На днях заместитель концерна "Укроборонпром" Сергей Пинькас сообщил, что уже в конце лета в отечественные Вооруженные силы поступит долгожданная партия боевых бронированных машин "Дозор-Б".
Впрочем, это уже не первый такой "анонс". В феврале тот же Пинькас уверял: украинских воинов вооружат "Дозорами" уже в марте. А Александр Турчинов, тогда верховный главнокомандующий, еще в начале июня 2014-го обещал, что ВСУ и НГУ скоро получат 200 бронетранспортеров.
Изготовлять разрекламированное детище украинских оружейников должен был Львовский бронетанковый завод. Но он, по крайней мере пока что, с задачей не справился.
Примечательно, что в течение 2014–2015 гг. отечественные БТЗ регулярно становились объектами громких скандалов, следствием которых были увольнения или даже аресты руководителей. Руководителя Львовского завода Александра Остапца гроза почему-то обошла. Несмотря на то, что вопросы к нему возникали. "Укроборонпром" продолжил контракт с Остапцом в феврале с.г., несмотря на наличие уголовных производств относительно передачи конфиденциальной информации служащими предприятия иностранным учреждениям и разворовывания почти 1 млн грн.
18 августа 2014 г. Львовская прокуратура по надзору за соблюдением законов в военной сфере зарегистрировала уголовное правонарушение по факту продажи 11 января 2012 г. Республике Казахстан технической документации на проведение капитального ремонта танка Т-72 и эксплуатационной документации БТР-80К с научно-техническими сведениями и другой конфиденциальной информацией, находящейся во владении государства, говорится в ответе на депутатское обращение №122 от 23.07.2014 г. за подписью заместителя генерального прокурора Украины А.Матиоса. Дело возбуждено по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1
ст. 330 УКУ.
Ранее, 20 июня 2014 г., согласно сообщению пресс-службы военной прокуратуры Западного региона, открыто уголовное производство по факту похищения руководством Львовского бронетанкового завода почти 1 млн грн. Коррупционная схема проведена в сентябре 2013 г. Прокуратура установила, что служебные лица безосновательно перечислили коммерческому предприятию почти 1 млн грн за запчасти и комплектующие изделия к бронетанковой технике, которые так и не были доставлены на ремонтный завод. С целью сокрытия преступных действий служащие подделали документы по ремонту танков Т-72Б. Уголовные правонарушения предусмотрены ч. 5 ст. 191 и ч. 2 ст. 366 УКУ - овладение имуществом путем злоупотребления служебным положением и служебный подлог.
Материалы указанных досудебных расследований объединены в одно уголовное производство.
Военная прокуратура Западного региона в ответ на запрос ZN.UAуказала на еще одно уголовное производство, начатое 18 ноября 2013 г. Тоже по ч. 5 ст. 191 УКУ - растрата средств должностными лицами государственного завода в особо крупных размерах.
Но руководство "Укроборонпрома" эти обстоятельства не волновали. ZN.UA послало информационный запрос генеральному директору концерна Роману Романову с просьбой объяснить, почему на время ведения следствия руководителя Львовского бронетанкового завода не отстранили от должности и продолжили с ним контракт. Ответ пресс-службы на этот вопрос был лаконичным: "Согласно действующему законодательству оснований для отстранения Остапца А.Н. от должности в настоящее время не выявлено".
Немного удивляет и деятельность прокуратуры, особенно в период ведения Украиной военных действий. В ответе на запрос военная прокуратура Западного региона указала, что в данное время в рамках уголовных производств, открытых относительно должностных лиц ГП ЛБТЗ, о подозрении никому не сообщали. А это означает, что дела могут расследоваться неопределенно долго. "Пока не объявлено о подозрении, временных ограничений расследования уголовного производства, согласно УПК, нет", - отмечает юрист Галина Янко. Уже прошло около года.
Темпы работы военной прокуратуры беспокоят. Ей понадобилось почти полгода только для открытия уголовного производства относительно передачи Львовским бронетанковым заводом
22 небоеготовных танков Вооруженным силам Украины. Производство начато 29 мая. Такой ответ ZN.UA получило на повторный запрос от военной прокуратуры Западного региона тоже... 29 мая. Совпадение? Дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 191 УКУ, - присвоение, растрата имущества или овладение им путем злоупотребления служебным положением.
Еще 30 декабря 2014 г. президент Петр Порошенко, находясь на Яворивском полигоне во Львовской области, показательно передал военнослужащим частей Вооруженных сил, дислоцированных в Западном регионе, около 100 единиц военной техники и вооружения, изготовленных или восстановленных предприятиями оборонно-промышленного комплекса Украины. Тогда верховный главнокомандующий обратился к военным: "Теперь нам есть чем защищать украинскую землю. У украинцев есть боевой дух, а теперь они получили еще и то, чем защищаться". Глава государства поблагодарил, в частности, и руководство, и трудовой коллектив ЛБТЗ. Днем позже на официальной интернет-странице концерна "Укроборонпром" появится сообщение: "Президент Украины вручил личному составу ВСУ военную технику, которая уже в ближайшее время отправится в зону боевых действий... Отличился "Львовский бронетанковый завод", отдав в этот раз в АТО 28 единиц тяжелой бронетехники...".
Тогда на полигоне стояло, по меньшей мере, 22 небоеготовных танка Т-64 БВ, отгруженных именно Львовским бронетанковым заводом.
Мы общались с Остапцом за день до открытия уголовного производства. На вопрос об отгруженных небоеготовных танках директор оборонного предприятия ответил искренне: "А кто у нас требовал исправные танки?" (Здесь и далее выделено нами. - Ред.)
- А для чего же тогда возили на Яворивский полигон?
- Не знаю... Для показа президенту - чтобы он видел, что мы делаем.
- Но ведь их должны были передать в зону боевых действий.
- Нет! После того, как сделаем полный ремонт. В конце января мы всю технику отдали.
Кому война, кому PR...
Важная деталь: в течение 2013–2014 гг. (выпало и на время Революции достоинства, и оккупации Крыма) с ЛБТЗ было уволено свыше 200 специалистов пенсионного возраста. У большинства из них - 30–40-летний стаж работы на заводе. Это профессионалы 4-го и 5-го разрядов. "Мы писали заявления под копирку: "Прошу уволить меня по собственному желанию в связи с выходом на пенсию". Не проводилась даже аттестация", - говорит Михаил Калужный, который работал контрольным мастером и был членом профкома.
В разговоре с нами директор Остапец заметил, что не видит необходимости привлекать к производству, возвращать на предприятие уволенных пенсионеров, даже в связи с войной.
Сейчас Львовский бронетанковый завод, по словам директора, "фактически работает в три смены". На уточняющий вопрос, что означает "фактически", растолковал: речь идет только о двух цехах - инструментальном и механическом. Но не о ремонтном, на который, по логике, должна ложиться самая большая нагрузка.
Ни один из опрошенных рабочих информацию о "трех сменах" не подтвердил. Они утверждают, что трудятся в одну смену с продолжением рабочего дня на несколько часов.
А теперь вернемся к "Дозору". Очевидно, не стоит в который раз перечислять характеристики машины. О легком разведывательно-дозорном бронетранспортере только лишь говорится. И эти разговоры уже надоели военным. Воевать на "Дозоре-Б" украинские защитники так и не имели возможности.
Обещаниями о "Дозоре-Б", как мы уже упоминали, военных и народ кормят с лета прошлого года. 4 июня 2014 г. на Чугуевском полигоне в Харьковской области, во время демонстрации тактико-технических характеристик "Дозора", и.о. президента Украины Александр Турчинов заявил, что 200 бронированных машин "Дозор-Б" разработки ГП "Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А.Морозова" через некоторое время поступят на вооружение ВСУ и Национальной гвардии. Предполагалось, что для налаживания массового производства "Дозоров" понадобится несколько месяцев.
В зону военных действий до сих пор не передано ни одной машины. Их, в сущности, вообще нет.
"Опытный образец львовское предприятие начало делать в июле 2014 г.", - говорил перед журналистскими камерами директор Остапец 24 июля 2014 г. Тогда он заверил, что уже через месяц "Дозор-Б" выйдет из цехов завода. Руководитель излучал уверенность: "Имея современное оборудование, предприятие способно качественно и быстро пополнить ВСУ боевыми машинами".
А вот в ответе на коллективное депутатское обращение №UOP-13.0-353y от 15.08.2014 г. за подписью первого заместителя гендиректора государственного концерна "Укроборонпром" Сергея Пинькаса написано, что только 30 июля 2014 г. принято решение передать разработанную Харьковским конструкторским бюро по машиностроению им. А.Морозова конструкторскую документацию на Львовский бронетанковый завод. То есть? Если верить заявлениям Остапца, рабочие начали изготавливать "Дозор-Б" даже без чертежей?
В том же ответе на депутатское обращение указано: "На совещании 06.08.2014 г. уточнена задача по изготовлению опытного образца Львовским бронетанковым заводом до 30.09.2014 г.".
Задача, конечно, не была выполнена.
Качество работ тоже не заслуживает похвалы.
3 октября на Львовском бронетанковом заводе Петр Порошенко испытал прочность брони "Дозора-Б" пулеметной пулей 7.62 мм. После выстрела президент убедил журналистов: броня машины выдержала, пуля не прошла насквозь, это реклама "Дозора". Он в который раз похвалил тружеников завода за качественную работу, похлопав Остапца по плечу. Но вмятина от пули должна была свидетельствовать, что броня незакаленная. Так, по крайней мере, утверждали и рабочие завода (попросив анонимности по понятным причинам).
Идем дальше. Пробный образец якобы завершен в начале 2015 г. Сейчас он стоит на заводе. Работники перекрестили его на "Позор". Они же рассказали нам, что пограничники ездили на "Дозоре-Б" по автодрому. Машина на завод своим ходом не вернулась.
Следовательно, надежность образца весьма сомнительна.
А как дела с производством следующих автомобилей?
На заводе запустили изготовление десяти "Дозоров-Б". Еще даже не сварены корпуса всех машин. Это подтвердил и директор завода Остапец. Однако пресс-служба "Укроборонпрома" назвала другую причину задержки: "На данное время государственное предприятие "Львовский бронетанковый завод" уже изготовило первую партию ТКБМ "Дозор-Б", которую военные должны взять на вооружение. Перенесение сроков изготовления этих бронетранспортеров произошло из-за отсутствия соответствующей разрешительной документации в Германии, что сделало невозможным поставки в Украину двигателей Deutz, которыми комплектуют ТКБМ "Дозор-Б". Кстати, по нашей информации, вопрос поставки двигателей до сих пор не решен.
Другая сторона проблемы. "Укроборонпром" в ответе на запрос написал: "Изготовление ТКБМ "Дозор-Б" должно осуществляться в рамках государственной программы или научно-исследовательской и исследовательско-конструкторской работ по заказу Министерства обороны, предусматривающих соответствующее финансирование. 27.04.2015 г. было подписано совместное с Минобороны решение, в котором предусматриваются обязательства заключить соответствующий контракт в срок до 22.05. 2015 г. Все необходимые документы со стороны Львовского бронетанкового завода были присланы. По состоянию на 28.05.2015 г. контракт на выполнение государственного заказа с Минобороны относительно изготовления указанной техники не заключен, соответствующее финансирование не поступало".
Количество и сроки изготовления машин "Дозор-Б" в рамках государственного заказа, согласно ответу "Укроборонпрома", являются информацией с ограниченным доступом. Справедливо, но зачем в который раз давать обещания, которые не выполняются? И это уже касается не только Остапца. Но и Остапца также.
В апреле директор ЛБТЗ сообщил, что перед коллективом предприятия стоит государственный оборонный заказ - до июля т.г. изготовить 40 единиц бронеавтомобилей "Дозор-Б" (информация опубликована также на официальном сайте Минобороны). Руководитель Львовского бронетанкового завода тогда указал, что завод полностью готов и к значительному увеличению госзаказа. Предпосылки для корректировки количества "Дозоров" для производства, дескать, есть. В текущем году, по словам Остапца, цифра может быть увеличена до 100 единиц.
А уже 28 мая Остапец в разговоре с нами сказал, что в скором времени будет подписывать контракт на производство 40 единиц техники. Но не до июля, а до конца года. Причина продления срока, по его словам, - отсутствие своевременного финансирования. Прошло неполных два месяца со дня предыдущего заявления Остапца о сроке выполнения госзаказа, а продолжен он на полгода. Разве потеря времени в условиях войны не является преступлением?
Вы верите, что в начале 2016 г. украинские защитники получат хотя бы
40 боевых машин "Дозор-Б" производства Львовского бронетанкового завода, хотя еще в прошлом году и.о. верховного главнокомандующего пообещал им 200?
Так хватит ли воли власти во главе с верховным главнокомандующим не только пиариться на якобы изготовлении "Дозора-Б" (по его словам, машина будет гордостью "Укроборонпрома"), а наладить массовое производство и обеспечить ВСУ, Нацгвардию, погранвойска легкими бронеавтомобилями? А также - несколько изменить отношение к исполнительской дисциплине и кадровой политике в сфере оборонно-промышленного комплекса?