14 апреля состоится Общее собрание Национальной академии наук Украины. Это будет в определенном смысле революционное собрание, поскольку согласно новому Закону "О научной и научно-технической деятельности" в нем впервые примут участие с правом решающего голоса научные работники, делегированные трудовыми коллективами научных учреждений. Количество представителей от научных учреждений должно быть не меньше количества академиков и член-корреспондентов, участвующих в Общем собрании НАНУ.
Собрание будет проходить в сложный для отечественной науки период (ощутимое уменьшение финансирования, заложенного в бюджет 2016 г., и вызванные этим процессы сокращения численности научных сотрудников НАН Украины). Такая политика Минфина полностью противоречит "Целям устойчивого развития 2030" Организации Объединенных Наций (принятым в сентябре 2015 г.) и Закону "О научной и научно-технической деятельности", где выписаны процедуры эвалюации научных учреждений, после чего уже можно было бы проводить сокращение неэффективных академических институтов.
Поскольку не приходится надеяться на то, что политика Кабмина по отношению к науке может измениться, научное общество, как и прежде, ожидают времена неопределенности: сможет ли государство от процессов разрушения науки в Украине перейти к стимулированию ее развития?
Инициативная группа ученых проанализировала возможные пути реформирования НАН Украины по образцу Общества Макса Планка (Германия), и некоторые из них нашли свое отображение в Законе "О научной и научно-технической деятельности". Это, прежде всего, участие в Общих собраниях представителей академических институтов (с правом решающего голоса), что должно существенно повлиять на управление академией.
Если Общее собрание таки стало на путь реформ, оно должно ввести в Устав НАНУ такие изменения:
- избрание представителей научных институтов в президиум НАНУ (по одному от каждой секции НАНУ);
- избрание директоров институтов через создание независимых конкурсных комиссий и подтверждение кандидатур на собрании научных коллективов;
- ограничение возраста для руководителей (до 65 лет);
- создание наблюдательных советов для оценивания результатов работы при участии международных экспертов;
- внедрение Методики оценивания научных институтов, разработанной НАН Украины по международным принципам и Ассоциации Лейбница.
Инициативная группа научных работников очень надеется, что Общее собрание НАН Украины займет активную позицию в определении стратегии реального реформирования НАН Украины и примет такой план.
1. Создать Совет реформ Национальной академии наук Украины прозрачным и демократическим выбором в нее лучших научных работников НАН Украины и отраслей науки.
2. Поручить Совету реформ НАН Украины разработать Дорожную карту реформирования НАН Украины с четкими прогнозными индикаторами, провести ее публичное обсуждение и представить для утверждения на внеочередном Общем собрании НАНУ в октябре-ноябре 2016 г.
3. Поручить президиуму НАН Украины инициировать проведение аудита деятельности НАНУ с привлечением авторитетных в мировом сообществе научных работников и ускорить внедрение собственной системы оценивания деятельности научных учреждений на основе опыта самых развитых стран мира.
4. Принять обращение к Кабинету министров Украины о недопустимости нарушения временных рамок имплементации Закона "О научной и научно-технической деятельности" и саботирования выполнения Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом по интеграции Украины в Европейское исследовательское пространство (ЕИП).
Важность участия украинских ученых и академических институтов в ЕИП связана с возможностью использовать современные Европейские исследовательские инфраструктуры для проведения фундаментальных и прикладных исследований на переднем крае науки. Научное сообщество обеспокоено тем, что Украина, получив де-юре статус ассоциированной страны, не принимает полноценного участия в международном научном сотрудничестве на политическом, юридическом и организационном уровнях. А именно:
- не присутствовала на конференции ЕС относительно нового старта Европы в сфере инноваций, где определялись пути использования ЕИП для инновационного развития стран - членов ЕС и ассоциированных стран;
- не присоединилась к Лундской декларации 2015 г., определившей приоритеты и действия, которые должны войти в национальные программы реформ стран ЕС и ассоциированных стран, относительно способов сосредоточения усилий участников ЕИП на решении социальных вызовов;
- не участвует в формировании Дорожной карты Европейских исследовательских инфраструктур, представленной в ЕС в марте 2016 г.;
- не участвует в политических и организационных мероприятиях по формированию "облака открытой науки" и общих европейских е-инфраструктур для исследований и образования, проходивших на протяжении всего 2015 г. и в марте 2016-го;
- не участвует в разработке общей Дорожной карты ЕИП на 2015-2020 гг., предложения к которой страны-члены и ассоциированные страны должны представить на заседание соответствующего комитета ЕИП до 22 апреля 2016 г.
Что касается последнего, то утверждение общей Дорожной карты ЕИП, состоящей из национальных планов ее имплементации, должно произойти на заседании Совета министров ЕС 29 мая 2016 г., а национальные планы имплементации Дорожной карты ЕИП должны быть представлены до 22 апреля. Непредоставление этого плана фактически будет означать отказ Украины от выполнения ст. 375 "Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом" и ст. 66 ч. 4 Закона Украины "О научной и научно-технической деятельности" в этом году.
Научное сообщество подчеркивает, что подписание Соглашения между Украиной и ЕС об участии Украины в программе "Горизонт-2020" было лишь первым шагом для последующего выполнения плана общих действий с ЕС, которые и должны обеспечить интеграцию научной сферы Украины в Европейское исследовательское и инновационное пространство на политическом, юридическом и организационном уровнях.
Поэтому Кабмину Украины, МОН, Минэкономики, МИДу Украины необходимо:
1) безотлагательно создать общую с НАН Украины комиссию для разработки и принятия Национального плана имплементации Дорожной карты ЕИП на 2015-2020 гг. к следующему заседанию Координационного комитета ЕИП (ERAC) 15 сентября 2016 г. в Братиславе;
2) создать постоянно действующий международный комитет при участии стейкхолдеров ЕИП для обеспечения внедрения Национального плана по имплементации Дорожной карты ЕИП на 2015-2020 гг. и подготовке ежегодного отчета для мониторинга ЕС;
3) обеспечить участие как официальных представителей Украины, так и представителей научного сообщества Украины в Первом ежегодном форуме при ООН по науке, технологии и инноваций для целей устойчивого развития (STI Forum) 6-7 июня 2016 г. в Нью-Йорке.
***
14 апреля научные работники проведут пикетирование Общего собрания НАНУ. Работники научных учреждений и аспиранты в форме научного перформанса проиллюстрируют основную идею акции: Национальная академия наук должна реформироваться и стать движущей силой реформы всей научной сферы Украины. Элементом дресс-кода участников акции будет зеленый цвет, символизирующий весну и обновление.
Девизом реформированной НАН Украины должен стать принцип Гарнака: "Лучшую науку делают лучшие ученые, имеющие возможность свободно выбирать темы исследований, современную инфраструктуру мирового уровня и ресурсы для привлечения лучших молодых талантов. Лучших ученых определяют лучшие международные эксперты".
Ирина Егорченко, кандидат физико-математических наук
Андрей Трохимчук, доктор физико-математических наук
Андрей Шевченко, кандидат физико-математических наук