КУКЛЫ – ЭТО СЕРЬЕЗНО

Поделиться
Это было в 1976 году на приемных экзаменах в студию по подготовке актеров-кукловодов при Киевском го...

Это было в 1976 году на приемных экзаменах в студию по подготовке актеров-кукловодов при Киевском государственном театре кукол (это был единственный набор, который по неизвестным причинам больше не возобновлялся, а жаль...)

Робко закрылась дверь после очередного абитуриента и члены экзаменационной комиссии уже было собрались обсуждать претендентов, когда резко открылась дверь и вошел юноша со своими (!) куклами в руках и попросил комиссию посмотреть его кукольные номера. Он хочет стать актером театра кукол.

Показанные им сатирические миниатюры поражали острой наблюдательностью, фантазией и очень высоким профессионализмом. Собственно это уже был сложившийся актер, которого тот час же зачислили в творческий состав театра, радуясь такой удаче. Таким образом, уже можно сказать бывший экономист (он закончил Киевский институт народного хозяйства) и бывший воспитанник самодеятельного театра кукол им. С.Образцова Сергей Чуркин стал актером Киевского государственного театра кукол.

Этот самодеятельный актер, казалось, умел все, что должен уметь профессиональный актер-кукловод и прежде всего знал технику вождения кукол основных систем, и знал основательно. Кроме этого, он как никто из его многоопытных коллег старался понять детскую душу. Позволю себе сказать и думаю, что со мной согласятся коллеги, - пожалуй, трудно найти актера, который так понимает и чувствует зрительный зал как Сергей. Он его вначале пробует первыми репликами, первыми пластическими пробами с куклой и сразу же улавливает атмосферу зрительного зала с тем, чтобы, завоевав его внимание, нести в юные души свой эстетический заряд. Приведу пример исполнения им роли Медведя в лирической сказке «Маша и медведь» В.Швембергера.Это удивительно трогательная история о том, как одинокий, суровый медведь наконец-то нашел себе друга в лице маленькой озорной девочки Маши, но которая никак не может оставить своих престарелых родителей с тем, чтобы жить у Медведя. Пьеса заметно отличается от одноименной народной сказки, где Маша, чтобы попасть к родителям, обманывает доверчивого Медведя. В спектакле эта не лишенная иронии и мягкого юмора история играется актером, не меняя заданного режиссером рисунка, - по-разному, в прямой, не компромиссной зависимости от возраста зрителя. А в зале, как правило, бывают зрители двухлетнего возраста и старше.

Бывают даже годовалого возраста, и на все наши недоуменные вопросы чаще всего от родителей можно услышать такой ответ: «Мы были в зоопарке, и ребенок все понял! В театре им С.Образцова детям моложе 4-х лет просмотр спектакля просто запрещен, но это отдельный разговор.

Актер понимает, что зритель какого бы ни был возраста, не должен уйти из театра равнодушным. И при всей заданности кукольной драматургии, его работы, как правило, неоднозначны, хоть и узнаваемы благодаря его зоркому глазу пытливого художника. Его герои из спектаклей для взрослых по своему содержанию и пластической форме сразу же выделяются своей неоднозначностью и тайной при всей комедийности жанрового прочтения. Творец («Божественная комедия» И.Штока) в отличие от такого исполнителя как незабвенный З.Гердт, у С.Чуркина скорее всего неудавшийся философ, который, вначале уверовав в свою фальшивую доктрину, потом находит в себе мужество отказаться от ее порочной и антигуманной сути. Его фраза «Чего же вы хотите, люди?», адресованная духовно прозревшим Адаму и Еве, звучит не вопрошающе недоуменно, а как бы подводит итог его размышлениям, его прозрению. Сам спектакль в годы разгула идеологического диктата был своеобразным и довольно смелым вызовом-пародией на систему воспитания «нового человека» по образу и подобию людей «c пылающими сердцами», исповедующими «самое передовое в мире учение». Этот творец, который так хотел сделать из Адама и Евы не свободных людей, а послушных марионеток, анатомируется актером в тесном союзе с публицистикой, где на первый план уже выходит сама позиция актера. Иными, более острыми и резкими красками рисует он своего никогда не унывающего Швейка («Иосиф Швейк против Франца-Иосифа» по Я.Гашеку). Герой С.Чуркина хочет невозможного - разрушить Австро-Венгерскую монархию но не революционными средствами, а своими: иронией, юмором, сатирой. В спектакле действует и большая, в рост человека кукла, ведомая актером, которого видит зритель (ее называют планшетной), и ее маленький дубликат - точно такая же, но уже на ширме.

Этим куклам веришь, как верят талантливому актеру в драматическом театре, который свою роль проживает, а не декларирует; хоть кукла и символ (театроведы называют это психологической доминантой, т.е. человеческой сутью того или иного кукольного персонажа), но ей доверяешь даже в таких трагикомических ситуациях, где казалось бы, в самый раз заменить куклу живым актером.

Актер любит насыщать своих героев лирико-философским содержанием, но делает это осторожно, я бы сказал тактично, и таким образом, чтобы ни в коей мере не разрушить образной основы персонажа и всей художественной целостности спектакля. Так его неугомонный Винни-Пух и внешне, и внутренне очень похож на своего мультпредшественника (режиссер не хотел уходить от популярного мультфильма, но вступил с ним в своеобразное соревнование), но в некоторых эпизодах, и особенно в паузах, его кукла настолько выразительна в своей пластике, что ощущаешь в ней какую-то недосказанность, какую-то только ей присущую тайну.

В темпераментном и искрометном скоморошьем зрелище «Ищи ветра в поле» В.Лифшица, где актер исполняет роль скомороха Вани (без куклы, как в драмтеатре), и уже как кукловод трагикомическую роль затюканного своей сварливой женой Деда. Куклу в его удивительных руках можно сравнить, пожалуй, только со скрипкой в руках виртуоза-скрипача, который извлекает из нее высокое искусство. Его герой - трогательное существо, вынужденное насиловать свою природу в угоду своей жене. Ведь она считает, что, имея волшебную шкатулку, можно практически не работать, ибо все, что захочешь появится, стоит лишь приказать. А Дед С.Чуркина прекрасно знает цену богатству, точнее, истинную цену труда, который и приносит эти богатства, но не таким легким способом. Этот конфликт играется актером так пронзительно, так искренне и не без его удивительного юмора, и человечно. Смотришь на его куклу и не отводишь от нее глаз. Вот оно незабываемое чудо искусства, из-за которого и верят зрители Театру кукол!

Успев закончить заочно, разумеется (семья, дети), факультет режиссуры театра кукол в С.-Петербурге (ЛГИТМИК) он успешно поставил два спектакля «Ивасик и Змея» Е.Чеповецкого и «Калифа-Аиста» В.Маслова. А по приглашению тайбейской администрации он поставил «Калифа» на сцене местного театра кукол и там же осуществил еще одну постановку местного автора «Желание императора». Помимо этого, по просьбе местной творческой общественности он провел семинар-стажировку для профессиональных и самодеятельных актеров-кукольников.

О нем можно говорить очень много... Это один из самых читающих актеров театра, с которым приятно и интересно говорить обо всем и, конечно же, об искусстве. Его он любит самозабвенно... Это его призвание.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме