Этот год начался для культурного сообщества с сопротивления яростному государственному давлению. Речь идет о ситуации вокруг двух законопроектов о поддержке гуманитарной отрасли: №3597 "О государственном фонде гуманитарного развития Украины" и №5491 "Об украинском культурном фонде".
История их рассмотрения в парламенте со временем начала напоминать сериал "Игра престолов", с его бесконечными интригами, ударами в спину, неожиданными политическими расколами и союзами. Только в нашем случае речь идет о борьбе не за власть над вымышленным континентом, а за вполне реальное будущее Украины.
В январе казалось, что гражданское общество и здравый смысл все же победили политический лоббизм и кулуарщину: законопроект №5491, против которого мы выступаем, не был рассмотрен, хотя и стоял в повестке дня 19 января. Но на этой неделе одиозный проект снова предложат депутатам ― несмотря на многочисленные призывы к Верховной Раде и правительству не делать этого.
Мы не опускаем руки и продолжаем отстаивать право украинского общества на открытое обсуждение законодательных инициатив. Можно ли было два года назад представить, что разработанный культурной общественностью механизм финансирования гуманитарных проектов вызовет столь яростное политическое сопротивление и настоящую войну в парламенте и вне него? Наверное, нет. Но даже если бы и могли, то не остановились бы. Ибо наша цель ― культурное, высокообразованное, здоровое общество.
Кризис как пролог к изменениям
В декабре 2015-го мы с группой единомышленников и прогрессивными народными депутатами после общественных слушаний и публичных совещаний с экспертами подали в Верховную Раду законопроект о создании Государственного фонда гуманитарного развития страны.
Идея такого фонда была реакцией на стремительное ухудшение всех возможных социокультурных показателей общества. Причем далеко не все из них были непосредственно связаны с событиями в Крыму и в Донбассе ― хотя, конечно, непровозглашенная война была триггером многих негативных социальных трендов. Однако и до войны Украина уверенно двигалась к лидерству по многим печальным показателям.
Первое место в мире по уровню детского алкоголизма (данные Всемирной организации здравоохранения за 2011 г.). Пятое место в мире по объемам потребленных алкогольных напитков и второе - по количеству смертей от алкоголя (ВОЗ, 2014 г.). Треть украинцев курит ежедневно (Всемирный банк, 2010 г.), а каждый четвертый подросток выкуривает первую сигарету в возрасте 10 лет (ВОЗ, 2003 г.).
Добавим к этому темную зону зависимости от азартных игр: поскольку игорный бизнес ныне находится вне закона, статистика относительно его объемов и реальной распространенности зависимости среди украинцев отсутствует. Но сомнений в страшных цифрах и в этом случае нет: достаточно посмотреть, как в городах процветают нелегальные казино под вывеской "Лотерея".
Таким образом, неудивительно, что в 2010 г. Всемирный банк в своем отчете заявил: "Нездоровый образ жизни взрослого населения свидетельствует о том, что многие украинцы не осознают рисков, на которые они наталкиваются. Именно нездоровый образ жизни ― курение, злоупотребление алкоголем, плохое питание и отсутствие физической нагрузки ― является одной из основных причин высокой заболеваемости. Среди украинского населения наблюдается высокий риск смертности в раннем возрасте ― почти половина взрослого населения, преимущественно молодежь, страдает одним или несколькими хроническими заболеваниями. Из-за высокого уровня смертности трудоспособного населения в раннем возрасте Украине угрожает демографический кризис".
И уже в 2017-м официальная статистика признала, что численность населения Украины сейчас составляет 42,6 млн граждан. Вместо 52 млн четверть века назад ― на заре независимости.
Существуют ли рецепты от социальной эпидемии, способные изменить эту щокирующую динамику? Рецепты, которые могут укротить аппетиты деструктивных индустрий ― алкогольной, табачной, игорной ― и заставить нейтрализовать вред, наносимый ими обществу?
Такие рецепты есть. И они давно и успешно работают за рубежом.
Гуманитарная реформа Тэтчер
Несколько лет подряд наша команда изучала опыт прогрессивных государств, в частности - каким образом они развивают свою социокультурную сферу. Например, в Великобритании в начале 1990-х был создан фонд для финансирования на грантовых началах всей гуманитарной сферы. И средства поступали в фонд от продажи билетов национальной лотереи.
За эти два десятилетия фонд направил свыше 40 млрд фунтов стерлингов, заработанных на игорном бизнесе, на создание социокультурной инфраструктуры, культурного продукта, на модернизацию музеев, реставрацию памятников архитектуры, поддержку профессионального, детского и юношеского спорта, образовательные, социальные и экологические проекты. Об этой реформе, предложенной в свое время Маргарет Тэтчер, 20 лет назад вспомнили премьер-министр и королева Великобритании. После того как Национальная лотерея Британии стала фактически монополистом на рынке азартных игр, активно пополняя государственную казну миллиардами фунтов стерлингов одурманенных азартом граждан, руководство страны схватилось за голову. За три года уровень социальных болезней - лудомании, наркотической, алкогольной и табачной зависимости, депрессий - возрос в несколько раз. Именно тогда в парламенте Великобритании и приняли закон о фонде Good Causes. Он был призван за деньги азартного бизнеса, вызывающего зависимость, создавать для граждан полезную и здоровую альтернативу - современный культурный продукт: модернизировать музеи, строить спортивные школы, бассейны, дома культуры, развивать образовательные, социальные, экологические проекты.
Мы также использовали опыт Эстонии, где аналогичный фонд основали десять лет назад. В него поступали средства не только от игорного бизнеса, но и от производителей алкоголя и табака.
Результатом нашей общей работы и стал проект закона о создании в Украине Фонда гуманитарного развития, для финансирования проектов, направленных на улучшение социальной ситуации: в сферах культуры и искусства, спорта, здравоохранения, науки и образования.
Получать средства на эту деятельность фонд должен от игорного бизнеса и производителей табачной и алкогольной продукции. То есть за счет производителей продукта, который может повредить здоровью человека и общества ― в физическом, социальном и ментальном понимании. Очевидно, что в весьма депрессивное для нашей страны время вредные привычки граждан лишь распространяются и усугубляются ― люди хотят таким образом словно убежать от реальности. А в многочисленные новейшие лотерейные хабы приманивают большей частью молодежь ― ведь они напакованы новейшими технологиями и заботливо обставлены чрезвычайно удобной инфраструктурой, где при входе дверь в дверь находятся обменник и ломбард, чтобы можно было быстро заложить отцовские часы, мамино кольцо и бабушкину ценную вещь.
Таким образом общество ― на фоне процветающих игорной, азартной, алкогольной и табачной индустрий с доступным продуктом, вызывающим зависимость и не способствующим здоровью, ― должно безотлагательно создать более привлекательную культурную, спортивную и образовательную альтернативу.
Все испробованные в Европе технологии мы включили в наш проект. И указали, что механизмы закона гарантируют годовое финансирование гуманитарной отрасли на уровне 500 млн - 1,5 млрд гривен.
Парламентская группа творцов законопроекта №3597 "О государственном фонде гуманитарного развития Украины" довольно убедительна: Николай Томенко, Мустафа Джемилев, Светлана Залищук, Денис Силантьев, Сергей Лещенко, Мустафа Найем, Рефат Чубаров, Борислав Береза, Владимир Литвин, Олег Ляшко, Евгений Рыбчинский, Виктор Галасюк, Анна Романова ― сейчас это 18 нардепов из разных парламентских групп и фракций.
Парламентские баталии: латентная борьба против украинского общества
Казалось бы, закон, который, во-первых, является реформаторским ― ибо впервые в истории страны дает гарантированную возможность саморазвития украинской культуры, модернизации и создания современной спортивной инфраструктуры, воплощения прогрессивных социальных, образовательных, научных и культурных инициатив, тем самым создавая мощный компенсатор социального вреда и здоровую альтернативу в обществе; а во-вторых, работает на имидж государства и его власти, не должен был бы споткнуться на пути к принятию парламентом.
Но именно это с ним и случилось в 2016 г., когда власть организовала спецоперацию против культуры.
Сначала проект №3597 "О государственном фонде гуманитарного развития Украины" тихонько спрятали в ящик: хотя он и стоял в повестке дня последней сессии, его почему-то просто не вынесли на голосование. А несколько позже во время заседания Национального совета реформ, являющегося совещательным органом президента, был представлен очень урезанный и перекроенный "дублер" нашего проекта ― "Об украинском культурном фонде", который якобы мы благословили подать в Верховную Раду.
Различие между этими документами заключается в двух пунктах. Управление культурным фондом теперь берет на себя Министерство культуры ― вместо независимого органа, как предлагает наш проект. Ну, а положение об использовании денег азартного, табачного и алкогольного бизнеса просто исчезло. Не очерченное в объемах и пропорциях ― то есть не определенное ― финансирование теперь описано одной весьма амбивалентной фразой: "Средства государственного бюджета, добровольные взносы физических и юридических лиц и другие источники, не запрещенные законодательством".
То есть механизмы такого закона гарантируют финансирование на уровне 0 гривен 0 копеек. А реальный объем затрат будет зависеть лишь от "господского" решения или "договорняков" накануне очередной "бюджетной ночи" или "очередных избирательных гонок".
Почему так случилось, откуда будут брать деньги, и зачем потребности фонда вешать на госбюджет? Об этом не говорят даже авторы новорожденного законопроекта "Об украинском культурном фонде", которыми де-юре стали весьма влиятельные провластные депутаты Ирина Геращенко, Ирина Луценко, Мария Ионова, Николай Княжицкий и Ирина Подоляк.
А еще один неожиданный автор "культурного" закона ― народный депутат, глава фракции "Народный фронт" Максим Бурбак ― говорит, что главным было сохранить "философию" фонда, а прописать механизм его финансирования можно будет позже. Почему-то его цитата слово в слово совпадает с мнением главного "реформатора" администрации президента Дмитрия Шимкива, которым он поделился при общественном обсуждении законопроекта о гуманитарном фонде в сентябре 2015 г., еще в "Мистецьком арсенале".
Но исчезновение положений о выплатах на культуру со стороны лотерей, казино, производителей алкоголя и табака трудно расценить иначе, как результат непосредственного лоббизма. Ради этого, кажется, проект, разработанный культурной общественностью, и ампутировали. Действия Банковой вокруг нашей инициативы мне объяснили просто: якобы "большим" людям не нравится, что на культуру, науку и детский спорт могут пойти "грязные деньги". И вообще - настойчиво рекомендовали не лезть во "влиятельные карманы".
Добавим и политическое измерение ― конечно, легче руководить обществом, проебывающим в алкогольном или игорном дурмане. И вместе с потерей здоровья и достатков теряет также способность критически мыслить, а потому становится удобным объектом для политических манипуляций и пропаганды.
Вот бутафорский закон о фонде культуры каким-то странным образом и попал сначала на обсуждение в Национальный совет реформ при президенте Украины, а оттуда молниеносно полетел в парламент.
Но тут культурная общественность подняла настоящий бунт, который в СМИ назвали "битвой законов Заболотной и Марины Порошенко" ― поскольку первая леди стала публичным лицом законопроекта №5491 (замечу, что авторство проекта №3597 не является только моим ― к нему приложили усилия десятки экспертов).
Тем, кто годами работает в гуманитарной сфере, не надо объяснять, что проект №5491 "Об украинском культурном фонде" ― это еще одна бюджетная кормушка под эгидой Министерства культуры. Все мы прекрасно знаем, как много и успешно за последние 25 лет наше министерство "нареформировало" в культуре. Кто бы его ни возглавлял и в каком политическом климате это ведомство ни работало, оно по своей философии, своей сути остается непоколебимым монументом совка. Монументом, не способным работать в динамичном мире глобального культурного настоящего.
Как метко сказал о государственной культурной модели основатель "Гогольфеста" Влад Троицкий, "проектов, заточенных на завтра, на предчувствие завтра, видение завтра, наконец, на презентацию Украины как современной, как готовой к развитию страны, ― нет, и у государства нет даже органа, чтобы этим заниматься". То есть нет ни экспертов, ни технологий, ни желания ― ничего нет.
Конечно, иногда происходят всплески на манер: "Давайте вместе что-то сделаем". Но пока заводится маховик заржавелой, напрочь нетрудоспособной государственной машины: хр-р-р-р, вр-р-р!.. - да ладно, не успели! Опять не успели.
И именно поэтому, когда стало понятно, что реформаторский проект хотят подменить лоббистской "консервой", мы пошли в бой.
Проект №5491 "Об украинском культурном фонде" мгновенно ― в ближайшую к его регистрации парламентскую неделю ― поставили в повестку дня ВР. Деятели культуры сумели за считанные дни мобилизоваться и не допустить, чтобы контролируемые нардепы под победные реляции власти втихаря проголосовали за этот проект.
Мы писали громкие статьи. Мы звонили по телефону всем знакомым журналистам с просьбой осветить эту скандальную и угрожающую историю. В Украинском кризисном медиацентре сумели организовать общественную дискуссию вокруг двух законопроектов, о необходимости которой почему-то забыли те, кто продвигает №5491 (надо ли говорить, что ни один из депутатов, указанных как автор проекта, ни один представитель Минкультуры на эту дискуссию не явился!).
Наши оппоненты испугались натиска, и 19 января проект так и не рассмотрели.
Но тут перед нашей инициативной группой возник еще один неожиданный поворот - мы услышали осторожные голоса из провластного лагеря: заговорили о возможности объединить два проекта с интеграцией самых важных для культурного сообщества пунктов.
Впрочем, эти попытки найти общий язык очень быстро были приостановлены решением свыше. А сама ситуация четко показала: внутри власти сосуществуют два мировоззрения: европейское и квазисоветское.
Те, кто хочет жить в европейской системе координат, добиваются в борьбе автономных прав культурной среды и граждан вообще. Те же, кто никак не оторвется от СССР с его плановой экономикой, пытаются любую инициативу затолкать в административный и бюджетный хомут.
Поэтому борьба продолжается.
Эволюция или смерть
И вот новый этап ― проект №5491 вернулся в парламентскую повестку дня. Наверное, поставили его туда в надежде, что страсти уже улеглись и вокруг закона будет царить столь благоприятная для "договорняков" тишина. Чтобы этого не случилось, мы аккумулируем новые силы среди художников, ученых, спортсменов, способных вместе с нами отстоять будущее Украины. Будем публично лоббировать наш законопроект №3597 и призываем присоединиться к нашей группе всех, кто не хочет повиноваться прихотям очередных волн чиновников и обрекать на это будущие поколения.
И на этом уже не остановимся.
"Эволюция или смерть" ― название книги художника и писателя Ивана Семесюка, очень подходящее к ситуации, в которой сейчас находятся украинцы.
Если мы не эволюционируем из состояния homo soveticus, то погибнем под нашествием вызовов, возникших перед всем миром.
У нас очень любят мертвых художников ― они не надоедают, не просят есть, не критикуют современное государственное устройство. С живыми ― наоборот. Так не потому ли кому-то выгодна эта гуманитарная заброшенность страны, которая уже сравнима с культурным геноцидом?
Не знаю, как вам, а мне было очень грустно и удивительно видеть, например, как главным культурным событием января в официальной версии украинской власти стало помпезное перезахоронение в Украине поэта Александра Олеся, умершего в бедности на чужбине (в Чехии), ведь не слишком тратилось в течение последних лет наше государство на популяризацию его творчества, издание сборников его стихотворений.
Бесспорно, это важно. Но было ли это более значимым, чем общественное обсуждение гуманитарной модели, по которой Украина должна строить свое будущее? Почему-то к этому власть не привлекла медийные ресурсы соответствующего пошиба.
А Министерство культуры, руководитель которого сейчас говорит о необходимости создать пантеон известных украинцев, умерших за рубежом, продолжает работать лишь в парадигме прошлого. Так же, как это делали советские чиновники от культуры, которые за сорок лет постоянной глорификации победы в войне с гитлеровской Германией не заметили, как изменился мир вокруг, как изменились потребности граждан. И в результате не заметили, как разлетелись обломки их империи.
Чтобы предотвратить эту судьбу для Украины, мы вместе со своими коллегами в сфере культуры готовы выдвинуть власти общественный ультиматум. Требуем полностью переосмыслить пространство публичной культуры ― в широчайшем значении.
Право граждан на современную культуру, а не только на бесконечные планы строительства пантеонов, должно быть гарантировано и воплощено. Только так мы сможем впустить в украинское общество будущее, а не оставить его вымирающей электоральной массой.
Сезонная апатия не должна нам помешать, обрекая на существование в вечной советской зиме, всегда караулящей поблизости. Игра законов и битва за эволюцию закончатся, и победит в ней не очередной "царь", а украинское общество.