ХАРЬКОВЧАНЕ НАЧИНАЮТ ВСПОМИНАТЬ,

Поделиться
что такое улыбка и желанная работа Еще два года назад, во время предыдущей поездки Президента Украины по Харьковщине, заводы-гиганты, что называется, лежали...

что такое улыбка и желанная работа

Еще два года назад, во время предыдущей поездки Президента Украины по Харьковщине, заводы-гиганты, что называется, лежали. Достижением считалось работать два-три дня в неделю. Пожалуй, нет ничего страшнее пустующих огромнейших корпусов, когда не слышно скрежета станков и кранов, не видно толчеи на заводской проходной. Это картина пострашнее кладбища, ибо там отдых и освобождение, а здесь - горе живых, тех, кто в простое и без зарплаты.

Заводские склады были завалены невостребованной продукцией, но что такое живые деньги в коллективах забыли совсем. Их функцию выполняли тогда в Харькове не только трактора. В обиход вошла натуроплата - сахар, мука, колбаса, сгущенка. Обеды в столовых отпускались под запись в кредит. На ХТЗ в ходу были «библики» - так рабочие увековечили тогдашнего директора за выпуск талонов, которыми можно было рассчитаться за услуги внутри предприятия.

Осознав, что больше так просто денег в министерстве не получишь, что перестраивать работу придется, «красный» директорский корпус просил тогда Президента:

- Дайте правила игры. Не душите налогами. Наведите порядок в банковской системе. Дайте твердую денежную единицу. Помогите хотя бы тем, кто в состоянии выпускать конкурентоспособную продукцию.

Уже через год некоторые пожелания начали воплощаться в реальность. Первым среди гигантов заработал «Завод им.Малышева». Об этом заговорили сразу, хотя в его возрождение поверили немногие. В городе даже заключали пари - через сколько он остановится и успеют ли хоть раз выдать зарплату. Ситуация изменилась, когда первые танки ушли в Пакистан.

Вновь оживились харьковчане в апреле этого года, когда статистические данные подытожили: по результатам работы за первый квартал не спад, а рост объемов производства. Тенденция сохранилась. За десять месяцев рост составил 6,1 процента. Особенно показателен в этом плане октябрь, когда в сравнении с сентябрем выпуск промышленной продукции увеличился на 22 процента. Свои объемы нарастили свыше половины предприятий области.

Третьего ноября на газоперерабатывающем заводе «Шебелинкагазпром» состоялся пуск установки для производства высокооктанового неэтилированного бензина Аи-98 производительностью 265 тысяч тонн в год. Современные технологии и оборудование закуплены благодаря контракту предприятия «Шебелинкагазпром» акционерного общества «Укргазпром» с американской фирмой Basic Systems Inc. Финансирование шло за счет кредита Экспортно-импортного банка Украины под гарантии правительства. Кредит уже практически погашен за счет поставки и реализации продукции АО «Укргазпром».

Редко какой рабочий визит высших должностных лиц нашей державы обходится без пребывания на ХТЗ, без выставки техники, посещения Президентом или премьером сборочного конвейера и совещания с производителями сельхозмашин. Побывав в ноябре с.г. в Харькове, Леонид Кучма за руль трактора не садился. Все остальное было соблюдено в строгости. Участникам совещания по вопросам тракторостроения - министрам, губернаторам, директорам - было над чем задуматься и что обсудить. Более 70 процентов отечественной техники не соответствует мировым стандартам по производительности, качеству, а также по условиям труда механизаторов. Особенно ненадежны тракторы, изготовленные в последнее время: работа их без поломок немногим превышает 50 часов. Еще хуже ситуация с сеялками, культиваторами, плугами - 40 часов. Кукурузоуборочная техника до первого ремонта нарабатывает 14 часов, свеклоуборочная - 12. Как видим, вопрос стоит жестко: либо мы научимся изготавливать технику по мировым стандартам, либо прекратим ее производство.

Исходя из реальных потребностей сельского хозяйства (60 процентов тракторов отработали свой нормативный срок), увеличение объемов тракторостроения для Украины является задачей стратегической. И выполнение ее в значительной мере ложится на плечи коллектива ХТЗ. Мощности этого предприятия позволяют выпускать до 15 тысяч тракторов типа Т-150 в год. В целом возобновление производства дало бы работу не менее чем 50 крупным предприятиям-смежникам и 100 заводам помельче, а отрабатываемые новой техникой площади можно было бы увеличить на 20 процентов. Кроме того, развитие собственного производства - это еще и сокращение валютной нагрузки на 500-600 млн. долларов в год, ибо отечественная техника в 2,5-3 раза дешевле импортной.

Сегодня в арсенале ХТЗ - трактора разных модификаций. С целью улучшения качества на «узких местах» применяются зарубежные комплектующие. С декабря прошлого года предприятие не увеличивало цен на продукцию, возобновило систему сервисного гарантийного обслуживания. Казалось бы, сдвиги просматриваются, но работу продолжают сдерживать два звена - некачественные отечественные двигатели и неплатежеспособность заказчика.

Над созданием отечественного зерноуборочного комбайна работают сегодня 9 заводов. Больше других, по мнению специалистов, соответствуют современным требованиям «Лан» и «Славутич». Они и определены как приоритетные в следующем году. Ставится задача: поставить сельскому хозяйству по 100 машин. На такую же цифру намерен выйти и Харьков, который в этом году предложил селу польский комбайн «Бизон» в совместном производстве с «Заводом им.Малышева». 50 «Бизонов» отработали на уборке ранних зерновых в семи областях Украины и продемонстрировали свои высокие технические и эксплуатационные характеристики. Как показала практика, установка дизельного двигателя завода «Серп и молот» намного улучшает работу комбайна, на 25-30 процентов уменьшает расход топлива.

Немаловажно, что, предложив сельхозпроизводителям комбайн «Бизон», Харьков обошелся без бюджетного финансирования. Был применен лизинг с участием коммерческих банков.

В Харькове, издавна сильном своей оборонной промышленностью, есть предприятия, которые как бы в тени, журналисты их еще не успели «рассекретить». К примеру, что представляет собой «Монолит», или, как привыкли говорить харьковчане, завод

им.Шевченко? Вот лишь несколько фактов из жизни этого предприятия. Завод участвовал в производстве оборудования для шлюзов канала Волга-Москва. Осваивал серийное производство установок гвардейских минометов «Катюша» (первые испытания заводского образца были произведены в июле 1941 года на Чугуевском полигоне). С 1953 года шевченковцы участвовали в производстве аппаратуры космических систем управления, есть их заслуга и в запуске первого летчика-космонавта Ю.Гагарина. С 1972 года завод изготавливает автоматические системы управления энергоблоками атомных электростанций. В течение 25 лет здесь создано три поколения средств механизации. В нынешнем арсенале объединения «Монолит» - разработка нового поколения распределительной микропроцессорной системы управления на базе сети локальных вычислительных систем и многое другое.

Еще год назад «Монолит» лежал в полном смысле этого слова. Сегодня он работает пять дней в неделю, выполняя заказы как внутренние, так и зарубежные.

Аналогичная ситуация и на Харьковском государственном авиационном производственном предприятии. В содружестве с АНТК им.Антонова этот коллектив работает сегодня над выпуском самолетов АН-72, АН-74, их модификациями. Кроме того, осваивается производство агрегатов и в целом всего самолета АН-140. Объем реализации за девять месяцев, по сравнению с прошлым годом, составил более 270 процентов. Кредиторская задолженность за последние полгода уменьшилась более чем на половину.

Конечно, говорить о полном возрождении харьковских предприятий, пожалуй, рано. Но не заметить росточки нового - еще слабые и не очень устойчивые - нельзя. Пройдя низшую точку падения, коллективам и их руководителям приходится ежедневно сталкиваться с целым клубком проблем. Здесь очень важно не заморозить их не до конца продуманными законами, не смести бураном предвыборных кампаний. У предприятий есть заказы, есть перспективы. Заводчане вновь вспоминают, какая это радость - вовремя получать зарплату.

Харьков - город особый, не кричащий, если хотите, город полутонов. Он не стремится к рычагам власти, как Днепропетровск, не может похвастаться и политическими баталиями, как Киев. С виду он - провинция, по существу - работяга. Харьковчане спешат медленно, не суетятся, но если уж впрягаются в работу, то тянут. Похоже, в какую сторону и что тянуть, они уже определились.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме