Популярно об энергосервисе

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Популярно об энергосервисе
Внедрение концепции энергосервиса позволит создать новый серьезный рынок, дает шанс органам публичной власти и государству сэкономить и средства, и энергоносители.

Владислав Власюк, адвокат, магистр энергетического права

Недавно Верховной Радой Украины был принят за основу законопроект №1313 "О введении новых инвестиционных возможностей, обеспечения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности для проведения масштабной енергомодернизации". Законопроект позволит реализацию органами публичной власти проектов энергосбережения на основе энергосервиса. Рассмотрим этот механизм, а также адресуем несколько вопросов авторам законопроекта.

Концепция

История энергосервиса в Украине началась с желание государства сократить огромные затраты на энергоносители в своих учреждениях и заведениях, успешно соединенного с финансовыми инициативами ЕС. Оптимальной для этого моделью является энергосервис, т.е. исполняемый ЭСКО-компанией ряд работ и услуг, направленных на энергомодернизацию, на заказ органа публичной власти. Для реализации энергосервиса следовало воплотить в жизнь ряд законодательных инициатив, прежде всего предусмотреть возможность заключать энергосервисные договоры.

Законопроект №1313 предлагает нормативное урегулирование концепции енергосервісного договора, предметом которого является осуществление исполнителем энергосервиса энергосервиса, оплата которого осуществляется за счет достигнутого в результате осуществления энергосервиса сокращение суммы расходов заказчика энергосервиса (по сравнению с расходов, которые были бы понесены при отсутствии энергосервиса) на оплату топливно-энергетических ресурсов, жилищно-коммунальных услуг. в

то Есть, энергосервисный договор является формой креативного финансирования енергомодернизации на принадлежащих учреждениям и заведениям объектах, что позволяет привлекать внешние средства в счет предстоящего сокращения энергозатрат. В определенной степени это напоминает договор о выполнении работ/предоставлении услуг, что имеет значительные особенности по своей оплате.

Как будет энергосервис

Важным элементом системы энергосервиса является Европейский банкреконструкции и развития, что вкладывает очень серьезные деньги в проекты по энергосбережению и энергоэффективности.

Еще одним звеном реализации энергосервиса станут отдельныеукраинские банки. То есть, финансирование от ЕБРР "энергосервис" будет идти через небольшую группу банков с добросовестной репутацией (есть такие в Украине). В свою очередь, эти банки будут финансировать отдельные проекты энергосервиса, прежде всего адресуя средства исполнителю работ.

Замечу, что в практике энергосервиса в ЕС финансирование может осуществляться не только кредитованием, но и другими финансовыми механизмами. Однако, законопроект №1313 зосереджуєтсья исключительно на закупки работ энергосервиса через механизм государственных закупок.

Украина, как можно представлять, будет иметь место в системе финансирования энергосервиса как гарант, по крайней мере отдельных проектов.

Исполнители энергосервиса могут быть предприятия, специализирующиеся на отдельных элементах энергосервиса, обобщающая название таких компаний - ESCO. Такими элементами энергосервиса является прежде всего утепление зданий и реконструкция системы отопления. Также, может быть система освещения и вентилцяції, управления энергосистемой объекта, поставки энергоносителей. Сейчас в Украине есть с десяток компаний, которые позиционируют себя как энергосервисные, однако их количество будет расти в геометрической прогрессии.

Заказчиками в системе энергосервиса станут органы публичной власти, то есть учреждения, организации, заведения, которые имеют на балансе помещения и платят счета за энергоносители - отопление, освещение. Например, некоторые оперные театры тратят на тепло и свет десятки миллионов гривен в месяц (впрочем, кто был, тот знает, что там всегда незлецько холодно). Также, есть огромный простор для енергомодернизации в теплогенеруючому оборудовании, тепловых сетях и жилых домах коммунальной собственности.

Именно для заказчиков модель энергосервиса предусматривает больше всего бонусов: не вкладывая собственные средства, они получают существенное сокращение энергозатрат, а также продление эксплуатационных сроков.

О важные условия енергосервісного договора

Законопроект, оправдано это или нет, содержит ряд существенных условий для договоров энергосервиса. Таким условиями являются: перечень мероприятий, сроки и условия внедрения энергосервиса; текущий уровень потребления в натуральных показателях и в денежной форме; уровень сокращения потребления и (или) расходов как результат энергосервиса; порядок оплаты энергосервиса за счет сокращения потребления и (или) расходов заказчика энергосервиса и некоторые другие. Таким образом, договор явно должен быть объемным и сложным, добавляя тем самым работы сторонам и их юристам.

Кроме того, законопроект №1313 предусматривает, что каждый договор должен гарантировать уровень сокращения потребления и (или) расходов заказчика минимум 20%, и срок действия от 3 до 15 лет.

Отдельные положения договора энергосервиса требуют серьезных усилий для того, чтобы получить необходимое содержательное наполнение. Фактически, заключению таких договоров обязательно будет предшествовать энергоаудит и согласование технической стороны. Модель финансирования также потребует детального закрепления в договоре.

Дальнейшее развитие правовой концепции

В ЕС работают две основные модели энергосервисных контрактов (energy service contracts, energy perfomance contracts): guaranteed savings and shared savings, то есть гарантированные сбережения и поделены сбережения. в Модель поделенныхс аощаджень предусматривает распределение денежных расходов заказчика в соответствии с заранее определенного уровня, в зависимости от цены проекта, срока контракта и рисков сторон. в Модель гарантированных сбережений предполагает определенный уровень сокращения потребления энергии, что является гарантией для заказчика.

Существенное различие этих моделей состоит в том, сокращения чего именно гарантируется: в потребление энергии или денежных расходов заказчика. Модель гарантированных сбережений переводит, обычно, все конструктивные риски на ЭСКО, поэтому вряд ли исполнитель будет еще и кредитные риски. Такая модель работает в развитых странах. Модель организованных сбережений возлагает часть конструктивных рисков на заказчика, следовательно, он менее подвержен кредитным рискам, возлагая их на ЭСКО. Соответственно, это может отсекать некоторую категорию ЭСКО (те компании, которые не могут нести значительные финансовые риски).

Предложение законопроекта №1313 кажется такой, что предусматривает возможность применения обеих названных концепций, впрочем, не особенно различая их.

Также, в сфере энергосервиса в ЕС практикуются договоры 'chauffage' [отопление] contract, the ‘first-out' contract, the Build-Own-Operate-Transfer (BOOT) contract и лизинг.

Вопросом авторам законопроекта

Какова целесообразность сочетания в одном законопроекте положений гражданско-правового характера (о договоре) и дміністративного (об осуществлении государственных закупок)?

Как откровенно не самая простая процедура государственных закупок коррелирует с поощрением инвестиций? Почему презюмируется невозможность заключения органами публичной власти договоров энергосервиса вне процедуре государственных закупок?

Чем обосновывается необходимость согласования с центральным органом исполнительной власти каждого енергосервісного договора?

можно было предусмотреть больше свободы для содержания договоров, и разрешить применение модельных договоров ЭСКО-компаний, а не примерного договора to be, разработанного ЦОИВ (очевидно Минэнергоугольпромом Украины)?

будут иметь возможность принять участие в енергосервісі частные заказчики, если сфера действия законопроекта №1313 условно ограничивается публичными заказчиками, а другие нормативно-правовые акты не содержат положений о энергосервисный договор?

Какой критерий определения победителя тендера на энергосервис будет определяющим: оказник эффективности по договору или цена договора?

Выводы

Безусловно, идея энергосервиса является прогрессивною. Именно потому что эта концепция является перспективной, некоторые особенности законопроекта №1313 требуют усовершенствования. Но в любом случае, внедрение концепции энергосервиса позволит создать новый серьезный рынок, дает шанс органам публичной власти и государству сэкономить и средства, и энергоносители.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме