После вторжения в Украину Россия превратилась в прибыльный рынок для китайских автопроизводителей, которые поспешили заполнить пустоту, оставленную иностранными брендами. Этот легкий доступ может закончиться. Крах российского рынка усилил давление на китайских производителей, заставив их увеличить экспорт в другие страны, поскольку они борются с ценовой войной и избыточными мощностями на внутреннем рынке.
Об этом пишет Bloomberg.
В конце 2024 года Москва начала повышать "плату за переработку" импортных автомобилей, что привело к росту цены на авто с одно- или двухлитровыми двигателями на сумму, эквивалентную более 8000 долларов. В то же время высокие расходы на займы давят на потребителей, что привело к сокращению продаж автомобилей в России на 27% в первом полугодии. Импорт китайских автомобилей за тот же период упал на 62%.
Из-за коллапса российского рынка китайские производители почувствовали усиленное давление. Им приходится наращивать объемы экспорта в другие страны, одновременно противостоя ценовой конкуренции и проблеме перепроизводства на своем внутреннем рынке. Но это также может спровоцировать усиление торгового протекционизма: несколько регионов уже ввели пошлины, чтобы замедлить натиск китайского экспорта автомобилей.
"Общая доля китайских брендов на рынке России приблизилась к верхней границе в 50-60%, и будущий рост может быть ограничен местной политикой и рыночной емкостью, — сказала Розали Чен, старший аналитик исследовательской компании Third Bridge. — Кроме того, учитывая ожидания, что война между Россией и Украиной может закончиться, западные автопроизводители постепенно стремятся вернуться, что может замедлить рост продаж китайских автомобилей".
Спрос со стороны России помог Китаю стать крупнейшим экспортером автомобилей в мире в 2023 году. По данным китайской таможни, в 2024 году почти пятая часть всех китайских поставок автомобилей за границу приходилась на РФ. Сокращение российского рынка уже влияет на три самых популярных китайских автомобильных бренда в этой стране.
Экспорт компании Geely за первые восемь месяцев этого года сократился на 8%, однако Great Wall остался практически на том же уровне. Крупнейший китайский экспортер автомобилей Chery за тот же период увеличил экспорт на 11%, но это меньше, чем 25% роста в прошлом году.
Признаком жесткой конкуренции со стороны отечественных соперников является то, что китайский автопроизводитель № 1 BYD, не имеющий официального представительства в России, более чем удвоил свои зарубежные продажи и наступает на пятки Chery в борьбе за экспортную корону.
Пока власти РФ рапортуют о "стабильности" и "росте", реальность неумолима: УАЗ переходит на четырехдневку, "Совкомфлот" теряет треть выручки, угольщики сжигают по миллиарду в день, а бензин исчезает с заправок.
Экономист Алексей Пластун в статье "Мастер-класс от РФ: как встать с колен, чтобы оказаться на четвереньках" подводит очередные, весьма ободряющие, итоги "развития" экономики врага.
