Вооруженные силы Китая могут изолировать Тайвань, нанести ущерб его экономике и заставить демократический остров покориться воле правящей Коммунистической партии Пекина без единого выстрела, пишет CNN со ссылкой на Центр стратегических и международных исследований (CSIS).
В последние годы опасения того, что Коммунистическая партия может выполнить свое обещание однажды взять под свой контроль Тайвань, силой, если это необходимо, усилились из-за все более воинственных действий китайского лидера Си Цзиньпина по отношению к самоуправляемому острову.
Отказ Китая осудить вторжение России в Украину только усугубил эти страхи.
При таком сценарии аналитики и военные стратеги уже давно сосредотачиваются на двух ключевых вариантах, доступных Китаю: полномасштабное вторжение или военная блокада.
Но вашингтонский аналитический Центр стратегических и международных исследований предупреждает, что существует третий путь, значительно усложняющий Соединенным Штатам и другим демократиям противодействие: карантин.
Используя тактику «серой зоны», береговая охрана Китая, ее так называемая морская милиция и разнообразные полицейские и агентства безопасности на море, могут инициировать полный или частичный карантин на 23-миллионном Тайване с перекрытием доступа к его портам и остановкой жизненно важных поставок, в том числе энергии.
При этом военно-морской, воздушный и сухопутный компоненты Народно-освободительной армии (PLA), крупнейшей военной силы мира, могут играть лишь вспомогательную роль, пишут авторы аналитики Бонни Лин, Брайан Харт, Мэтью Фунайол, Саманта Лу и Трули Тинсли.
«В последние годы Китай значительно усилил давление на Тайвань, вызывая опасения, что напряженность может перерасти в откровенный конфликт. Много внимания уделено угрозе вторжения, но у Пекина есть варианты, кроме вторжения: заставить, наказать или аннексировать Тайвань», — говорится в отчете.
На оборонном саммите Шангри-Ла-Диалога в Сингапуре в начале этого месяца министр обороны Китая адмирал Дон Цзюнь предупредил, что те, кто поддерживает любые шаги по независимости Тайваня, «кончат самоуничтожением».
«Мы будем предпринимать решительные действия, чтобы обуздать независимость Тайваня, и убедимся, что такой сговор никогда не удастся», — сказал Донг, разговаривая через переводчика, и критикуя «внешние вмешательства» за продажу оружия и «незаконные официальные контакты» с Тайванем.
Ужесточение тактики серой зоны Китая было ярко продемонстрировано на этой неделе, когда корабли береговой охраны Китая столкнулись с катерами ВМС Филиппин в Южно-Китайском море.
На видео видно, как войска Пекина угрожали филиппинцам топором и другим холодным оружием, а Манила заявила, что один из ее солдат во время спровоцированного Китаем столкновения потерял большой палец.
Уровень насилия стал существенным шагом по сравнению с предыдущими столкновениями у Второй отмели Томаса, где Филиппины держат форпост на расположенном на берегу военном корабле в водах, на которые претендуют как Пекин, так и Манила.
Также значительно более ощутимым стало военное и экономическое запугивание Тайваня со стороны Пекина.
Правящая Коммунистическая партия Китая считает остров своим, несмотря на то, что никогда не контролировала его, и пообещала воссоединиться с ним, силой, если это необходимо.
В аналитической записке CSIS говорится, что у Пекина есть мощные варианты, которые могут не только не привлекать PLA к борьбе, но и фактически поставить островную демократию или ее сторонников, таких как Соединенные Штаты, на роль инициаторов военного конфликта для сохранения автономии Тайваня.
В отчете отмечается, что береговая охрана Китая, как и большинство береговых охран во всем мире, считается правоохранительным органом. Это означает, что она может останавливать и регулировать судоходство вокруг острова в условиях карантина, отличающегося от блокады.
«Карантин – это операция, управляемая правоохранительными органами для контроля морского или воздушного движения в пределах определенной территории, тогда как блокада носит преимущественно военный характер», — говорится в отчете.
Международное право считает блокаду актом войны, говорят эксперты. В то же время карантин, возглавляемый береговой охраной Китая, не является объявлением войны против Тайваня, и, по словам авторов, он поставит США в затруднительное положение.
Согласно Закону об отношениях с Тайванем, Вашингтон обязан обеспечить остров средствами для самообороны, а также снабжать его оборонительным оружием.
Президент США Джо Байден пошел дальше законного требования, неоднократно заявляя, что будет использовать американские войска для защиты Тайваня. Но если военные корабли или самолеты США вмешаются в то, что Китай называет правоохранительной операцией, США могут рассматриваться как инициаторы военных действий.
Береговая охрана Китая насчитывает 150 океанских судов и 400 меньших, принадлежащих ВМС Народной армии, являющейся крупнейшей силой в мире по размеру флота. У Пекина есть еще сотни судов в Агентстве морской безопасности и морской милиции, а также рыболовные лодки, интегрированные в военные и правоохранительные службы Китая.
Береговая охрана Тайваня насчитывает всего 10 океанских кораблей и около 160 меньших, поэтому у него нет возможности побороться с карантином.
Авторы CSIS отмечают, что карантинные меры, предпринятые Пекином, хотя и могут быть крайне ограничены, но все же будут иметь эффект экономического удушения Тайваня. Мало кто из операторов захочет столкнуться с возможностью конфискации своих активов китайскими властями и может добровольно прекратить обслуживание острова.
«Китай продемонстрировал готовность обыскивать и конфисковать коммерческие суда, так что это может оказать огромное сдерживающее влияние», — говорится в отчете.
Выборочный обыск и/или конфискация влияют на рейсы в Тайвань, но карантин можно легко распространить и на воздух.
Китай регулярно облетает остров военными самолетами, иногда десятками в день. Так, по данным Министерства обороны Тайваня, за 24 часа, закончившихся в 6 часов утра в пятницу, 36 китайских военных самолетов пересекли зону распознавания противовоздушной обороны острова.
Между тем карантин, а не блокада, не потребуют от Китая закрытия или ограничения доступа к Тайванскому проливу, отмечается в отчете CSIS. Это означает, что Вашингтон и его союзники могут потерять одну из самых больших претензий на вмешательство в соответствии с международным правом - сохранение свободы судоходства в международных водных путях.
"Если карантин рассматривать как операцию правоохранительных органов, Китай может легко объявить об окончании операции и утверждать, что ее цели были достигнуты", - говорится в отчете.
Китаю даже не нужно использовать слово «карантин», чтобы начать операцию по изоляции Тайваня, считают авторы аналитики.
Заявляя, что Тайвань является территорией Китая, Пекин может потребовать подачи таможенных деклараций, прежде чем суда смогут зайти на Тайвань.
«Китайским судам правоохранительных органов будет разрешено выходить на борт судов, проводить инспекции на месте, опрашивать персонал и принимать другие меры против судов, не отвечающих требованиям», — говорится в отчете.
Таким образом, Китай может нацелиться на наиболее загруженный порт острова, Гаосюн, ответственный за 57% морского импорта Тайваня и большую часть импорта энергоносителей.
Сторонние аналитики, ознакомившись с отчетом CSIS, в разговоре с CNN, сочли его правдоподобным. Но они также имеют серьезные сомнения в том, как все может развиваться.
Некоторые упоминали, что экономика не обязательно играет в пользу Пекина.
«Поддержание карантина будет дорогим и трудоемким. Тайбэй не сдастся менее чем за 60 дней. Сможет ли Пекин выдержать усилия и возможную международную реакцию так долго?» — считает Карл Шустер, бывший директор по операциям Объединенного разведывательного центра Тихоокеанского командования США.
Попытки нарушить статус-кво через Тайваньский пролив могут еще больше подорвать внешнюю торговлю Пекина, предупреждают эксперты.
Алессио Паталано, профессор войны и стратегии в Королевском колледже в Лондоне, обращает внимание на проблемы, с которыми уже сталкивается Коммунистическая партия Китая, чья экономика до сих пор пытается оправиться после изоляции от Covid-19, а также на новые торговые ограничения, в частности пошлины на экспорт электромобилей.
Тайвань является выдающейся индустриально развитой экономикой, ключевым узлом в глобальных цепях снабжения и производителем подавляющего большинства современных полупроводников в мире. Карантин на острове имел бы экономические последствия не только внутри страны, но и во всем мире.
Хотя большинство стран дипломатически признают Тайвань частью Китая, остров налаживает все более крепкие неофициальные отношения с большими западными демократиями, углубляя эти связи в последние годы, когда угрозы Пекина усилились.
Тайвань и Китай также глубоко экономически переплетены. По данным Министерства экономики Тайваня, в прошлом году 35% экспорта острова приходилось на материковый Китай, большинство из которого составляли интегральные схемы, солнечные элементы и электронные компоненты.
Импорт с материка составил 20% от общего импорта острова в том же году. Согласно статистике правительства Тайваня, между 1991 и 2022 годами тайваньские компании инвестировали в материковую часть страны 203 миллиарда долларов, создав миллионы рабочих мест в Китае.
Кроме того, карантин может подтолкнуть население к объединению с правительством, а не восстанию против него, говорит Сидхарт Каушал, старший научный сотрудник Королевского института объединенных служб в Лондоне.
"Исторические данные показывают, что даже строгие блокады имеют ограниченную принудительную ценность, и ограниченный карантин может привести к объединению вокруг флага", - говорит он.
Карантин также может подтолкнуть правительство Тайваня к объявлению независимости, о чем Пекин неоднократно говорил, что скорее всего приведет к вооруженному конфликту, предупреждает Каушал.
"Это оставит (коммунистическую партию) с выбором либо эскалации, либо серьезной неудачи", - говорит он.
Паталано считает, что ключом к реализации цели Китая по "воссоединению" является терпение.
По его словам, эскалация и, безусловно, вторжение, не являются "рентабельными", поскольку война стоит не только жизней, но и национального богатства.