Гуманитарка - поле для огромного количества коррупционных схем и злоупотреблений во все времена и при всех министрах. Ведь признание груза (работ, услуг) гуманитарным означает освобождение его от налогообложения (НДС, госпошлины и платы за таможенные услуги) при растаможке. А в дальнейшем - и от уплаты налога на прибыль. Не секрет, что не один депутат заработал на свою предвыборную кампанию именно на липовой "гуманитарке". С некоторыми именами связаны по 10–12 коммерческих компаний, поставляющих такие грузы.
Известно также, что в довоенное время за "очистку" коммерческих грузов специально созданные благотворительные фонды получали по 40 тыс. долл. отката за контейнер (а во времена валютного хаоса - по 25 тыс.). Таких контейнеров могло быть 200–300 в день. Одним из главных (но далеко не единственных) звеньев этой коррупционной цепи всегда считалось Минсоцполитики во главе с министром.
Несовершенство как самого законодательства в сфере гуманитарки, так и его выполнения приводит к тому, что при любой власти появляются люди, считающие, что могут взять эту сферу под свой контроль и руководить гуманитарной помощью в ручном режиме.
С началом военных действий поток гуманитарных грузов в Украину увеличился. С одной стороны, в нынешних условиях помощь должна оформляться мгновенно (в реальности на это сегодня уходит от недели до месяца). С другой - есть реальные примеры злоупотреблений как на этапе признания грузов гуманитарными (несмотря на заявления следственных органов), так и на таможне. Увы, в том, чтобы сломать коррупционные схемы на гуманитарке, заинтересованы, похоже, только активисты и волонтеры, которые, с первых дней помогая военным, устали быть контрабандистами и пытаются все делать по закону. За что им угрожают открытием уголовных дел…
О том, что сегодня происходит в сфере гуманитарки, какие грузы признаются гуманитарными, а какие - нет, ZN.UA рассказали волонтер БФ "Свої", координатор Центра предоставления гуманитарной помощи ВПЛ "Фроловская 9/11" Оксана СУХОРУКОВА, волонтер общественной организации "Инициатива "Е+" Валентина ВАРАВА и директор "Единой службы правовой помощи "3222" Денис ОСМОЛОВСКИЙ.
Когда безупречная репутация - во вред
"Весь 2015 год мы завозили гуманитарную помощь, и особых проблем не было, - рассказывает Оксана Сухорукова. - Они начались в конце января 2016-го, когда нас с Валентиной Варавой пригласили в Кабмин, к уполномоченной правительства по антикоррупционной политике Вере Сигриянской - как "представителей организаций с безупречной репутацией". На непонятно кем инициированной встрече (заявленной целью которой было наведение порядка в сфере гуманитарной помощи) нас сразу удивило то, что среди присутствующих представителей организаций опыт растаможки гуманитарных товаров был только у нас двоих.
На встрече нам предложили следующую схему сотрудничества: создается ассоциация благотворительных фондов с безупречной репутацией, фонды эти выводят на международный уровень и знакомят с донорами. И весь поток гуманитарной помощи идет исключительно через эту ассоциацию. Членство в ассоциации согласовывается с ее главой. При условии, что ассоциация полностью подотчетна правительственному уполномоченному, у нее нет никаких проблем. То есть налоговая, таможня, СБУ - везде зеленый свет. Шаг в сторону - и на тех, кто работает не по этим правилам, открывается уголовное производство.
По нашему мнению, такая ассоциация превратилась бы в своеобразный клуб по интересам, что создало бы неравные условия для других благотворительных фондов. Сотрудничать в такой форме мы отказались. На том и разошлись.
А уже на следующем заседании рабочей группы по вопросам гуманитарной политики и признания грузов гуманитарными, на котором впервые присутствовал таинственный Вадим Петров - представитель правительственного уполномоченного по антикоррупционной политике (о нем - ниже. - Авт.), начались проблемы с грузами у общественной организации "Инициатива "Е+".
"Одно из направлений нашей работы (фактически с начала 2014 года) - помощь АТО, в т.ч. и автотранспортом. Прежде всего - машинами медэвакуации, поскольку очень часто от них зависит спасение жизни, - продолжает Валентина Варава. - Первыми в Украине мы официально растаможили автомобили для АТО немедицинского назначения. Разработанным нами алгоритмом сегодня пользуются десятки организаций в Украине, были завезены сотни машин.
Проблемы начались как раз в тот момент, когда мы работали на отдельный проект Генштаба, обратившегося к нам с просьбой помочь с шестью автомобилями. Комиссия Минсоцполитики по признанию грузов гуманитарными начала требовать дополнительные документы. Причины, по которым автомобили отказывались признавать гуманитарными, были разными - начиная с того, что их необходимо согласовать с представителем правительственного уполномоченного по антикоррупционной политике и заканчивая требованием обосновать потребность армии в таких машинах (мол, такой потребности нет), - и явно указывали на то, что от меня ждали звонка и просьб договориться. Люди не понимают, как можно тратить сумасшедшие деньги, поставлять дорогие вещи просто потому, что надо спасать страну. Они искали в этом выгоду.
Однако мы на договоренности не пошли. Благодаря письму в адрес Минсоцполитики о роли нашей работы для отдельного проекта Генштаба наши машины проехали.
Но после этого в военные части, на которые уже был передан автотранспорт, поступили запросы о проведении проверки от военной службы правопорядка. Служба также обратилась к общественной организации "Инициатива "Е+". Проверка была инициирована запросом представителя врио правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики г-на Петрова".
"От общественного совета при Минсоцполитики была создана мониторинговая рабочая группа. Как наблюдатели, мы зашли на ее заседания, - уточняет Оксана Сухорукова. - На первом же возник скандал. Угрожали завести на В.Вараву уголовные дела, начались звонки в военные части, запугивание командиров. Потом мне предложили Вараву "спасти". Даже посулили помещение в центре Киева, руководство упомянутой выше ассоциацией, должность в министерстве - с доплатой к официальной зарплате. Когда я отказалась, у нас началась длительная бумажная война".
Кто такой Вадим Петров?
Рабочая группа по вопросам гуманитарной политики и признания грузов гуманитарными при Минсоцполитики была создана на основании постановления Кабмина от 25 марта 2013 г. № 241 "Об утверждении порядка взаимодействия центральных и местных органов исполнительной власти и Нацбанка по реализации Закона Украины "О гуманитарной помощи".
"Здесь следует отметить, - говорит Денис Осмоловский, - что упомянутый порядок не предусмотрен ни профильным, ни другими законами Украины. Отдельно стоит подчеркнуть наличие в составе рабочей группы правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики, обязанности которого временно исполняет Вера Сигриянская. Ни ее участие, ни тем более участие ее представителя Вадима Петрова (с февраля 2016 года) в работе группы Законом также не предусмотрено. В аппарате уполномоченной (и вообще Кабмина) Вадим Петров не числится. Подтверждение его полномочий общественности предоставлено не было. На заседаниях рабочей группы Вадим Петров появляется на основании какого-то тайного документа для служебного пользования Минсоцполитики. Кто он такой - толком не знает никто.
Известно только, что в 2012 году Вадим Петров впервые засветился как молодой бизнесмен в Приднепровье. Его цитата с сайта ДнепрПост: "Мы заслуженно получили награду, потому что все планки, которые мы перед собой ставим, мы достигаем. Сейчас мой бизнес входит на рынок Украины. Основную деятельность "Тюнинг - Сервис" осуществляет в России. Там открыто 54 станции по техническому обслуживанию, в виде тюнинга автомобилей. Сейчас две станции в Украине уже работают, еще две заработают в ближайшем будущем. Мне очень нравится рынок Украины. Здесь мы достигнем больших высот, чем в России. Я думаю, что все будет хорошо". По крайней мере, это хоть как-то объясняет интерес Вадима Петрова к автомобилям, особенно - для АТО.
Из ответа Веры Сигриянской следует, что Вадим Петров - представитель от общественности. К сожалению, она не уточняет - от какой. И если это все же так, то хотелось бы знать, какой нормативный документ наделяет общественность полномочиями для проведения такого рода расследований и принятия решений по поводу признания столь необходимых сейчас ВСУ грузов гуманитарными.
Не имея никаких подтвержденных полномочий на работу с такой информацией, Вадим Петров влияет на принятие решений рабочей группы. Именно он требовал предоставить дополнительные документы о получении автотранспорта, его использовании, постановки на баланс у "Инициативы "Е+". Обращая пристальное внимание на 26 машин, завезенных в зону АТО этой общественной организацией, представитель врио уполномоченной по вопросам антикоррупционной политики почему-то совершенно не реагирует на случаи ввоза под маркой "гуманитарки" явно коммерческих товаров".
Факты
В нарушение норм ст.1 Закона рабочая группа признает гуманитарными грузы:
- по которым не определен конечный получатель, то есть грузы не являются адресными;
- не отвечающие ст. 3 Закона Украины "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", например, значительное количество грузов получают религиозные организации, хотя религиозная деятельность не относится к целям и сферам благотворительной деятельности;
- которые вообще трудно признать гуманитарными - например, телевизоры, шторы, религиозные литература и устройства, музыкальные центры, калькуляторы, люстры, бра, DVD-плееры, кафельная печь б/у, швейные машины б/у, кофеварка, часы настольные, щетки для линолеума, современные репродукции, "вечная лампа" (стекло, бронза), лавки и подстилки на лавки, зажигалка для свечей, вытяжка, пианино, пицца замороженная, маринованный лук и т.д.
Просмотрев Единый реестр судебных решений (ЕРСР), Денис Осмоловский обнаружил, к примеру, следующий факт: "СУ ГУНП в Волынской области осуществляется досудебное расследование уголовного производства № 12016030000000105 от 22.06.2016 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 191 УК Украины по факту присвоения имущества благотворительными организациями.
Досудебным расследованием установлено, что служебные лица Духовного управления христианских церквей "Царство Божье в Украине", Волынского областного фонда "Милосердие", "Независимой Христовой церкви", Волынского областного БФ "Плечо", "Братство при соборе церквей Украины христиан веры Евангельской "Открытая библия" и Волынского областного БФ "Ханун" на протяжении 2015–2016 годов, с целью уклонения от налоговых и других таможенных платежей ввозят на территорию Украины гуманитарную помощь, в том числе одежду от разных трендовых марок, которые в дальнейшем присваивают и реализуют субъектам хозяйствования".
"Есть и другие найденные нами в ЕРСР факты о досудебных расследованиях в Ровенской, Черниговской и Винницкой областях, - комментирует Оксана Сухорукова. - С 2013-го по 2016-й годы эти организации завезли гуманитарной помощи более 10 тыс. тонн. Однако эти факты не привлекли внимания ни правительственного уполномоченного, ни представителей ГФС, Нацполиции, Нацбанка, Минфина, Минсоцполитики, присутствующих в рабочей группе по признанию грузов гуманитарными. Даже несмотря на обращения в Минсоцполитики разных следственных органов, указывавших на нарушения, грузы, полученные от сомнительных организаций и доноров, по-прежнему признаются гуманитарными.
Так в письме от 18 марта 2016 года Национальная полиция Украины извещала Минсоцполитики о том, что некоторые доноры, зарегистрированные в Великобритании по сомнительным адресам массовой регистрации, не отчитываются о своей деятельности в соответствии с британским законодательством. Согласно официальным регистрационным данным, они представлены номинальными директорами, связанными со многими другими британскими коммерческими структурами.
На протяжении 2013–2016 годов от упомянутых в письме компаний в Украину было завезено 12 тыс. тонн (почти 500 ж/д вагонов) "гуманитарных" грузов. Однако уже после 18 марта 2016 года, несмотря на информацию, изложенную в письме Нацполиции, гуманитарными были признаны почти 500 тонн груза (около 20 ж/д вагонов) от этих же компаний.
Если допустить, что организации, получающие грузы от таких доноров, занимаются коммерцией и, с помощью статуса гуманитарки, уклоняются от уплаты налогов, то минимальная сумма неуплаченного НДС на импорт может составлять 368 млн грн. Если считать по цене секонд хенд. А если по цене новых, да еще с учетом госпошлины при растаможке и налога на прибыль? Сложенное все вместе составит почти годовой бюджет на содержание аппарата Минобразования или бюджет трех лет на содержание аппарата Минсоцполитики, или бюджет двух лет Минздрава, или почти 100% суммы субсидий по всей стране за 2015 год. При этом мы постоянно говорим, что в стране не хватает денег!"
"Прозрачного, утвержденного нормативным документом перечня документов для признания грузов гуманитарными или для включения в Единый реестр получателей гуманитарной помощи не существует, - дополняет Денис Осмоловский. - Есть лишь рекомендованный. На практике это оборачивается тем, что для одних организаций нечеткое следование ему не является нарушением, а для других те же недостатки становятся основанием для непризнания грузов гуманитарными. Например, волонтерской организации "Самооборона Львовщины" сказали, что признают их грузы гуманитарными, если они подадут отчет. Они это сделали, им сказали: "Не такой". То есть фактически процесс признания грузов гуманитарными управляется вручную, а потому содержит большую коррупционную составляющую.
Непонятно, кто контролирует, обеспечивает прозрачность, к кому обращаться за информацией и перед кем отчитываться.
Хотя Закон, принятый в 1999 году, вступил в силу с 1 января 2000-го, формы отчетности получателей гуманитарной помощи нет, порядок ее заполнения так и не разработан. Отчетность подается в бумажном виде одному из специально уполномоченных органов на выбор. Случается, что один месяц - в Минсоцполитики, а другой - в облгосадминистрацию. Таким образом, никакого контроля над распределением и использованием гуманитарных грузов (закрепленного Законом за Минсоцполитики), по сути, нет. Это приводит к существенным злоупотреблениям как получателями гуманитарной помощи, так и ее приобретателями, поскольку проконтролировать использование гуманитарных грузов не по целевому назначению при такой организации фактически невозможно".
Инициативы
Общественные активисты предложили разработать форму отчетности и порядок ее составления; создать рабочую группу для обсуждения формы, создания программного обеспечения для предоставления отчетности в электронном виде; организации проведения переговоров с разработчиками ПО для налоговой. Однако отклика у членов рабочей группы при Минсоцполитики это не нашло.
Еще в 2014 году активисты провели встречу с замминистра В.Мущининым, разработчиками системы ProZoro, донорами, готовыми оплатить создание информсистемы (которая показывала бы прозрачное распределение гуманитарной помощи к конечному потребителю) и поставить ее во все подразделения соцзащиты населения, но замминистра отказался.
На сегодняшний день активисты провели переговоры с представителями международных компаний-доноров по запуску такой программы отдельно от госорганов, поскольку надежды на чиновников нет. Еще одна попытка найти взаимопонимание по поводу единой базы у представителей Кабмина закончилась угрозами со стороны отдельных чиновников.
По Закону, специально уполномоченный орган по вопросам гуманитарной помощи обеспечивает широкую гласность в освещении всех аспектов своей деятельности по получению, распределению и использованию гуманитарной помощи. На практике такую информацию найти невозможно. Что приводит к единичным случаям продажи гуманитарки, например, в больницах, к теневому завозу коммерческих грузов под видом гуманитарных.
Еще большее удивление вызывает ситуация, когда представителям общественного совета при Минсоцполитике было отказано в возможности ознакомиться с планом распределения некоторых организаций по причине защиты персональных данных. Это сопровождалось угрозами открыть уголовное производство на председателя рабочей группы и общественность.
Гуманитарка - это адресная помощь. Согласно Закону, отчетность по ней происходит до конечного приобретателя - физического лица или неприбыльной организации. На практике же она заканчивается на первом приобретателе, и далее госструктуры не только не отслеживают распределение гуманитарной помощи, но даже не пытаются получить отчеты. Предложения общественности по наведению порядка в отчетности и контроле над гуманитаркой поддержки у госструктур не находят. Хотя для анализа информационных данных не нужны специализированные программы. Предлагается вариант сведенной отчетности, которая составлена активистами на основе публичных данных, размещенных на сайте Минсоцполитики.
Судя объемам получения гуманитарки (см. карты: окраска областей - численность населения. Чем темнее, тем больше людей. Кружочки - объем признанной гуманитарки в пропорциях. Чем больше кружочек, тем больше гуманитарки), размеченным на карте, создается впечатление, что сегодня именно западные, а не восточные области страны более всего нуждаются в помощи. Или же в действительности существуют схемы завоза коммерческих грузов под видом гуманитарных, которые через западные регионы Украины распространяются в другие города.
В общем и целом создается впечатление, что реальный процесс получения гуманитарной помощи полностью нивелировал цель такой деятельности и не отвечает требованиям закона.
Сомнительные схемы получения грузов от иностранных доноров (фактически подконтрольных организаций) направлены на минимизацию налоговых платежей, на уклонение от уплаты налогов с помощью присвоения коммерческим грузам статуса гуманитарных.
Рабочая группа, смысл деятельности которой как раз и состоит в предотвращении злоупотреблений в этой сфере, фактически состоит из представителей госорганов, задачей которых является обеспечить беспроблемное оформление гуманитарки в интересах отдельных коррумпированных групп или лиц. Полное отсутствие контроля со стороны госорганов над получением и распределением гуманитарки - тому свидетельство.
По результатам мониторинга, проведенного представителями общественного совета при Минсоцполитики, общественные активисты составили коллективное обращение к вице-премьер-министру П.Розенко - с целью обратить внимание на злоупотребления и в дальнейшем их устранить.