Зияющие высоты космических исследований

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
В череде разного рода "точек невозврата", провалов и разочарований факт полного прекращения финансирования научного космоса в 2017 году - не самый впечатляющий. Различных поводов для политиков стенать про "зраду", і "країна гине" у нас достаточно. Впрочем, есть основания полагать, что это событие достойно общественного внимания.

…Мы полетим… путешествовать.

- Полетите вы с крыши на чердак!

Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей

Космическая тематика в нашей стране ныне далеко не в центре внимания.

Точнее, события на зарубежных космодромах и проекты Илона Маска вызывают значительно больший интерес, чем дела домашние. Между тем ситуация в отечественной космической отрасли касается не только специалистов, но и широкого круга людей, для которых тезис о космической державе и "локомотиве инновационного развития" - отнюдь не предмет политической демагогии.

В череде разного рода "точек невозврата", провалов и разочарований факт полного прекращения финансирования научного космоса в 2017 году - не самый впечатляющий. Различных поводов для политиков стенать про "зраду", і "країна гине" у нас достаточно. Впрочем, есть основания полагать, что это событие достойно общественного внимания.

Но сначала - кратко и упрощенно - о ситуации в государственном управлении отечественным космосом: ее без особой натяжки можно оценить как системный кризис. Третий год кряду начальников в космическом агентстве меняют со строгой периодичностью, без какого-либо позитивного эффекта. До сих пор не решен вопрос с руководителем головного предприятия нашей космической индустрии ГКБ "Южное". Окончательно зависла подготовка Общегосударственной космической программы на следующие пять лет - министерства не согласовали Концепцию программы, разработанную Государственным космическим агентством Украины (ГКАУ). То есть на ближайшие годы может не быть даже формальных оснований для государственного финансирования космоса. В то же время количество уже утвержденных концепций и стратегий разного калибра наряду с действующей программой разработано немало, и есть еще правительственное поручение разработать очередную - среднесрочную.

Ситуация выглядит таким образом: верхам непонятно, кто и как будет выходить из создавшегося положения, и потому решено бюджетное финансирование прекратить. Точнее, в текущем году на космическую программу предусмотрена символическая сумма (29 млн грн), а ГКАУ замораживает все текущие и перспективные научные проекты. Может быть, это и есть воплощение государственной мудрости - не время в сегодняшних условиях финансировать научные изыскания. Тем более, что компетентные органы все еще разбираются с неудачами крупных проектов, бразильского космодрома и спутника связи. Вот разберутся и решат, что именно нам нужно, и сколько следует тратить бюджетных денег на космос.

Ущербность такой политики очевидна, проблемы не решатся сами собой, а сделанное сегодня может и не дожить до завтра. Между тем способность завтра обеспечить собственную безопасность и модернизацию страны сильно зависит от сегодняшних наработок.

Ниже речь пойдет о некоторых проектах, направленных на земное применение космоса. То есть не о караванах ракет, а об использовании космической информации для конкретных нужд страны. С нашей точки зрения, любой разговор о перспективах должен начинаться с жизненно важных задач, которые космическая техника обеспечит в обозримом будущем. И тогда станет яснее, какие космические программы можно считать оптимальными.

123
123
Олег Федоров

Непокоренные высоты

Высота №1. Космические наблюдения в последние годы из средства, лишь дополняющего традиционные наземные методы, стали ключевым звеном современных систем обеспечения безопасности и управления ресурсами. Европейские страны развертывают Глобальную систему мониторинга в интересах сохранения окружающей среды и обеспечения безопасности - GMES (нынешнее название COPERNICUS). Она использует новое поколение спутников серии SENTINEL и в то же время принципиально меняет подход к использованию данных наблюдений. Огромные усилия затрачены на повышение эффективности за счет применения новых информационных технологий, моделирования и совместного использования данных различной природы. Эта программа обозначила новый этап космического мониторинга, когда в центре внимания не поток данных (значительная их часть будет бесплатной), а сервисы, предоставляемые конечным пользователям.

Инициатива ЕС и ЕКА стимулировала создание на глобальном уровне так называемой "системы систем" по наблюдению за Землей (GEOSS). Межправительственная группа GEO, в которую входит более 100 стран и 50 международных организаций, утвердила в 2015 году очередной десятилетний план развития GEOSS, задающий новый тренд в международном сотрудничестве, а именно - согласованное решение национальных и глобальных задач.

Украина имеет хорошие шансы воспользоваться преимуществами европейской кооперации, решая при этом собственные задачи. Надеемся, что наши спутниковые данные предложим в ближайшей перспективе, но уже сегодня методы их обработки и информационные сервисы используются в конкретных проектах. Украинские специалисты включены в европейский консорциум, решающий задачи продовольственной безопасности, мониторинг водных и энергетических ресурсов. С этой целью в рамках программы "Горизонт-2020" реализуется пятилетний проект ERA-Planet, объединяющий 40 организаций из различных европейских стран. Идея проекта - внести в мировую "систему систем" консолидированный вклад европейского исследовательского сообщества. Учитывая результаты в области космического мониторинга аграрных ресурсов, полученные группой ученых Института космических исследований в предыдущие годы, нашей стране предоставлен участок работы и выделено финансирование (порядка 400 тыс. евро). По условиям проекта финансирование из Европы предоставляется участнику, когда его страна выделит свою долю (2/3 стоимости). И здесь начинается самое грустное.

Нет, дело даже не в том, что Украина не смогла профинансировать свою часть. Соответствующий проект был предусмотрен в космической программе, как и в плане работ ГКАУ на 2016 год (это результат предварительных договоренностей консорциума и украинской стороны). Более того, правительством этот план был профинансирован в полном объеме. Но на определенном этапе группа товарищей (тендерный комитет ГКАУ) решила провести тендерную процедуру по данному проекту. Как догадался искушенный читатель, тендер выиграла не кооперация из
4 академических институтов и 2 ведущих университетов, а фирма из
6 человек, не имеющая отношения к проекту. Вопросы о том, почему, вопреки законодательству, объявлялся тендер, как фирма отчиталась о результатах невыполненной работы - это отдельная тема. Участники проекта сейчас заняты тем, чтобы убедить европейских партнеров в неизменности нашего выбора и одновременно найти управленцев, которые этот выбор материализуют.

Высота №2. Президент Трамп в ближайшее время расскажет о приоритетах США в космосе. Рискнем предположить, что, по крайней мере, в одном пункте его видение не будет противоречить концепции предшественника. А президент Б. Обама не далее как в октябре 2016 г. в специальном послании провозгласил приоритетность для США изучения космической погоды, как одного из критических факторов, определяющих безопасность нашего существования на планете Земля. ЕКА с 2009 года реализует Программу обеспечения осведомленности об обстановке в космосе (Space Situational Awarness, SSA), где космическая погода - один из приоритетов. В Украине этим направлением занимается одна из признанных в мире научных школ. Именно поэтому первым научным космическим проектом, который должен состояться в ближайшее время, стал "Ионосат-Микро", посвященный ионосферным проявлениям космической погоды. Эксперимент готовится на борту научно-технологического спутника "Микросат", запуск которого намечен на 2018 год.

123
123
Космический аппарат Микросат (проект "Ионосат-Микро")

Этот проект уникален для нашей страны, поскольку впервые организована команда отечественных ученых и инженеров, разработавших собственную программу, изготовивших полетную и наземную аппаратуру и доказавших способность реализовать научно-прикладную задачу на международном уровне. Кроме специалистов из Харькова, Львова, Киева и Днепра, в эксперименте участвуют космические центры Польши и Болгарии, а специальная команда готовит широкую образовательную программу. Блестящую работу провели инженеры ГКБ "Южное", изготовившие специальное оборудование для плазменных измерений в космосе. Этот проект должен стать составной частью широкой международной программы наземной и космической диагностики ближнего космоса, а молодые энтузиасты готовят следующий его этап - создание кластера электромагнитных малых спутников.

Оптимистические ожидания и творческая работа (проект готов на 80%) охлаждены содержанием плана финансирования работ по космической программе на 2017 год, который вроде бы содержит этот проект, но… с бюджетом процентов на 30 от минимально необходимого. С этого момента мы становимся свидетелями проявления одной из особенностей отечественного космоплавания - полного отсутствия связи между планами работ и их финансированием. И как следствие - реализации научного проекта без запланированных приборов и центра обработки информации.

Высота №3.Амбициозной задачей мирового научного сообщества считается исследование антропогенного загрязнения нашей атмосферы и выяснение тенденций глобального и региональных климатических изменений. Космический мониторинг стратосферного и тропосферного аэрозоля - один из трендов международных усилий.

Многие годы украинские ученые развивали методы поляриметрических измерений, которые стали точным и информативным инструментом дистанционного зондирования аэрозолей. Впервые эти методы должна была реализовать миссия GLORY, подготовленная НАСА. Один из ее руководителей - М. Мищенко, ныне работающий в Годдардовском институте космических исследований НАСА, - представитель школы Главной астрономической обсерватории НАНУ. Случилось так, что запуск этой миссии оказался неудачным, и тогда группа украинских и американских ученых предложила реализовать новую версию этого проекта.

Идея такой миссии, опубликованная в коллективной монографии, получила в 2010 году приз Международной академии астронавтики, а команда ученых поверила, что уникальный космический проект удастся реализовать. Несколько лет Академия наук поддерживала подготовительные работы, а с 2016 года планировалось полномасштабное развертывание работ вместе с нашей промышленностью. Как и ранее (см. высоту №1) финансирование было предусмотрено, но технологии переноса бумаг между кабинетами космического агентства оказались недостаточно совершенными, и деньги вернулись в бюджет. Оптимизм вселяет настроение команды из ГКБ "Южное", готовой разместить аппаратуру на новой платформе, которая разрабатывается для перспективных миссий.

123
123

Куда летим?

Грустные истории о текущих проектах нашей космической программы - это всего лишь фрагмент того, что принято называть отечественной космической деятельностью. По фрагменту не всегда можно судить о целом, тем более что наиболее крупные темы (реформирование отрасли, судьба "Морского старта", уход с российского рынка и некоторые другие) здесь не обсуждаются. И все-таки затронутая тема - не разговор о частностях. Во всяком случае, не только о плохих парнях, управляющих космосом, которых нужно сменить другими - хорошими. И не об административном тупике (конкурс на должность председателя космического агентства даже не объявлен). Дело даже не в текущем финансировании, хотя без бюджетной поддержки трудно говорить о реальности космической программы.

Речь идет о проблеме, которая формально решена, а в действительности даже не поставлена - о государственной политике в аэрокосмической сфере. Количество принятых концепций, стратегий и программ - избыточно. Однако рискну предположить, что в ближайшее время нам вряд ли пригодится действующая стратегия, подготовленная в мирные годы и рассчитанная на работу до 2032 года. Просто все действующие документы - в основном перечни работ отрасли, сдобренные правильными лозунгами. В то же время отсутствует стержень - основы национальной космической политики, закрепляющие подчиненность космической проблематики общенациональным задачам, согласованность мер разного уровня и механизмы реализации. Сказанное выше - общепринятая идеологическая основа космической политики любой страны. Понятно, что если нет зафиксированного общего понимания целей и задач, то убедить правительство в нужности конкретного проекта - дело пустое. Даже при наличии Общегосударственной космической программы, имеющей у нас силу закона. Менее понятно, каким образом параллельно решать задачи реформирования предприятий, инициирования новых разработок, привлечения молодежи и поиск инвесторов. То есть что получится, если решить вопрос долгов "Южмаша" и не профинансировать космическую программу? Или подписать международный договор с Болгарией по совместным исследованиям в программе "Ионосат-Микро" и не предусмотреть собственной научной аппаратуры? И, наконец, иметь космическую программу почти как у НАСА с финансированием, как у среднего отечественного университета.

Сказанное - отнюдь не призыв выпустить еще одну программную бумагу - лучшую, чем предыдущие. Речь идет об осмысленности действий в одной из наших приоритетных сфер, о возможности модернизационного проекта развития страны. Как минимум на уровне здравого смысла (а правильнее - в результате системного анализа) управленцы должны иметь формулировки базовых приоритетов и мер. Во-первых, это проекты и задания, ориентированные на выполнение общенациональных задач; во-вторых, оценки необходимых объемов космической деятельности в натуральном и стоимостном выражении, а также минимально необходимая бюджетная поддержка. В-третьих, проекты сотрудничества с иностранными партнерами. И, наконец, меры по модернизации отрасли, межотраслевого сотрудничества, законодательное и нормативное обеспечение.

Все предлагаемые меры составляют развернутый ответ на вопросы "зачем?", "что?" и "как?" То есть плана по созданию космической техники точно недостаточно. Заинтересованные пользователи должны стать соучастниками программ, а правительство - организатором и координатором. Государственная космическая политика определяется известными ее особенностями: космическими технологиями торгуют президенты, а поддержка государства - определяющий фактор продвижения на международных рынках. И еще важно помнить, что никакие союзники не помогут в разработке космических и других высоких технологий: это их космическая политика.

Слишком большая перемена

Нынешняя ситуация в отрасли и описанные похождения космических научно-прикладных проектов вызывает тревожные ожидания. Звенья управления, ответственные за космическую деятельность, похоже, устроили большую перемену между плановыми занятиями. Между тем военное противостояние на востоке страны и новые вызовы в сфере безопасности требуют активных и последовательных действий, в том числе и в космической сфере. Скажем больше - необходима новая модель космической деятельности страны.

После отказа от ядерного оружия ракетно-космические системы становятся важнейшим фактором сдерживания. Отметим и другую их составляющую - космические информационные системы как основа управленческих решений. Такие системы в современном мире - ключевое звено обеспечения продовольственной, энергетической, экологической безопасности, мониторинга ресурсов. Многие наши разработки, а таковые имеются, должны быть актуализированы для решения новых задач в сфере безопасности. Приведу слова одного ученого при обсуждении новой космической программы: "Сформулируйте задачу, и каждый из нас - физиков, материаловедов, механиков, математиков - найдет себя". Относительно небольшие космические проекты, о которых речь шла выше, - это пример плодотворных идей, которые объединили ученых, разработчиков и потребителей в решении конкретных проблем, в том числе и двойного назначения.

Когда внутри системы - большая перемена, трудно ожидать результата и в международном сотрудничестве. Уточним, речь идет о со-трудничестве, то есть о совместном решении задач с партнерами. Успешные проекты днепровских ракетостроителей по программам ВЕГА и АНТАРЕС - это поставки продукции заказчику. А совместные проекты с ЕКА и НАСА даже не обсуждаются, хотя документы об ассоциированном членстве в ЕКА циркулируют между кабинетами. Просто отсутствует предмет обсуждения. Между цивилизационным выбором и его реализацией образовался космический вакуум.

Ситуация с планированием и управлением поучительным образом отражается в практике финансирования космической программы. Это не о том, что денег в бюджете мало, это снова об осмысленности. Никогда за годы независимости бюджет космической программы не соответствовал стоимости заказываемой продукции. То есть в программе - автомобиль, а в бюджете - колеса. Еще неплохо если четыре, обычно два с половиной. Все суммы в бюджете рождены соображениями прецедента, то есть привязаны к финансированию 1993 года с некими коэффициентами. 2016 год принес новацию - средства выделены в конце ноября и объявлено соревнование, кто успеет заключить контракты и израсходовать деньги до 20 декабря. Не все оказались победителями, часть денег вернули в бюджет, а процесс гонки послужит полезной информацией для последующих разбирательств. Но вершиной следует признать 2017 год, когда 29 млн грн выделены, видимо, на постижение скрытого смысла в отечественном бюджетном процессе.

Все эти горькие обстоятельства - не отдельные просчеты, злоупотребления или неудачи. Результаты нашей космической деятельности принципиальным образом завязаны на эффективность государственного управления. К сожалению, призыв волонтеров в этой сфере не поможет. А в этом самом управлении наступила, по всем признакам, большая перемена, когда учитель или сильно задерживается, или вовсе пошел по другим делам. Между тем в системе идут необратимые процессы, плохо слышимые в грохоте канонады на востоке, но явственно ощущаемые изнутри. Жизнеспособность космической отрасли и успехи на внешних рынках (в первую очередь ГКБ "Южное") определяются потенциалом, достигнутым в прежние годы. Можно дискутировать, насколько хватит этого потенциала без государственных вложений в новые разработки. Думаю, что осталось не надолго.

Есть еще один важный момент, не связанный с экономикой, инновациями и прочей модернизацией. Украинская нация обладает пока некоторым числом людей, которые умеют делать ракеты, запускать в космос космические аппараты, управлять ими на орбите и использовать данные из космоса. Таких наций в мире порядка десяти. Другие очень стремятся в этот клуб, понимая, что дело не только в высоких технологиях и изделиях, защищающих от братских уз. Трудно измеряемым, но от этого не менее ценным продуктом является человеческий материал, такие технологии создающий. Это почти как у классика: мать, воспитывая ребенка, становится гражданином, не выходя из дому. В цехах и лабораториях космических предприятий активно работают профессионалы, круг интересов которых простирается от управления реактивным движением и точности прицеливания до закономерностей мироздания. Поэтому космическая деятельность - это не только фактор нашей безопасности, но в значительной степени составляющая национальной идентичности. От понимания этих вещей до воплощения минимально необходимых мер нужно пройти, как оказалось, определенную дистанцию. Сумеем ли мы ее пройти?..

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме