Кассовые споры

10 ноября, 2014, 10:16 Распечатать

Гастрольно-концертный рынок, ввиду текущих событий, рухнул как гривня. И как скоро эта сфера прекрасного оправится от экономических и других проблем — неизвестно.

Гастрольно-концертный рынок, ввиду текущих событий, рухнул как гривня. И как скоро эта сфера прекрасного оправится от экономических и других проблем — неизвестно. Судя по всему, гастрольная индустрия в Украине именно в этом году пережила фатальный кризис, подобных которому не было все 23 года независимости. Залы пустуют, продюсеры паникуют, артисты либо выжидают, либо изредка собирают. Причины апокалипсиса — объективны. И как-то излишне эмоционировать по этому поводу не пристало: события на Востоке резко изменили правила игры не только в политике, но и в творческой жизни.

На эту тему разговор — с руководителями (хозяевами) популярных сценических площадок столицы: Национального дворца "Украина", Национального театра имени Ивана Франко, Международного центра культуры и искусств (экс-Октябрьского дворца). В мирное время на эти сцены, как бабочки к огню, неодолимо стремились козырные импортные визитеры, обеспечивая выгоды-прибыли. Что и как изменилось за последнее время? Морально ли в военное время сетовать на отсутствие гастролеров в престижных залах? Кого ждут, а кого на порог не пустят (из числа именитых артистов) хозяева наших крупных площадок?

Что говорят хозяева?

Статистика не вызывает оптимизма. За последние десять месяцев в связи с АТО отменено порядка 50 концерта во Дворце искусств "Украина". А проведенные мероприятия составляют только 62% от прежде запланированных. (Трудно представить цифры убытков). Как сообщили ZN.UA в "Украине", в настоящее время штат работает без премий и надбавок, поскольку утрачена львиная доля доходов. При этом стараются работать, как там говорят, "в три раза больше". То есть пытаются самостоятельно организовывать мероприятия, не дожидаясь промоутеров со стороны.

В это же время одна из раскрученных площадок столицы — Международный центр культуры и искусств — в пик общественно-политического конфликта оказалась (топографически) в самом его эпицентре. Как известно, продолжительное время в экс-Октябрьском обитали активисты, работа культучреждения была парализована. И "Украина", и МЦКИ — хозрасчетные предприятия, они на самоокупаемости. Только за текущий год экс-Октябрьский понес весомые потери: ущерб зданию составляет около 1,5 млн грн; материальный ущерб (оргтехника, сантехника, мебель, интерьер etc.) — около 0,5 млн грн. В дирекции говорят о недополученной прибыли, а это минус 9 млн грн. Причины те же: обвальная отмена мероприятий, неплатежи, отказы от аренды, общественно-политический фактор.

К счастью, менее драматичны потери для нашего главного драмтеатра — Национального имени Ивана Франко, на сцене которого традиционно гастролировали "Современник", МХТ, БДТ, другие. (Нынче, как в песне бесприданницы: "Пришли иные времена, тебя то нет, то лжешь не морщась"). Даже в бурные периоды общественной активности не останавливали работу. Правда, в определенные "пиковые" эпизоды уменьшалось количество зрителей (многие не рисковали ехать в центр) — это сказывалось на заполняемости зала. Генеральный директор Национального театра имени Ивана Франко Михаил ЗАХАРЕВИЧ рассказал ZN.UA:

захаревич

— Наш театр — репертуарный, поэтому присутствие или отсутствие даже самых именитых гастролеров не столь принципиально для системности и экономической успешности нашего театра. Во всяком случае, сумма аренды для гастролеров — это сумма аншлаговой стоимости нашего репертуарного спектакля, что составляет около 100 тыс. грн. Безусловно, мы всегда рады видеть у себя талантливых коллег из других стран, из других театров. Но так как обстоятельства резко изменились, то, полагаю, все-таки не все могли бы в ближайшем будущем стать нашими гостями. Лично я категорически против того, чтобы на нашей сцене выступали те артисты, которые своими подписями или публичными спичами разжигали межнациональную рознь, оспаривали территориальную целостность Украины. Таким артистам на главной драматической сцене Украины места нет.

На вопрос ZN.UA, возможны ли (гипотетически) в ближайшем будущем обменные гастроли между франковцами и МХТ (как титульными театрами двух стран) на каких-то невероятно выгодных условиях, директор театра ответил отрицательно:

— Бренд "МХТ" — это история мирового театра ХХ века. Но теперешние враждебные действия по отношению к нашей стране со стороны представителей этого театра (автограф "за" отсоединение Крыма О.Табакова и выходка с оружием актера МХТ М.Пореченкова. — ZN.UA) исключают даже идеи о подобных проектах. К счастью, несмотря на все сложности времени, украинский зритель идет в театр. При этом заметна тенденция — спрос в основном на недорогие билеты. Это можно объяснить и курсом гривни, и общей нестабильностью на финансовом рынке. Если в будущем из-за финансово-экономических причин отток зрителя станет заметным, украинские театры будут вынуждены пойти на удешевление билетов — чтобы не потерять свою публику.

Между тем, зритель — он и в Африке зритель: жажду хлеба и зрелищ не отменит никто даже в самый трудный "жанровый" период. Недавний кассовый успех на сцене дворца "Украина" балета "Великий Гэтсби" (музыка: К.Меладзе, танцы: Д.Матвиенко) подбодрил хозяев площадок и отдельных продюсеров. Об этом говорит Роман НЕДЗЕЛЬСКИЙ, генеральный директор Национального дворца искусств "Украина":

— Возможно, сейчас скажу крамольные вещи, но никогда так не было, чтобы беда и на доброе не выводила: у отечественного зрителя появляется потребность в отечественных исполнителях. Недавно провели концерт ансамбля им. П.Вирского — в зале аншлаг. На

22 ноября запланирован творческий вечер А.Злотника — уже в первые дни продана значительная часть билетов. Не знаю, откуда общие представления о том, что львиную долю репертуара "Украины" составляют концерты российских исполнителей? Есть статистика, которая свидетельствует о следующем. В 2012-м лидерами на нашей площадке были отечественные артисты: более 25% от количества всех мероприятий. Россияне на втором месте. Уже в прошлом году концерты украинских артистов составляли 35%, а западных — около 28%, российские гастролеры — 12%.

Нынешние "правила игры" на рынке заставляют "Украину" вести, как говорит дирекция, более агрессивную организационную политику. Сами связываются с украинскими артистами, предлагают определенные условия. Своими силами пытаются осуществить техническое обеспечение, промо-проектов.

— В связи с аншлагами и ажиотажем вокруг "Великого Гэтсби" повторим этот балет дважды, а может и трижды уже в феврале, — говорит г-н Недзельский. — Таким образом, линия создания отечественного качественного продукта — выстраивается. Например, планируем поставить на сцене "Украины" новые мюзиклы Юрия Рыбчинского (среди них чрезвычайно интересный проект "Мэрилин Монро". — ZN.UA). В планах также творческие вечера Вадима Крыщенко, Михаила Жванецкого. Запланированы концерты Тины Кароль и "Океана Эльзы", которые заранее обречены на аншлаги. В этом ряду — выступления всемирно известного украинского скрипача Василия Попадюка, оперное шоу Ольги Чубаревой, другие проекты.

недзельский

На вопрос о "нежелательных" визитерах Недзельский отвечает:

— Если намекаете на Пореченкова, который в Донецк на "сафари" съездил, то я бы лично организовал ему "тур" — особенно по местам, освобожденным от террористов. Представители добровольческих батальонов уже обращались ко мне: мол, вы нам только его привезите сюда, мы ради этого даже скинемся, проспонсируем его "выступление". Вообще, я бы не хотел, чтобы политика и культура шли рядом, поскольку порою результаты подобного скрещения чудовищные. Когда человек берется не за свое дело, он рискует нивелировать все свои предыдущие достижения, как это случилось, например, с Иосифом Кобзоном. Его можно было любить только за одну песню из

"17 мгновений весны". Но случилось то, что случилось. После его дуэтных выступлений с террористами уже украинский слушатель решает, что теперь важнее: "Берег мой, покажись вдали" или политические спичи этого "народного артиста" Украины. Полагаю, перед руководством дворца "Украины" и не должен возникать вопрос: кого пускать, кого не пускать? Это в первую очередь компетенция СБУ, прокуратуры, МВС, пограничной службы.

Такая же позиция у Нонны МАРТЫНИЧ, заместителя директора Международного центра культуры и искусств:

мартинич

— Те иностранные артисты, которые либо в СМИ, либо в социальных сетях негативно высказываются о нашей стране, не должны выступать на наших сценах. Хотя не стану скрывать — ситуация непростая. Мы напрямую зависим от сдачи в аренду большого зала. И в предыдущие периоды около 70% аренды приходилось именно на гастроли российских артистов. Нынешнее время изменило ситуацию. Принято коллегиальное решение проводить на нашей сцене собственные мероприятия. Тем более, что в МЦКИ существуют свои коллективы. Одним из таких проектов станет концерт

20 декабря "The Palase must go on!", в котором примут участие Большой оркестр народных инструментов и джазовый коллектив "Музыкальная лаборатория", на сцене будут и украинские звезды эстрады. Средства от концерта пойдут на восстановление дворца.

Еще один общий вопрос в продолжение темы — возможно ли оживить и разнообразить

гастрольный театрально-концертный рынок, привлекая на него большее количество именитых, качественных европейских артистов и коллективов?

По линии театра прогнозы не оптимистичны. По мнению гендиректора франковцев Михаила Захаревича, знаковые европейские театры, такие, например, SchaubЯhne или MENO FORTAS, умеют считать деньги и без финансовых гарантий не рискнут гастролировать. Бюджеты же отдельных проектов этих театров "очень и очень"… А поскольку системы инвестирования или меценатской поддержки подобных международных театральных начинаний в Украине даже не наблюдается, то и ожидания наши бессмысленны. Кстати, есть тенденция отхода меценатов и инвесторов даже от поддерживаемых прежде национальных театральных инициатив. И эти процессы тоже объяснимы — война, перераспределение средств.

Может, более обнадеживающие "ставки" на европейских визитеров у хозяев концертных площадок. Вот что говорит Роман Недзельский:

— Чтобы оживить присутствие европейских артистов на украинских площадках, дворец "Украина" вступил в Международную ассоциацию мест проведения массовых мероприятий (IAVM). Этому поспособствовал мой советник Марк Журавинский, канадец украинского происхождения, он представитель известной компании Universal Music и принимал участие в организации туров Мадонны, Джо Кокера, Дэвида Коперфильда, Кристины Агилеры. Думаем о создании постоянно действующей экспозиции подобного масштаба и в нашем дворце. Что касается отказов европейских или американских артистов от выступлений в Украине, то здесь есть тоже свои нюансы. Ни одна страховая компания, работающая в сфере шоу-бизнеса, не предоставит артисту страховку на период пребывания в стране, в которой ведутся боевые действия. Вот это и есть та преграда, которая пока не позволяет многим мировым звездам выступать в Украине. Международным страховым компаниям трудно объяснить, что между Киевом и Луганском расстояние — 900 км. И все-таки некоторые исполнители определились, они приедут. Например, Джонатан Дассен, сын легендарного Джо Дассена. Уверен, будут и другие яркие артисты.

Что говорят промоутеры?

— Гастрольный рынок мало-помалу начнет оживать, — комментирует для ZN.UA ситуацию Владимир БУРЦЕВ, директор агентства BonapArt. — Яркий пример — "Гэтсби". На рынке сложилась ситуация, когда есть спрос, но нет достаточного предложения. Почти все заявленные в теперешней скудной гастрольной афише мероприятия уже продаются лучше, чем в мае. Прогноз очевидный: все качественные акции будут проходить успешно. Правда, и цены на билеты будут расти. Но, невзирая на рост, люди готовы тратить, ведь это эмоции. Последние годы отечественный рынок существенно продвинулся в Европу, на Запад. Украина вышла на артистов категории "А", рынок стал более ориентирован именно на западных артистов. Но ввиду ситуативных причин многие оборвалось. Ситуация, между тем, сложная, но "интересная": в Москве афиша пестрит западными артистами, к "ним", несмотря на все грозные заявления едут. К нам — не едет никто. Западные импресарио пока даже не рассматривают предложения украинской стороны, до тех пор "пока у вас все не утрясется". Есть единицы, которые не слушают рекомендаций своих "МИДов". Например, Алессандро Сафина. Он не побоялся приехать в Украину весной в отличие от многих. Более того, он выступил в Харькове, в Донецке, в Луганске. 9 марта следующего года выступит и с украинским симфоническим оркестром. Если весной многие планы нарушила политика, теперь — экономика. Из-за нестабильности курса и жестких контрактов по проплатам гонораров прокатчик становится заложником экономической ситуации в стране: невозможно спрогнозировать курс доллара, невозможно определить стоимость билетов, прибыль, убыток, все риски и т.д.

Что говорят кассиры?

Ввиду объяснимого отсутствия импортного гастрольного "продукта" остается — местный, в данном случае столичный. Возрос ли спрос на местные "развлечения" и театрально-художественные откровения? Как свидетельствует блиц-опрос некоторых администраторов и представителей кассового хозяйства, запросы и вкусы "военного" времени мало отличаются от того, что выбирали во время "мирное". Главный жанр по-прежнему — комедия. Присутствие звезды в том или ином спектакле — еще не гарантия кассы.

Как и раньше, одним из кассовых фаворитов среди драматических спектаклей столицы остается "Кайдашева сім'я" на сцене Национального театра имени Ивана Франко с Натальей Сумской в главной роли. Даже в провальные мертвые периоды этот спектакль "берет кассу", хотя в репертуаре он лет семь. Залог популярности: "вечный" сюжет И.Нечуя-Левицкого об украинской семье, жанр, несколько ярких актерских работ. В этом же ряду финансовых франковских фаворитов: "Швейк", "Кин IV", спектакли на основе украинской классики, итальянская комедия "Моя профессия — синьор из высшего общества".

спор

В Национальной опере Украины как спрашивали, так и спрашивают билеты на неиссякающее "Лебединое озеро", невзирая на составы и имена в афише. Великая музыка П.Чайковского выше моды, концепций, она гораздо выше даже "путчей", с которыми в 90-е стойко ассоциировали именно этот балет.

В Национальном театре имени Леси Украинки трудно "убить" рефлекс масс на комедии Марка Камолетти и Рея Куни. Как говорится, веселись, когда велят!

В Киевском Молодом театре в этом году появился кассовый комедийный бронетранспортер — "Потрібні брехуни!" (на основе пьесы Ива Жамиака) с Алексеем Вертинским и Тамарой Яценко. В этом же театре в кассовом чарте: "Коварство и любовь", "Загадочные вариации".

В Театре драмы и комедии на Левом берегу давно держится в афише и пользуется спросом комедия "Зрители на спектакль не допускаются". Собирают зал: "Чего хотят женщины?", "Четыре причины выйти замуж", "Идеальная пара" (все как на подбор…).

Некоторые киевские администраторы говорят, что упал спрос на "классику", даже на "звезд" (в этой классике занятых). В свою очередь, руководство муниципальных театров тяжко страдает и от недофинансирования: городская администрация недавно жестоко обрезала средства на постановки (на другие нужды), поэтому даже ближайшие новогодние сказки появятся на сценах в условиях, близких к нищете. Такое время, надо терпеть.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >