Харьковский синод. УПЦ МП (о)

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Харьковский синод. УПЦ МП (о) © УПЦ/Facebook
Почему собор УПЦ не осудил патриарха Кирилла и не принял решение о полном разрыве с Москвой

В Киеве состоялся Собор Украинской православной церкви Московского патриархата. Его результаты оказалось очень сложно классифицировать — это зрада или перемога, демарш или акт покорности? И все только потому, что у тех, кто мог и должен был произнести всего несколько ключевых слов, не хватило на это духа.

Монах и патриарх

Подготовка к Собору сеяла надежды если не на сенсацию, то хотя бы на добротную интригу. Митрополит Онуфрий, определенно, что-то задумал. Во-первых, выбор места: встреча была назначена в Феофании, где расположена резиденция митрополита Онуфрия, а не в Киево-Печерской лавре — месте не только преданном Москве, но и довольно чуждом митрополиту Киевскому как «образцовому монаху». Во-вторых, подготовка была окутана глубокой тайной — никто, кроме самого митрополита Киевского, не знал точно, какова будет повестка дня и до какого предела готов идти митрополит Киевский в своей непокорности московскому начальству. Слухи ходили самые разные — но они в большей мере отражали позиции и надежды тех, кто передавал эти слухи из уст в уста.

От самого митрополита Онуфрия можно было ожидать резких решений. Как по очевидным причинам — война России против Украины во всем ее безобразии, — так и по менее известным личным причинам: митрополит Онуфрий никогда не принадлежал к команде патриарха Кирилла, но подчинялся согласно церковной субординации и на многое мог бы закрыть глаза (и закрывал) ради «пользы церкви». Но после того, как решения и речи патриарха стали очевидно расходиться с пользой церкви — не только украинской, но и российской, — разрыв между митрополитом Киевским и патриархом Московским стал вопросом времени.

УПЦ/Facebook

Но в какую форму будет облечен этот разрыв? Когда и как он случится?

Ответ мы могли получить на Соборе УПЦ МП. Который мог бы с полным правом называться «поместным», если бы оправдал возложенные на него надежды.

Сценарии разрыва предполагались самые разные — от провозглашения автокефалии до присоединения УПЦ МП к РПЦЗ. Говорили даже о возможности обвинения патриарха Кирилла в ереси с дальнейшим обращением о его низложении к Вселенскому патриарху. И на основании ереси главы церкви вполне логично и канонично можно было бы и автокефалию объявить. Митрополит Киевский Онуфрий с его репутацией «образцового монаха» и образом «старца» казался почти идеальным кандидатом на роль «голоса совести» церкви.

Победа продюсера 

Но гора под названием УПЦ МП осталась верна себе — родила мышь. Какими бы ни были изначально намерения и стремления проукраинской части УПЦ и лично митрополита Онуфрия, сухой остаток оказался мизерным и довольно сомнительным.

Согласно источникам ZN.UA, митрополиту Онуфрию удалось одержать тактическую победу на Архиерейском соборе, который предваряет Поместный собор. На Архиерейском соборе были согласованы документы, которые в дальнейшем выносились на решение Поместного, и тут сенсацией стало уже то, что митрополиту Киевскому удалось «продавить» через свой епископат формулировку о недоверии патриарху Кириллу. Не «ересь», конечно, но «недоверие» — тоже совсем немало и могло бы стать основанием для провозглашения автокефалии.

УПЦ/Facebook

Однако в общем зале расстановка сил оказалась уже несколько иной. По информации наших источников, предложение о «недоверии» и вытекающей из него автокефалии вызвало скандал, в котором главная партия принадлежала главному спонсору УПЦ МП пророссийскому олигарху Вадиму Новинскому. Несмотря на то, что он принимал участие в подготовке Собора, он, судя по всему, не был посвящен во все подробности замысла митрополита Киевского. И когда этот замысел раскрылся, диакон Вадим оказался настолько обескуражен, что позволил себе повысить голос на главу своей церкви. Эта дерзость, впрочем, была не наказана, а вознаграждена: формулировка о «недоверии» была смягчена до «несогласия».

Что ж, кто платит — тот и формулировки заказывает. Роль содержанки российских олигархов, по всей видимости, УПЦ МП до сих пор дороже, чем кровь собственных прихожан. Потому что «несогласие» — не то слово, которого заслуживают убийства, изнасилования, мародерство и прочие беззакония. Быть просто «несогласным» с предательством, ложью и благословением беззакония, исходящими от главы церкви — этого слишком мало. И если у владык не хватило духа или любовь к деньгам оказалась сильнее, чем любовь к страдающему ближнему, им было бы лучше просто промолчать — раз уж не смогли сказать то единственное слово, которое было бы уместным.

Проигрыш слов

В отсутствие этого единственного правильного слова все остальные решения Собора предстают в довольно странном, искаженном, а иногда даже откровенно дурном свете.

Например, решение о полной и безоговорочной самостоятельности УПЦ МП и закреплении этого статуса в Уставе.

Начнем с того, что это не новость. В Уставе УПЦ МП и так говорится о «широкой автономии». Шагом вперед было бы провозглашение автокефалии — но это слово не только не было внесено в протоколы, оно даже не прозвучало. В результате решение «внести изменения в Устав», вымарав оттуда все и любые упоминания об РПЦ, выглядят просто конъюнктурной «подчисткой» документа под нужды политического момента. Теперь, если даже ВР примет закон о запрете деятельности «религиозных организаций, имеющих руководящий центр в государстве-агрессоре», УПЦ МП формально под его действие не подпадает. И можно предположить, что именно это, а не реальный разрыв с Москвой, и было целью руководства УПЦ МП и его «главного диакона».

УПЦ/Facebook

Также сомнительно выглядит решение о праве епархий в условиях военного времени «самостоятельно принимать решения касательно тех или иных аспектов епархиальной жизни, которые принадлежат к компетенции Священного Синода или Предстоятеля». Вот она, настоящая «автокефалия»! Можно рукополагать епископов по собственному усмотрению, можно переходить из одной юрисдикции в другую, не ставя в известность киевское начальство. Не говоря уже о меньших шалостях: монастыри, где оккупанты устраивают склады оружия и опорные пункты, батюшки с автоматами и проповедью «русского мира», освящение российского оружия, любые формы коллаборации — за все это киевское руководство больше ответственности не несет. История с Гиркиным и Крымской епархией, которая де-факто вошла в состав РПЦ после аннексии, были учтены. Отныне любые попытки власти или общественности предъявить церковному руководству претензии будут считаться безосновательными «наездами» и «гонениями за веру».

Хранители раскола

Собор ловко увильнул от главного вопроса, на который все жаждали ответа: «самостоятельность УПЦ МП» равносильна автокефалии или нет? Косвенно на этот вопрос отвечает другое слово, которого в УПЦ МП, в отличие от «автокефалии» не боятся и не стесняются, — «раскол».

Конечно, без враждебных выпадов в адрес ПЦУ Собор никак обойтись не мог. Отчасти это можно было бы списать на привычку, отчасти на конкуренцию, поскольку удержать своих священников от перехода в ПЦУ сейчас одна из главных задач руководства УПЦ МП. В этом контексте никакое напоминание о «неполноценности» ПЦУ не будет лишним.

УПЦ/Facebook

Но это лишь одна сторона медали. Другая — необходимость сохранить церковный раскол и, соответственно, разделение в украинском обществе. В условиях внешней угрозы это особенно сложно, но УПЦ МП старается как может. Само за себя говорит уже то, что нынешний Собор приурочен к очередной годовщине Харьковского собора — главного «праздника» УПЦ МП. Напомню, Харьковский собор, на котором низложили митрополита Киевского Филарета, стал точкой отсчета церковного раскола в Украине. УПЦ МП продолжает отмечать эту дату торжественно и трепетно, как день рождения любимого дитяти.

Долгие годы сохранение раскола было и, как видим, остается одной из главных задач Московского патриархата в Украине. Одной из главных задач УПЦ МП. Судя по документам Собора, УПЦ МП — что бы там ни говорили лично о патриархе или собственном статусе — соглашается и дальше беззаветно выполнять функцию Священного Хранителя Раскола. И это главный сигнал Киевской митрополии Москве: никакого «бунта», никакой серьезной опасности для долгосрочных планов Москвы в Украине на самом деле нет. Можно перевести дух и в спокойной деловой обстановке решать, что делать дальше.

Вокруг — одна Москва

А ведь в Москве, судя по всему, опасались, что на Соборе могут начать бузить. Перед Собором Московская патриархия посылала сигналы митрополиту Киевскому о том, что надо, мол, поговорить. Но митрополит Онуфрий на связь не выходил, держал интригу. В Москве нервничали: параллельно с киевским Собором был созван в Москве Священный Синод. Владыки РПЦ в фоновом режиме рассматривали текущие вопросы и внимательно следили за донесениями из Феофании, готовые в любой момент принимать ответные радикальные меры.

Но из большой тучи упало всего несколько капель: «несогласие» вместо «недоверия» или даже «ереси», сохранение раскола, а слово «автокефалия» так и не прозвучало... Краткий комментарий главы пресс-службы РПЦ Владимира Легойды о том, что ему не пристало «комментировать события в самоуправляемой церкви» прозвучал как вздох облегчения. А разъяснения «второго человека» Моспатриархии митрополита Иллариона Алфеева вообще позволяет заподозрить в Соборе и его решениях обычный договорняк: ничего, мол, не случилось, украинская церковь только подтвердила свой статус самоуправляемой, которым пользовалась с 1990 года, единство УПЦ МП и РПЦ сохраняется и только крепнет. Большая часть этого официального месседжа рассчитана, конечно, на внутреннего российского потребителя, смущенного «демаршем» и перспективой развала РПЦ. Но при этом представители Моспатриархии не выглядят сильно озабоченными.

В этом нет ничего удивительного: для Московского патриархата нет никакой реальной угрозы в той «самостоятельности» УПЦ МП, которую она лишний раз «подтвердила». Не было бы угрозы даже в том случае, если бы она ее преувеличила или произнесла страшное слово «автокефалия». УПЦ МП, разорвав отношения с Вселенским патриархом и вбив в головы своим прихожанам мысль о том, что «непризнанная церковь» и «неистинная церковь» — это почти синонимы, поставила себя в полную зависимость от Московского патриарха. Если автокефалию ПЦУ признали хотя бы несколько поместных церквей, то автокефалию УПЦ МП могут признать только Москва и ее сателлиты в православном мире.

В любой другой ситуации можно было бы запастись попкорном и ждать следующей серии, в которой все именно так и происходит: на украинскую автокефалию от Вселенского патриарха Москва отвечает своей украинской автокефалией — и мы еще посмотрим, чья автокефалия окажется успешнее.

Но политический момент не располагает к стратегическим играм. Патриарх Московский больше не игрок — придворный. Все, что он может, — идти в кильватере Кремля. А если с точки зрения Кремля «нет никакой Украины», какая может быть украинская автокефалия? Максимум на что могут рассчитывать в церковном Киеве — Малороссийский экзархат в пределах Правобережья.

Миссия для беженцев

Несмотря на свою несостоятельность, Собрание УПЦ МП бросило парочку интересных вызовов ПЦУ. Главным образом это касается решения об открытии зарубежных приходов. Это камень в огород ПЦУ, которая лишена такой возможности согласно Томосу об автокефалии. УПЦ МП пытается показать и своим, и чужим, что, несмотря на неясность своего канонического статуса — автономная? автокефальная? — она имеет больше прав, чем ПЦУ.

Намерение открыть приходы за рубежом не сформулировано четко в протоколе Собора. Отмечено только, что «поступают просьбы» об открытии таких приходов. И в целом формулировка «развивать и дальше миссию за границей» выглядит лукаво, учитывая тот факт, что до сих пор УПЦ МП не имела собственных приходов за рубежом — это оставалось прерогативой «материнской» РПЦ.

Но главное, что слово сказано: УПЦ МП настаивает на том, что ее самостоятельность дает ей больше возможностей (пусть чисто теоретически), чем автокефалия ПЦУ. Она утверждает, что может, в отличие от ПЦУ, заниматься духовной опекой украинцев за рубежом, «ради сохранения ними своей веры, культуры, языка и православной идентичности». Т.е. кроме сугубо пастырских задач УПЦ МП перетягивает на себя роль хранителя культуры и традиции в диаспоре.

УПЦ/Facebook

Может она это делать или нет, станет или не станет — вопрос праздный. Для авторов документа главное, что этого не может делать ПЦУ.

Сумеет ли теперь ПЦУ тонко сыграть на этом выпаде, чтобы убедить греков в необходимости пересмотреть положения Томоса и открыть украинские приходы за рубежом хотя бы для беженцев? Этот вопрос на самом деле стоит ребром с первых дней войны: украинских беженцев на Западе ловко подхватывают и «уводят» зарубежные приходы РПЦ. Если у ПЦУ не получится перехватить инициативу, немало украинских душ, избежавших гибели от российского оружия, окажутся в сетях российской церкви.

Таким образом, от Собора УПЦ МП все еще может кое-что выиграть ПЦУ и Украина — если сумеет воспользоваться им как аргументом.

***

Очевидцы утверждают, что «мятежные» батюшки УПЦ МП уезжали из Киева усталые, но довольные. Они одержали свою маленькую победу: они больше не поминают патриарха совершенно легитимно, по решению Собора. В Уставе больше нет упоминаний о Москве, раздражавших прихожан и власти. По СМИ прокатилась гулкая «перемога» — кто-то положил немало труда на то, чтобы представить общественности решения Собора именно в таком ключе. Соцсети ликуют, подсчитывая, сколько денег потеряет РПЦ вместе с украинскими приходами. Хотелось бы поддержать ликование. Но дело в том, что УПЦ МП уже давно не делится доходами с РПЦ. Разве что «Софрино» потеряет какое-то количество клиентуры, да и то скорее из-за войны, чем из-за «эпохальных» решений Собора.

Но главное для священников УПЦ МП не это, а то, что можно больше не мучиться моральными дилеммами. Не раздумывать над переходом в ПЦУ и не искать аргументы в спорах — у них теперь и так все хорошо. Они не «раскольники», но и не «московские». А вопрос «чьих же будете» — ведь церковь либо автокефальная, либо (даже при самом широком самоуправлении) входит в состав другой поместной церкви, — можно просто не замечать. Облегчение — главная эмоция не только московского начальства, но и рядовых участников Собора.

На фоне нынешних трагедий самообман не выглядит большим грехом.  

Больше статей Екатерины Щеткиной читайте по ссылке.

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 7
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
VChVCh
26 Октября 2014, 15:25
И действительно: «История учит, что она ничему не учит». Раз за разом наступаем на одни и те же пресловутые «грабли». Вот и очередной обещатель «зажити по-новому» почти шаг в шаг повторяет «новшества» папередников. Разгул произвола только усиливается. Прокуратура в упор этого не замечает. Совместными усилиями с другими правящими структурами приближают бунт, последствия которого трудно даже вообразить. Неужели сонмище советников Гаранта этого не замечает?! Какие потрясения еще нужны, чтобы осознать всю опасность назначения на высшие государственные посты явно того не достойных?!
Ответить Цитировать Пожаловаться
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме