Краткая заметка о будущем правительстве

25 февраля, 2014, 15:38 Распечатать

Формировать новое правительство необходимо не только новыми людьми, но и нового качества. Украинцам не нужны 18 министерств с министрами, их "челядью", машинами и пожизненной пенсией для всей гоп-компании.

Сергей Терехин

Люди говорят, что на крови "небесной сотни" политикам делить должности некрасиво. Внешне выглядит именно так. Но давайте без эмоций. Скорое назначение членов правительства логично. Пока финансы дезорганизованы. Пенсионный фонд дышит на ладан. Таможня продолжает заниматься махновщиной как на западной границе, так и в портах Черного моря. Что творится на восточной границе, просто никто не знает. Права на собственность украинских компаний выводят в офшоры или соседние большие страны стахановскими темпами, посмотрите только в Нацдепозитарий. Большинство министров убежали за границу или спрятались в региональных "хонках". На счетах бюджета — ежедневный минус, Национальный банк поет романсы валютному резерву страны. Прогнозируемый дефицит бюджета составляет более 200 млрд, а при отказе от запланированной в этом году продажи жемчужин украинской промышленности, которые пока что находятся в собственности народа, — и все 240 млрд. Гривна падает, и валютные долги граждан и государства, соответственно, возрастают.

Очевидно, что формировать новое правительство необходимо не только новыми людьми, но и нового качества. Украинцам не нужны 18 министерств с министрами, их "челядью", машинами и пожизненной пенсией для всей гоп-компании.

В принципе, правительство любой страны должно состоять из минимального количества исполнительных органов. Обращаю внимание — исполнительных. Предназначенных для исполнения пожеланий народа.

Поэтому позвольте пофантазировать на тему состава будущего правительства Украины, якобы согласованного с Майданом. Пойдем в алфавитном порядке.

1. Например, относительно Аграрного министерства (Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, по предыдущей версии).

Средства налогоплательщиков должны идти в аграрную промышленность исключительно для увеличения конкурентоспособности украинских аграрных товаров и улучшения качества жизни крестьян: на инфраструктуру, дороги, школы, больницы и ремонт сельских домов. Такие бюджетные средства должны идти на поддержание занятости на селе. Вопросы "продовольствия", как продукта переработки аграрных продуктов, определяются другими законами, регулирующими вопросы промышленного производства (переработки). Таким образом, по формальной логике, такое министерство должно называться метко: "Министерство аграрной промышленности и качества жизни крестьян" или как-то этом роде.

2. Например, относительно Министерства доходов и сборов, образованного путем реорганизации Государственной таможенной службы Украины и Государственной налоговой службы Украины.

Такое министерство является искусственным и подлежит расформированию. Функции налоговой и таможенной служб должны перейти к соответствующим подразделениям Министерства финансов Украины. Налоговую милицию следует распустить, а ее функции передать в Министерство внутренних дел.

3. Например, относительно Министерства экономики. Такое министерство должно быть переименовано в министерство бюджетирования, промышленности, торговли и инфраструктуры (далее — Министерство экономики).

Главными задачами этого министерства должны стать: бюджетирование государственных программ в пределах, определенных бюджетом; проведение промышленной политики, внутренней и международной торговли. Дополнительно министерство выполняет разнообразные функции по реализации государственной регуляторной политики, государственной политики по вопросам развития предпринимательства, регулирования ценовой политики и т.п. Но главной функцией министерства является бюджетирование, т.е. предоставление согласия на затраты из государственного бюджета на любые экономические программы (по незащищенным статьям). Любая государственная или местная программа должна быть защищена в таком министерстве.

Кроме того, данное министерство должно руководить правилами в авиационном, автомобильном, железнодорожном, морском и речном, городском электрическом транспорте и в сферах использования воздушного пространства Украины, туризме, деятельности курортов, метрополитенов, дорожном хозяйстве, обеспечении безопасности движения, навигационно-гидрографическом обеспечении судоходства, торгового мореходства. Это потому, что далее предлагается отменить министерство инфраструктуры.

4. Например, относительно Министерства энергетики и угольной промышленности Украины. Такое министерство подлежит расформированию, поскольку его функции поглощаются министерством бюджетирования, промышленности и торговли (министерством экономики) и министерством финансов.

Главная задача этого министерства заключалась в распределении бюджетных средств. По бюджету 2014 г. — около 14 млрд грн. Кроме того, данное министерство постоянно вмешивалось в работу национальных комиссий по ценообразованию на монопольных рынках, — таким образом, чиновники могли влиять на тарифы на газ, тепло- или электрическую энергию для конечного потребителя. В принципе, в таком министерстве рождались схемы Бойко, Фирташа, Курченко, приводившие, с одной стороны, к увеличению государственного долга Украины, с другой — к задолженности граждан по квартирной плате.

5. Например, относительно Министерства инфраструктуры Украины, созданного указом Януковича путем реорганизации Министерства транспорта и связи Украины. Такое министерство подлежит расформированию, поскольку его функции поглощаются министерством экономики.

6) Например, относительно Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины. Такое министерство подлежит расформированию, поскольку его функции поглощаются министерством экономики, министерством финансов и органами местного самоуправления. Кроме того, сам факт существования такого министерства свидетельствует об ограничении прав территорий на решение собственных вопросов. Если регионы желают иметь большую самостоятельность, то такое министерство должно быть расформировано, а его компетенция (функции) передана местным общинам.

7. Например, относительно Министерства промышленной политики Украины. Такое министерство подлежит расформированию, поскольку его функции поглощаются министерством бюджетирования, промышленности и торговли (министерством экономики). Кроме того, сам факт существования такого министерства свидетельствует о попытке нарушить нормы ВТО в части предоставления промышленных субсидий или о концентрации промышленной собственности.

8. Например, относительно Министерства финансов Украины. Такое министерство должно подобрать под себя налоговую и таможенную службы. Это важно с двух точек зрения: во-первых, налоговая и таможенная службы должны быть демилитаризированными. Ну не может на проверку приходить аудитор с автоматом. Во-вторых, контроль над доходами и затратами должен быть сосредоточен в одних руках. В результате будут гармонизованы бюджетная и налоговая политики, а риски невыполнения бюджета или несбалансированности Пенсионного фонда Украины или других социальных фондов будут уменьшены.

9. Например, относительно временного министерства по вопросам ассоциации Украины в Европейский союз. Такое министерство является координатором действий других министерств по вопросам адаптации норм законодательных актов Украины к нормам Соглашения об ассоциации Украины с Европейским Союзом.

Есть ряд других министерств, которые не влияют прямо на экономическое здоровье Украины.

Таким образом, по меньшей мере, пять министерств можно безболезненно сократить. На этом сэкономить на деньгах налогоплательщиков сотни три миллионов. Посмотрим.

Так вот, мы будем выбирать правительство, достойное Украины. Если снова большинство его членов будет из числа политиков, то получим дежавю помаранчевого Майдана.

Я мечтаю, чтобы Минфин возглавил Иван Сикора, глубокий бюджетный аналитик, а помогал ему — Фудашкин, который в курсе каждой запятой в налогах. Вторым заместителем — оппонентом, предположим, стал бы харьковский Кирш.

Я мечтаю, чтобы Минэкономики возглавил Пасхавер, который макроэкономику не только знает, но и чувствует. А его оппонентом и заместителем стал бы Шумило, гениальный макроэкономист. Или наоборот.

Я мечтаю, чтобы качество жизни крестьян поднимал честный и осведомленный человек. Но чтобы он опирался на помощников — технократов по аграрной науке, не запятнанных политикой.

Я мечтаю. Как, собственно, все мы. Не дай Бог разочароваться еще раз.

P.S. На выборах я клялся избирателям, что буду защищать их интересы. Поэтому в никакие кресла пока что усаживаться не собираюсь.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >