обстоятельства можно ожидать, что реакция на стремительный рост стоимости ресурса НБУ будет обратной: вместо необходимого уменьшения предложения национальной валюты на рынке (обусловленной ее вроде как большей привлекательностью) произойдет дополнительный и массовый сброс гривни - обусловленный нарастающими инфляционными ожиданиями. На валютный ранок выйдут те гривневые пассивы, которые их владельцы, приученные к стабильности, краткосрочно хранили. А вот дополнительного предложения иностранной валюты особо нет, как и было сказано. Справедливости ради заметим без комментариев, что, по словам Виктора Ющенко, чисто ажиотажное предложение гривни НБУ может погасить в течение 7-10 дней. Итак, абсолютно правильный шаг - поднятие учетной ставки, как заявка на ревальвацию гривни и наступление на инвалюту, - может привести к абсолютно неправильным результатам.

Что еще есть в запасе у НБУ? Меры по «запрету» валютного арбитража, изложенные в постановлении правления НБУ, скорее всего ожидает общая судьба всех «мер по запрету». Суть мер состоит в одобрении и «пропускании» только инвалютных кредитов под товарные поставки, под импорт. Суть их несостоятельности - в том простом факте, что законодательно срок импортной поставки ограничен 90 днями с момента авансирования. Имеет место немалый лаг. За это время может оказаться, что товара нет. Возникает, естественно, долг. Естественно, в валютном эквиваленте. Можно, и ничем не запрещено, перекупить (погасить) возникший долг в национальной валюте. Да, это удорожает контракт, но обойти запрет можно. То есть мысль, оформленная телеграммой НБУ от 31 октября, о том, что, запретив банкам куплю-продажу СКВ за счет собственной валютной позиции, можно избежать спекулятивных влияний на рынке, получила логическое завершение в процитированном решении НБУ.

Очень похоже, что практика контроля валютных контрактов на бирже возродится в полном объеме. Несмотря на его очевидную бесперспективность. Оставим это вместе с ЛОРО-счетами на профессиональное усмотрение НБУ и подведем промежуточный итог.

Если по учебнику, то увеличение стоимости национальных денег приводит к росту прямых инвестиций в страну, оживлению фондового рынка (пока ставки не достигают показателей гиперинфляции). Очевидно, НБУ имело в виду и это теоретическое оживление, повышая учетную ставку. Но, памятуя об украинских особенностях образования цены на деньги и валютного курса, заметим: прямые кредиты в национальной валюте, любые операции, доход от которых получается в гривнях, остаются менее выгодными и психологически более сложными, чем покупка на ту же гривню иностранной валюты. В этой ситуации наш фондовый рынок не может предложить нечто более привлекательное, чем рынок валютный, так что чаша весов в пользу ОВГЗ (а уж тем более - корпоративных ценных бумаг) не качнется. По очень многим причинам.

Зачем у нас было

так хорошо?..

Правилом хорошего тона (а также хорошей мины при плохой игре) стало ссылаться на кризисы, рожденные, как и грипп, в Гонконге. И разошедшиеся вирусным образом по всему свету, включая Украину. Мол, там спад активности, замедление темпов роста, в Штатах Доу-Джонс падает и т. д. Строго говоря, прямой связи между мировым финансовым кризисом и украинскими неприятностями нет.

Есть связь косвенная. Скажем так: если система (госзаймов, например) обладает прочностью финансовых пирамид и не обладает устойчивостью пирамид египетских, то есть, попросту говоря, дышит на ладан, то и гонконгский грипп может доконать. Мировой кризис наложился на неблагоприятную внутреннюю картинку, которая и без него складывалась жутко - и вот вам результат. А наложение произошло следующим образом.

При кризисе на собственном рынке нерезидентам понадобились «обратно» те средства, которые они вложили в Украину, привлеченные весьма либеральной валютной системой и хорошей системой платежей, доходностью и прочим. В этом случае нерезиденты готовы честно обменять те массы гривни, которые Минфин вкачивал в них через ОВГЗ все лето и пол-осени, на скромный доллар США. Нерезиденты-то готовы, а вот гривня - нет. И это - одна из главных составляющих повышенного спроса на доллар.

Вторая составляющая - порождение первой. А именно - валютный арбитраж, в который, предвидя, а потом и ощущая жажду доллара, пустились все, кто может. Таким образом, завал начался на рынке ОВГЗ и на нем, к сожалению, он в итоге и закончится. Не получится увеличения вложений ни в госбумаги, ни в корпоративные инвестиционные продукты. Причины очевидны: корпоративный рынок слаб и малоизвестен. ОВГЗ-рынок в связи с тем, что возможности быстро сбыть с рук купленную бумагу в нужный момент не существует, - бесперспективен. По оценке Виктора Ющенко, не более 5% эмитированных правительством облигаций оборачиваются на вторичном рынке разок-другой. И это все.

В довершение неудобств цена на ОВГЗ на первичном рынке устанавливается весьма оригинально. Минфин с чисто партизанским упорством молчит о размерах эмиссии облигаций, так что обычные покупатели играют с ним вслепую. Граница отсечения устанавливается не в момент фиксинга по балансу спрос-предложение, а из общих соображений эмитента. Таким образом Минфин держит доходность, однако, как показал эксперимент, не всегда это держание приводит к пристойным результатам. Привлекательность вложений в валютный рынок, рынок прямых кредитов, рынок ценных бумаг продолжает складываться отнюдь не в пользу ОВГЗ.

Заканчивая описание проблем козней нерезидентов, добавим, что главный инвестор в ОВГЗ - Россия - тоже зря винит во всем индекс Доу-Джонса. Главные - внутренние - проблемы у соседей похожие. Это и маловразумительная ситуация с Налоговым кодексом, нерешенная судьба госбюджета, политический кризис имени А.Чубайса. России не хватает только парламентских выборов, когда изумительно возрастает спрос на наличную валюту.

Да, о роли парламента: замечательно было придумано - принять два раза подряд пенсионно-маниакальные (они же - минимальные) законы, разморозившие инфляционные ожидания.

Последний патрон НБУ

Очень многое в дальнейшей судьбе финансовой системы (а за ней - и бюджетной, и исторической) будет зависеть от дальнейших действий НБУ. Пока что, как и подобает главному банкиру, Виктор Ющенко заявил о твердой решимости не дать упасть гривне. Но на этом пути, как мы знаем, могут водиться ужасы и кошмары в виде каких-нибудь новеньких решений парламента или отсутствия хорошего настроения у правительства и политического мужества у Президента.

В этом невеселом тексте мы посвятили так много слов Нацбанку потому, что в отличие решений других властей, его решения - плохие и хорошие - поддаются анализу и осмыслению. Во всяком случае, на сегодня НБУ был единственным, кто хоть что-то предпринимал, волновался, созывал (хотя и не всех) журналистов, наконец.

В это время законодатели скандалили по поводу архиважного мордобития во Львове. И слава Богу (не мордобитие, а то, что отвлеклись депутаты от руководства экономикой). Впрочем, некоторые глубоко отдельные депутаты ужасались и ругательски ругали власть. А некоторые - глубоко осведомленные - тихо радовались еще дня за три до 19 ноября, видя в предстоящем потрясении некую личную пользу и приятность. Правительство глухо молчало и что-то согласовывало. Обещанных «новых инструментов Минфина» на пятничном аукционе ОВГЗ замечено не было. Президент не бездействовал - он подписал проект закона «О дополнительных мерах по покрытию дефицита госбюджета» и отлетел на родину американского доллара. (Проект более чем спорный, он касается налогообложения и первичного, и вторичного рынка ценных бумаг во главе с ОВГЗ, и мы им займемся позже.)

Так вот, в связи с тем, что в итоге властной деятельности под угрозу поставлена сама Ее Величество стабильность гривни, а значит, и возможность населения в ближайшем обозримом будущем жить достойно, ваш автор считает необходимым оставить иронию и впасть в патетику.

Что, какие-такие предметы мешали правительству оптимизировать бюджетные расходы и тем самым не доводить ситуацию с ОВГЗ до сегодняшнего невыразимого состояния? Что мешало делать расходы бюджета через систему оплаты счетов, наладить работу Казначейства? Может быть, сегодняшняя ситуация наступила неожиданно и непрогнозируемо, как посевная на селе или зима в энергетике? Да нет же - нас всех вели к ней последние год-полтора уверенной рукой. Что рукой этой водило? Личные интересы? Личные счета? Персональные счеты? Некомпетентность? Политическая конъюнктура - хочется остаться при власти, чтобы продолжить в том же духе? Так вот, похоже, предел наступил. И если бы те, кто придет на волне коммуно-русо-мафиозо-популизма, хоть чем-то отличались от нынешней власти, первое движение души - «в отставку, все, скопом» - стоило бы узаконить. А так… Честно говоря - не знаю.

Виктор Ющенко, оглашая весь список мер Нацбанка, добавил, что это - еще «не последний патрон в обойме НБУ». А если дойдет до последнего, нам останется утешаться только сладостной мыслью о том, что 19 ноября Украина получила возможность посылать своих граждан в космос.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме