Евгений Станкович: МУЗЫКА — ЭТО МОЯ ЖИЗНЬ

Поделиться
Среди ровесников - композиторов из поколения «шестидесятников» личность народного артиста Украины, лауреата Государственной премии им.Т.Шевченко Е.Станковича на первый взгляд - наиблагополучнейшая...

Среди ровесников - композиторов из поколения «шестидесятников» личность народного артиста Украины, лауреата Государственной премии им.Т.Шевченко Е.Станковича на первый взгляд - наиблагополучнейшая.

Он всегда был одним из первых, казалось, это - знак судьбы: вступление в Союз композиторов, издания сочинений и записи на пластинки и в фонды радио, исполнения и премьеры...

Лауреат международных конкурсов, автор четырех балетов, фольк-оперы, Реквиема, десяти симфоний, музыки к 70 кинофильмам. Е.Станкович - один из наиболее известных в мире соотечественников. Когда некоторых коллег исключали из Союза композиторов, он находил какие-то невероятные творческие силы и писал музыку, отвечавшую идеологическим требованиям официальных властей. Возможно, эта «признанность» на высших уровнях, эта «обласканность», эта «благополучность» во многом стали причинами внутренних противоречий личности художника и его психологических проблем в связи с началом «перестройки» в искусстве и практически потерей к нему всякого интереса со стороны нового руководства страны.

Когда-то многим казалось, что в музыке Е.Станковича слишком много национального - и уже подготовленная к постановке его фольк-опера «Цвіт папороті» практически в канун премьеры «запрещалась и отменялась». Затем, уже во времена «агонии застоя», подготовленная ценой невероятных усилий постановка балета «Прометей» увидела свет рампы лишь один или два раза. «Ольга» - балет о первой христианке нашей земли древнекиевской - ушел со сцены вместе с его музыкальным руководителем, народным артистом Украины С.В.Турчаком.

И сегодня сочинениями народного артиста Украины, композитора Е.Станковича больше интересуются, по-моему, далеко за пределами Украины. Премьеры его новых сочинений происходят в Швейцарии и Франции, США и Канаде. Вот уже полгода композитор живет в Виннипеге (Канада).

24 марта в Колонном зале им.Н.Лысенко Национальной филармонии Украины состоялся авторский вечер Е.Станковича, организованный при участии Французского культурного центра в Киеве. В концерте приняли участие известные французские музыканты Ф.Кюпер - кларнет, Н.Сантос - альт и С.Айнтс - фортепиано, а также народная артистка Украины Н.Матвиенко и государственный ансамбль солистов «Киевская камерата» под управлением заслуженного деятеля искусств В.Матюхина.

Многие пришедшие в тот вечер были уже в полной уверенности в том, что композитор покинул родину. Об этом, а также о многом важном в жизни художника, определяющем новые ориентиры его творчества, - наша беседа с композитором Е.Станковичем.

- Евгений Федорович, я поздравляю вас с прекрасным концертом, уверена, меня поддерживают все, кто был в зале. Давно не было авторского вечера Е.Станковича в Национальной филармонии!

- Мне было очень приятно, тем более, что уникальный зал почти 10 лет был на реставрации. Я очень рад быть дома. По-моему музыканты сделали все, чтобы концерт получился.

Конечно, французских музыкантов уже хорошо знают в мире, они имеют имя. Но то, что рядом с ними показала высокий уровень исполнительского мастерства «Киевская камерата» и В.Матюхин, меня приятно удивило. Это уже сложившийся музыкант, настоящий дирижер, способный решать сложнейшие музыкальные задачи. Нет необходимости говорить о мастерстве Н.Матвиенко - это уникальная певица, и я счастлив, что она согласилась выступить в моем концерте. Я очень благодарен всем музыкантам.

- Евгений Федорович, по-моему, уникальность этого проекта в том, что все его участники во время подготовки находились в разных странах. Как удалось все «свести» в единое целое?

- Центром стала Л.Олийнык, которой я благодарен в первую очередь, т.к. именно она осуществляла координацию и организацию концерта. В наше время уже все понимают, насколько это сложно. Совместно с Французским культурным центром они осуществили этот проект.

- В концерте прозвучали произведения, написанные для Ф.Кюпера. Наверное, это - судьба, я не знаю, есть ли еще у кого-либо из ваших коллег такое количество сочинений для кларнета соло?

- Наше знакомство состоялось года два назад, музыкант заказал произведение для кларнета, которое впервые исполнил на фестивале «Музыкальные премьеры» в Киеве. Впоследствии он предложил написать еще несколько сочинений, в том числе и для своего трио, известного во Франции. В Киеве состоялась премьера этой программы.

- Мы привычно слушаем кларнет как солирующий инструмент с аккомпанементом. Как вы ощущаете его в качестве самодостаточного и всеобъемлющего? Насколько удалось Ф.Кюперу воссоздать в звуке написанную вами музыку?

- Практика сочинения для инструментов-соло имеет глубокие традиции. В старинные времена практиковалось создание и исполнение произведений для скрипки и виолончели соло. Естественно, здесь играет роль личность музыканта-исполнителя. Уровень мастерства Ф.Кюпера высок, в Европе сейчас распространена практика сольного исполнительства, и это вызывает большой интерес. У нас есть договоренность продолжить совместное творчество.

Камерная симфония для кларнета и 11 струнных также была написана для него, премьера состоялась в Украине два года назад. Существует традиция в классической музыке сочинений для кларнета и струнных. Я хотел создать произведение, которое позволило бы раскрыть все виртуозные возможности солиста и было бы недолгим, несложным и интересным для восприятия слушателей.

- Название «Потаємнi поклики» будит воображение и позволяет каждому представить что-то свое. Что вызвало вашу фантазию при написании этого сочинения?

- У этого произведения нет литературной программы. Скорее всего это можно связывать с внутренним миром, возможно, работой подсознания, чего-то неясного в каждом человеке. Порой это сложно сформулировать в словах, а в музыке - легче. Мне хотелось показать внутренний мир человека на том уровне, на котором я способен это сделать. Возможно, сыграло роль то, что с возрастом я перешел уже к новым размышлениям о жизни. Название связано с очень интимным восприятием для меня. А то, что у каждого из нас - свой внутренний мир, позволяет воспринимать эту музыку в связи со своими ощущениями, чувствами…

- ...и тайными зовами?

- Да, конечно.

- Если можно, давайте вернемся к недавнему прошлому. Когда-то вы были вынуждены писать так называемую «официозную» музыку, а сочинения, связанные с внутренним миром художника, можно было и не услышать в концертном зале. Как вы ощущаете себя в нашем «новом» времени, когда, казалось бы, все можно, так ли это?

- Для людей моей профессии этот вопрос имеет разные ответы. Мы пережили это время каждый по-своему. У меня не было острых противоречий в этом плане. Так сложилось, что постоянная работа над музыкой для кинофильмов позволяла мне не чувствовать каких-то проблем в жизни. И многие сочинения для камерных составов я писал в те годы так же, как и сейчас.

Я писал свою музыку всегда, это была моя жизнь, и у меня никогда не было мысли о жизни или смерти, в зависимости от того, «закупят» или нет, исполнят или нет.

Я писал музыку в 70-80-е годы, которая и сейчас исполняется и записывается. Эту линию можно проследить и в нынешнем творчестве, есть какая-то общность.

У моих коллег складывалась жизнь по-разному. По отношению к официозу передо мной этот вопрос остро не стоял никогда - я мог это делать, а мог и не делать.

- Как сложилась судьба вашей фольк-оперы? Она так и не была поставлена?

- Вы знаете, это для меня загадка. Не вижу каких-то определенных причин, почему это не произошло. Опера написана более 20 лет тому назад, постановка не состоялась, а многие эпизоды утрачены или настолько «перекручены», что просто нельзя узнать. Потом многое переделывалось - как кто хотел. Теперь, очевидно, дело за мной. Хотя, скорее всего, произведение уже будет выглядеть иначе. Я должен перевести эту оперу в новое состояние, переделать партию хора для академического коллектива. Но пока нет возможности и времени этим заняться. Хотя многие оперные театры интересуются ею.

- Ощущение какого-то «прорыва» в новый музыкальный мир, неожиданное прочтение фольклора в современной стилистике вызвало настоящее потрясение после просмотра.

- Для меня фольк-опера «Цвiт папоротi» связана с какой-то надеждой и большими огорчениями, которые остались после работы, которую почти никто не видел. Даст Бог - вернусь к ней, надеюсь, что мне удастся вернуть ее к жизни.

- Ваши балеты имели более благополучную судьбу?

- Сейчас в нашем театре еще идет балет «Нiч перед рiздвом». «Ольга» был в репертуаре 10 лет, после смерти С.Турчака и ухода А.Шекеры с должности главного балетмейстера, а впоследствии - в связи с ремонтом спектакль сошел со сцены и пока еще не возобновлен. В детском театре такая же история. Сейчас уже ведутся разговоры о постановке какого-то балета, посмотрим - здесь нужны желание и заинтересованность постановщиков.

- Будут ли новые сочинения для музыкального театра?

- Да, я буду писать, но не для нашего театра. К сожалению, так складывается жизнь.

- Евгений Федорович, вы в Украине - гость?

- Нет, я гражданин Украины, в прошлом году я провел полгода в Швейцарии по приглашению правительства страны (кантон Берн), сейчас я живу в Канаде и работаю в Виннипеге с одним из лучших симфонических оркестров Американского континента. Дирижер - я считаю его выдающимся - Брамбел Тови, ученик Л.Бернстайна. Он проводит ежегодные фестивали современной музыки, приглашает выдающихся композиторов, исполнителей. Его гостями были А.Пярт, Дж.Адамс. Я счастлив, что он очень хорошо относится к Украине, украинской музыке и ко мне лично. Этому способствовал также и хор им.А.Кошица под управлением В.Климкива. Они очень много делают для того, чтобы украинская музыка исполнялась и была известна в мире. После премьеры сочинения для хора и оркестра я работаю над симфоническим произведением.

Кроме того, Канада близка мне уже 7 лет, поскольку там живет моя дочь.

- Наверное, здесь вам теперь уже грустно?

- Мне очень грустно видеть своих коллег, которые живут в нелегких условиях. Труд композитора - очень специфичен, нужно иметь возможности хотя бы быть сытым и обутым. А многим приходится думать о хлебе насущном. Все-таки я надеюсь на лучшее. Во многих странах, где я бывал, - в США, Канаде - к Украине относятся очень хорошо. Нужно что-то делать, чтобы действительно было лучше.

- Можете ли вы оценить состояние развития современной украинской музыки? Мне кажется, она намного опережает наше экономическое развитие сегодня.

- Что касается музыкантов - мы равные среди равных. Уровень подготовки Киевской и Львовской консерваторий не вызывает никаких сомнений по знаниям и профессионализму. А по сравнению с некоторыми другими - и намного выше. Украина в центре Европы, и многие наши музыканты работают во всемирно известных оркестрах и театрах.

А композиторы Украины будут себя чувствовать на уровне в любой стране. Молодежь сейчас в курсе всех последних событий. Мы живем во время перемен и колоссальных изменений в сознании людей. Поэтому слушатели могут получить любые варианты и сопоставления. Мир музыки разнообразен, и в этом - движение прогресса.

- Есть ли у вас контракт с какой-либо фирмой, студией звукозаписи, запрещающий исполнение и звукозапись в Украине?

- Нет, кроме договоренности с музыкантами, для которых я пишу сочинения. После премьеры они могут звучать. Дай Бог, чтобы состоялось, буду рад любому исполнению.

- Говорят, для актера заветная мечта - стать Гамлетом на сцене. Если трансформировать это в композиторскую жизнь, с чем можно сравнить? Наверное, вы уже имеете в своем активе все жанры?

- Сложный вопрос. Когда-то великий композитор Д.Шостакович сказал, что хотел бы написать хотя бы одну ноту, как М.Мусоргский. Так вот, написать бы хотя бы две приличные ноты! А жанры - какая разница, симфония это или соната? Инвенции И.-С.Баха «маленькие», но этого - достаточно.

- Если исполнить все ваши сочинения беспрерывно - сколько бы времени они звучали?

- Это приблизительно 18 компакт-дисков, каждый из которых - около 70 минут звучания. Это немного.

- Но ведь впереди - новые?

- Если Бог даст.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме