УКРАИНСКИЙ БАЛЕТ СЕГОДНЯ: РАЗВИВАЕТСЯ ИЛИ СУЩЕСТВУЕТ

Поделиться
Завершается очередной киевский театральный сезон. Скоро театры закроются на летние каникулы, труппы разъедутся на гастроли и, наконец, утомленные артисты уйдут в отпуска...

Завершается очередной киевский театральный сезон. Скоро театры закроются на летние каникулы, труппы разъедутся на гастроли и, наконец, утомленные артисты уйдут в отпуска. Но перед длинной летней паузой, в самом финале сезона, иногда в театрах что-то происходит, что-то свершается. Благодарный и верный зритель ждет этого момента, чтобы, насладившись новым творческим всплеском, подводить потом итоги и хранить в памяти хорошее...

Действительно, в целом театральный сезон 1996/1997 года можно назвать весьма урожайным на балетные события: в Киев приезжали на гастроли артисты Большого и Мариинского театров, радовали зрителей своими выступлениями солисты и целые балетные коллективы, участники международных конкурсов и фестивалей - балетных имени С.Лифаря и «Серж Лифарь де ля данс» и театрального «VI Мистецьке березілля. Музика». Проходили грандиозные гала-концерты с участием уже известных и только начинающих звезд балета, были представлены новые спектакли, состоялись неожиданные премьеры и дебюты, творческие вечера и бенефисы... Страницы киевских газет запестрели фотографиями и материалами о балете и его мастерах. На устах журналистов и критиков, в их репортажах и публикациях зазвучали имена Людмилы Семеняки и Вадима Писарева, Алексея Ратманского и Аллы Сигаловой, Анастасии Волочковой, Андрея Баталова, Георгия Ковтуна, Николая Боярчикова, Аллы Рубиной и многих других... Чаще стали появляться рецензии и аналитические статьи, авторы которых высказывали свое мнение о достоинствах и достижениях современного украинского балета, откровенно говорили о его проблемах, анализировали состояние театральных коллективов. Профессионалы балетного театра стали частыми гостями передач радио и телевидения, их стали активно интервьюировать, приглашать на всевозможные ток-шоу и авторские программы. Встречаясь регулярно на разного рода театральных импрезах, специалисты отметили, что интерес к балету в Украине отнюдь не угас, а скорее наоборот, и, что совсем уж замечательно, внимание со стороны масс-медиа к сей «летучей» и труднопостижимой сфере творческой деятельности за последнее время заметно возросло.

Неудивительно поэтому, что именно сейчас, а точнее, в начале июня в конференц-зале Национальной филармонии открылся Дискуссионный клуб, посвященый проблемам хореографии в Украине. Инициатором и организующим центром этой уникальной акции (подобные ассамблеи специалистов в этой области не проводились у нас вот уже более 10 лет!) стал отдел культуры газеты «Зеркало недели». Первое заседание клуба было посвящено проблеме воспитания артистов балета в Украине - краеугольному камню в ряду других весьма важных вопросов, которым планируется посвятить следующие встречи. Поводом для вынесения на дискуссию именно этой темы послужили результаты не совсем обычного анонимного анкетирования, проведенного недавно автором этих строк среди педагогов и учащихся Киевского государственного хореографического училища (КГХУ), а также в других балетных учебных заведениях Киева и Харькова.

Из ответов опрошенных вырисовалась весьма грустная, но, к сожалению, ставшая уже привычной для нас за последнее время картина: профессиональное хореографическое образование, собственно, как и вообще образование в Украине, переживает сегодня глубочайший кризис. Из-за отсутствия финансирования государственные учебные заведения перестают нормально функционировать и практически умирают; идет повальное сокращение учебных часов и, соответственно, штата; педагогов увольняют или же они уходят сами - администрация не заинтересована их удерживать; обучают будущих артистов балета сейчас редкие самоотверженные энтузиасты, зарплату которым выдают с опозданием в несколько месяцев; перспективы - никакой. Из-за бытовой неустроенности и финансовой нищеты растут взаимные недовольство и неприязнь, а вследствие этого происходит отторжение учеников от педагогов. Первые, как правило, недовольны отношением к себе и к самой работе со стороны взрослых, а последние крайне возмущены нулевыми результатами своего порой многолетнего труда как в плане оплаты, так и в моральном аспекте. Часто в поисках лучшей методики преподавания ученики бесконечно меняют учителей, что далеко не лучшим образом сказывается как на моральной обстановке, так и на учебном процессе. 80% опрошенных студентов КГХУ требуют возвращения нормального количества общеобразовательных дисциплин, увеличения часов по специальным предметам (классическому, дуэтному, народно-сценическому танцам и др.), многие огорчены тем, что слишком редко выходят на сцену в период учебы... Все в недоумении: почему Национальная опера Украины - главный столичный театр, который, казалось бы, всецело должен опекать своих будущих солистов, абсолютно не заинтересован в сотрудничестве с КГХУ?

Перед вами - отрывки из анкет, нередко напоминающие отчаянный сигнал «SOS»:

«Государство должно больше уделять внимания как искусству балета в целом, так и нашему уникальному учебному заведению, нормально оплачивать труд педагогов...» «Меня очень удивляют богатые люди: они вкладывают деньги в разные рекламные акции, а вложить их в единственное в своем роде КГХУ не хотят! Они не понимают, что наше училище - это будущее Украины». «Нам все время твердят, что мы - элита общества и что мы должны нести людям радость. Извините, какую радость может нести необразованный человек, который не знает даже родного языка, не говоря уже об иностранных? Зачем ликвидировали в училище многие предметы?.. Что же, вы считаете, что из нас выйдут хорошие танцовщики и образованные люди? Лично мое мнение: для жизни мало уметь работать ногами, нужно иметь кое-что в голове и в душе. Где же все это взять?» «Меня очень волнует сильное сокращение общеобразовательных дисциплин. В итоге мы не получаем элементарного среднего образования. О поступлении в какой-либо вуз после окончания училища не может быть и речи». «Если государство не в состоянии помочь училищу - пришло время вводить платное обучение...» «Занятия с нами проводят настоящие профессионалы, только мы понимаем, что при таких мизерных зарплатах редко кто будет вкладывать в нас свою душу, зажигать искру таланта...» «В школе отменили половину уроков, а потом от нас требуют, чтобы мы были образованными людьми. Приходится учиться самим, кто как может. Так и проходят серые будни, а мы мечтаем о лучшей жизни...» «Заходя в класс, первым делом я отряхиваю парту от кусков осыпавшегося потолка и пыли, иначе моя одежда будет вся грязная...» «В анкетах многие писали неправду, так как боялись последствий. Многие решили оставить свое мнение при себе...» «Из-за отсутствия денег из училища уходят многие хорошие специалисты, а в результате страдаем мы, ученики. Стараюсь закрывать глаза на недостатки нашего училища, так как я из тех немногих, которые получают здесь все, что им надо. Но если посмотреть на все глазами других - каково же им?..» «В танцевальных залах давно пора заменить полы. Нам очень тяжело работать на уроках - постоянно попадаем в дыры, часто падаем». «Мое мнение такое: училище надо приватизировать!» «Я не всегда согласна с тем, что происходит в училище, кое-что меня обижает, многое не удовлетворяет. Но вся эта боль находится далеко-далеко внутри меня, а чтобы не плакать - я смеюсь...»

Не правда ли, острые, серьезные проблемы и столь же острая и серьезная реакция на них будущих танцовщиков должны были, казалось бы, взволновать, глубоко затронуть и, наконец, собрать воедино всех заинтересованных и причастных к искусству балета лиц. На дискуссию были приглашены профессионалы - деятели украинского балета, народные и заслуженные артисты, мастера хореографиии, авторитетные специалисты, теоретики и практики, а также конкретные должностные лица и представители Министерства культуры. К сожалению, именно те, кто каким-то образом может или просто обязан по долгу службы решать вопросы, связанные с проблемой хореографического образования в Украине, увы, не сочли нужным посетить заседание. А может быть, они просто испугались встречи с коллегами и журналистами? Думается, сам факт такого отношения к делу стал ответом на вопрос «Украинский балет сегодня развивается или существует?»

И все же, несмотря ни на что, мы дождались долгожданного яркого всплеска под конец театрального сезона! Одно за другим на сцене Национальной оперы происходили неординарные события. На радость публике второй раз за сезон в плановом спектакле выступил Алексей Ратманский. Глаз нельзя было отвести от его в высшей степени утонченного, вдохновенного Альберта в старинном романтическом балете «Жизель» А.Адана. Это было для танцовщика своеобразной генеральной репетицией перед московским спектаклем: здесь он танцевал в дуэте с Татьяной Белецкой, там будет партнером Эвелин Харт.

На «ура» прошел традиционный отчетный концерт воспитанников КГХУ. Некоторые из них уже стали известны в Киеве. Это Денис Матвиенко, Артем Дацишин, Наталья Лазебникова, Алина Кожохару, Руслан Бенцианов, которые не раз достойно демонстрировали «школу» на большой сцене, доказывая своими выступлениями, что у нас есть еще порох в пороховницах...

И наконец, последний подарок сезона - бенефис известной балерины, народной артистки Украины Татьяны Боровик. Это был незабываемый вечер балета, озаренный талантом Личности. В знаменитой сцене «Тени» из «Баядерки» ее Никия предстала в видениях Солора (А.Козлова) невесомой печальной тенью. В забавной истории, которую сочинила на музыку Рене Обри неутомимая фантазерка Алла Рубина, балерина превратилась в хулиганистую, вихрастую, смешливую и по-детски открытую девчушку, до самозабвения увлеченную розыгрышем чудаковатого юноши (А.Козлов). Тягуче-сладостно погибала, пытаясь противостоять неумолимому ходу вещей, ее Роза, предельно выразительно и певуче воплощая в пластике каждого движения дивную мелодию Густава Малера («Гибель розы», хореография Р.Пети)... А в финале концерта Татьяна Боровик - героиня и хозяйка вечера - появилась на сцене изысканной и утонченной Прекрасной Дамой в роскошном вечернем платье «от кутюр» в окружении друзей и партнеров, и зал в восторге приветствовал красивую Женщину и великолепную Балерину. Такое не забывается!

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме