АСТРОФИЗИКА КАК ЗАЛОГ... КОММЕРЧЕСКОГО УСПЕХА

Поделиться
Чем характеризуется переход от коммунизма к капитализму? Ну, конечно же, всякими там премудростям...

Чем характеризуется переход от коммунизма к капитализму? Ну, конечно же, всякими там премудростями типа формирования институций частной собственности, приватизации государственных предприятий, отказа от партийно-политического диктата. И все же наиболее интересны вопросы психологической перестройки жителей Восточной Европы. Например, откуда в странах, в которых так долго и успешно подавлялись любые проявления личного предпринимательства, берутся свои собственные предприниматели?

Мечислав Прожинский чем-то похож на Джона Леннона. И сходство это подчеркивается его любовью к джинсам и безрукавкам, в которых он терроризирует мирную Варшаву, гоняя по ее улицам на знакомом всем джипе. Когда-то он занимался астрофизикой, а ныне возглавляет группу процветающих польских предпринимателей, в которую, кроме него, входят еще и бывшие ночной сторож, философ и авиаинженер.

На первый взгляд, ни одна из этих профессий не может дать столь необходимых для частного предпринимательства навыков. Но откуда-то же появляются новые польские бизнесмены? При коммунизме поощрялись разнообразные формы рутинного бюрократического труда клерков, но никак не виды деятельности, связанные с рискованными финансовыми операциями. А необходимость обеспечения абсолютной занятости всего трудоспособного населения приводила к ситуации, когда такой неординарной личности, как Герман Ижицкий, приходилось работать ночным сторожем в институте. Только у Джесека (перевалившего за 40-летний рубеж и являющегося самым старшим по возрасту в группе) еще при старом режиме прорезывалась склонность к авантюризму: ему удалось на велосипеде пересечь Сахару. Сам же Прожинский астрофизикой занимался достаточно успешно, к его услугам прибегало даже американское НАСА, однако затем, придя к печальному выводу, что ему все равно не удастся войти в десятку сильнейших астрофизиков мира, Мечислав решил попробовать счастья в бизнесе.

Начинали Прожинский и его соратники с оказания зарубежным инвесторам переводческих и консалтинговых услуг, а также с попыток найти за рубежом покупателей на польские товары. Однако особого успеха добиться им не удалось. Единственным положительным результатом их разнообразной деятельности стала успешная игра на бирже, к которой они приступили еще до того, как в Польше были приняты соответствующие юридические нормы.

В 1989 году централизованная система государственного финансирования газет потерпела крах. Парламент принял решение приступить к продаже газетных активов. И хотя в Польше было с избытком талантливых журналистов, клерки, чья работа раньше громко именовалась «издательской деятельностью», не имели ни малейшего представления, как ее осуществлять в условиях свободной конкуренции. По всей видимости, именно здесь открывалось широкое поле деятельности для новоявленных предпринимателей.

Внимание астрофизика привлекло название научно-фантастического журнала «Фантастика». Его партнеры заинтересовались детскими журналами комиксов. Но их первым (и самым успешным) детищем стал журнал «Poradnik Domowy» («Домашний советчик»). Начав со 150 тысяч экземпляров, этот журнал завоевал сердца полек и уже через два года его тираж достиг 2,5 млн., завоевав титул польского журнала-бестселлера. Кроме этого журнала группа Прожинского издает также с дюжину научно-популярных, познавательных и детских журналов.

Если бы история на этом и заканчивалась, то мораль ее могла бы быть вполне оптимистичной: группа молодых поляков успешно совершила переход от коммунистического образа жизни к капиталистическому. Торговый оборот их издательского дома составил за прошлый год 39 млн. долларов. Но, скорее всего, история еще только начинается.

Если внимательнее присмотреться к источникам успеха этой группы, то становится очевидным, что они сумели вписаться в крутые и непредсказуемые повороты монетарной, административной и законотворческой политики польского правительства, характерной для переходного периода. Приобретение той же самой «Фантастики» партнеры вспоминают как сплошной ночной кошмар: правительство бросалось из одной крайности в другую, решая то сдать его в аренду, то, наоборот, нанять новых сотрудников, и сдалось в конце концов только после того, как Прожинский с партнерами подкупили издателей этого журнала. Даже в таких простых вопросах, как выплата гонораров художникам, создававшим комиксы для детских журналов, было так много «подводных камней», что приходилось трансформировать общество с ограниченной ответственностью в совместное предприятие, а затем возвращать его к первоначальному виду. Кроме того, книгопечатание в Польше находилось на таком низком уровне, что Прожинскому пришлось инвестировать его развитие для того, чтобы обеспечить своей продукции хоть сколько-нибудь конкурентоспособный вид.

Вызывало ли отчаяние то, что в момент начала их предпринимательской деятельности вся страна погружалась в хаос? Нет, уверяет Прожинский. Этот хаос послужил даже на пользу им, так как временно попридержал зарубежных конкурентов. С самого начала Прожинский отчетливо сознавал, что как только ситуация в Польше более-менее стабилизируется, зарубежные издатели постараются захватить ее рынок. Именно это сейчас и происходит. С 1994 года Польшу стали завоевывать всемирно известные женские журналы немецких издательств. Журнал «Dobre Rady» («Хороший совет»), подготовленный издательством Burda, составил флагману издательской продукции группы Прожинского очень серьезную конкуренцию.

Для того чтобы оказать достойное сопротивление иностранным «агрессорам», польским издателям придется отказаться от тактики, которая принесла им такой успех в годы дестабилизации польского общества. Весьма мощная финансовая организация, включающая рекламное издательство, клуб книголюбов и даже несколько типографий, сейчас стоит перед проблемой серьезной реструктуризации, заключающейся в открытии нескольких совместных предприятий, а также в поисках новых управляющих, способных к самостоятельному решению задач в рамках единой общей стратегии. К тому же у Прожинского есть очень уязвимое место: он категорически отвергает рекламу табачных изделий, а в детских журналах считает недопустимым размещение вообще какой-бы то ни было рекламы. Такая щепетильность может оказаться не по карману польским романтикам в момент перехода от детского идеализма к циничной меркантильности умудренного жизненным опытом современного общества.

Подписи к диаграмме:

Тираж «Домашнего советчика», млн. экз.

Торговый оборот группы Прожинского, млн. злотых

(По материалам журнала «Economist»)

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме