Сюжет о судьбе Московского патриархата в Украине движется к кульминации. И по мере ее приближения, проясняется интрига и повышаются ставки. Еще недавно можно было гадать, какую стратегию выберет власть: преследование конкретных священнослужителей за конкретные преступления или прямой законодательный запрет на деятельность структур Моспатриархата на территории Украины. Свои преимущества и недостатки есть в обеих. Первая — более сложная технически и более продолжительная, но относительно безопасная с точки зрения возможных обвинений в нарушении свободы совести. Вторая — более быстрая и решительная, но сопряженная с разного рода рисками.
Детектив, который нам не показали
В какой-то момент можно было предположить, что украинская власть пойдет путем более длинным, но и более надежным — путем преследования по закону священнослужителей, продвигавших под церковными вывесками «русский мир». Визиты СБУ в монастыри и епархии, имена одиозных священнослужителей в санкционных списках и списках подозреваемых и даже «сливы» компрометирующих материалов в медиа казались предвестниками будущих допросов и судов.
Но, увы, в долгожданном сериале «СБУ против УПЦ МП» дальше пилотной серии дело не пошло — все заглохло так же внезапно, как и началось. Все, что мы получили после столь многообещающего пролога, — небольшой санкционный список и новости петитом, что кого-то из фигурантов «лишили украинского гражданства». То есть фактически вывели из-под юрисдикции украинского уголовного законодательства.
Единственным ощутимым результатом рейдов СБУ и информационной кампании, его сопровождавшей, стало то, что в обществе — в массе своей довольно равнодушном к церковному вопросу — образ УПЦ МП как врага приобрел более выпуклый и законченный вид.
Но, судя по всему, реальной чисткой авгиевых конюшен УПЦ МП от агентов «русского мира» ни СБУ, ни другие органы государственной власти заниматься не собираются. Их можно понять: это сложно, долго и не телегенично. И, главное, зачем — если проблему можно решить гораздо быстрее и эффектнее? Одним решительны политическим ударом — прямым запретом на деятельность структур МП в Украине.
Мнение экспертов: УПЦ — МП!
Подготовка к ликвидации структуры УПЦ МП предполагает два важных этапа: принять закон о недопустимости работы церковных структур, аффилированных с центрами в стране-агрессоре, и доказать аффилированость УПЦ с ее московским центром.
Собрать и проанализировать доказательства должна была экспертная комиссия, созванная при Департаменте этнополитики и свободы совести. Изучив документы УПЦ МП и РПЦ, комиссия пришла к выводу, что УПЦ МП была и остается структурной частью РПЦ. Несмотря на заверения в «полной автономии» и решение собора, которое, в сущности, в статусе УПЦ МП ничего не изменило. Этот экспертный вывод в Киевской митрополии, конечно, оспаривают. Но материалы, опубликованные комиссией, выглядят вполне убедительно.
Это означает, что после того, как «закон о ликвидации» будет принят, у УПЦ МП останется не так много пространства для маневра. Либо соглашаться на полный и фактический разрыв с Московским патриархатом, либо переходить на полулегальное положение и пытаться сохранить свои приходы в условиях децентрализации. Оба пути крайне неприятные.
Разрыв с Московским патриархатом поставит УПЦ МП в сложную каноническую ситуацию. Фактически она окажется в расколе — т.е. в том положении, в каком долгие годы существовала УПЦ КП патриарха Филарета. В МП очень долго пугали своих прихожан «расколом», так что теперь пройти по этому пути будет особенно сложно.
Но путь децентрализации не менее сложен. После запрета на деятельность УПЦ МП приходы, принадлежащие к этой церкви, будут вынуждены перерегистрироваться. В качестве «свободных», т.е. не принадлежащих ни к одной из существующих централизованных церковных структур (сомнительно, что они захотят сразу присоединиться к ПЦУ). В перспективе такое «рассыпанное» состояние приведет к ослаблению связей между приходами, появлению разных центров притяжения и в конечном итоге либо возникнет новая церковная структура, либо то, что было когда-то УПЦ МП, отчасти маргинализируется, отчасти тихо растворится в кипящем котле новейшей истории.
В обоих случаях можно было бы говорить об успехе ликвидации Моспатриархата в Украине. Но есть нюансы.
Церковная карта мира и войны
«Ликвидация церкви» звучит скандально для уха, не оглушенного взрывами и сиренами воздушных тревог. УПЦ МП и ее российские помощники не покладая рук трудятся над тем, чтобы скомпрометировать эту инициативу за пределами Украины. Главным образом на Западе. «Гонения на церковь» защитники «единственной канонической церкви Украины» регулярно скармливают и западным телезрителям, и «братьям по вере» — мировым церковным лидерам, включая Папу Римского и владык поместных православных церквей. На телевизор иногда можно махнуть рукой — пропаганда такая пропаганда…
Но с церковным протестом — если он возникнет — может получиться неудобно. А возникнуть он может, поскольку затронуты «цеховые интересы» — формируется неприятный для церковных организаций прецедент, при котором в европейском государстве власть по политическим соображениям может вмешаться в деятельность церкви и т.д.
Именно на это и рассчитывает УПЦ МП, нажимая на все рычаги: обращается к мировой общественности через СМИ, засыпает коллег по церковному служению обращениями, в которых смешивает грешное с праведным и правду с ложью, не зная, что именно сработает в каждом конкретном случае.
Что-нибудь может, конечно, сработать. Но гарантии нет. В мировом православии и церковном поле вообще, так же, как и в поле геополитическом, все зависит от военного и политического успеха Украины. Как изменится политическая карта в нашем углу Вселенной — так изменятся и расклады на светских и церковных игровых столах. Где в данный момент все замерло в ожидании, когда одна чаша весов уверенно перевесит.
В УПЦ МП по привычке апеллируют к московским православным сателлитам — Болгарской церкви, Польской, Сербской, отчасти Грузинской — в уверенности, что эти-то поддержат, всегда поддерживали. Но положение РПЦ пошатнулось в не меньшей (даже в большей) степени, чем положение Кремля на мировой арене. Короткие поводки, на которых МП держало своих православных сателлитов, несколько ослабли. А «при хорошем ветре» — успехе Украины в ее войне с империей — у них появляется шанс и вовсе избавиться от этих поводков. Расстановка сил и влияний в мировом православии уже меняется и может еще больше измениться в ближайшем будущем.
На выход из «Русского мира»
Не стоит обижаться на тех, кто «за наш счет» решает свои проблемы. Политика — искусство возможного, и каждый пользуется той возможностью, которая ему предоставляется. Хорошо, если воспользуется. Хуже, если так и будут жить мифами и иллюзиями прошлого.
Нас это касается в той же мере, что и условных «их». Потому что один из основных рисков избранной властью стратегии борьбы с МП в Украине — стратегии ликвидации и запрета — состоит даже не в том, «что о нас скажут» по Fox News, на Совбезе ООН или во время папской аудиенции. А в том, сумеем мы победить таким путем или нет, и что именно мы назовем победой.
Проблема стратегии ликвидации без расследований и уголовной ответственности конкретных исполнителей — такая же полумера, как преследование конкретных исполнителей без политического решения о ликвидации филиала «русского мира» на территории Украины. Это две стороны одной монеты, и без каждой из них эта монета не стоит и ломаного гроша.
Доктрина «русского мира» и «единства Святой Руси», продвигаемая УПЦ МП, — это имперский проект, за который мы платим слишком высокую цену. Он должен быть закрыт — так же, как были запрещены нацистская и коммунистическая идеологии. И, кстати, из истории запрета и осуждения этих двух идеологий мы можем извлечь урок.
Победа над нацистской идеологией была закреплена Нюрнбергским трибуналом. Коммунизм не получил своего Нюрнберга — никто не был осужден за конкретные преступления, совершенные во имя идеологии коммунизма. В результате к декоммунизации и десоветизации мы идем по дороге, залитой нашей собственной кровью.
Так и ликвидация МП в Украине может не стать точкой в истории деколонизации украинского православия и Украины в целом. Даже если доктрина «святой Руси» будет осуждена, а УПЦ МП — распущена. Единственный способ поставить эту точку — найти виновных, доказать их вину и привести приговор в исполнение. Без этого всегда останется место для спекуляций и сомнений в том, «были ли мальчик».
Наказание виновных — это не о «кровожадном стремлении к мести». Совсем наоборот: это о недопустимости коллективной ответственности. И в то же время — гарантия того, что структуры и идеология, которые были запрещены, не будут в ближайшем будущем реабилитированы и воскрешены под новыми брендами.
Больше статей Екатерины Щеткиной читайте по ссылке.