"На самом деле это одна из самых коррумпированных структур на рынке. Если не самая коррумпированная… Туда в основном шли бизнесмены. Случайных людей там нет. Например, на должность директора центра стандартизации и метрологии в Симферополе пришел директор макеевского кладбища…", - так охарактеризовал Государственную инспекцию Украины по вопросам защиты прав потребителей (ГПИ) один из ее бывших руководителей, который несколько лет возглавлял Госстандарт (из него и выросла Госпотребинспекция) и развивал службу по защите прав потребителей.
Сегодня ему тоже приходится защищать известное предприятие от претензий и непомерных штрафов Госпотребинспекции. Причем защищать успешно, чего пока не скажешь о других представителях сетевого ритейла бытовой и электронной техники, перед которым уже стоит ребром вопрос существования из-за непрекращающихся штрафов, сумма которых уверенно превысила полтора миллиарда гривен…
Под катком Госпотребинспекции
"Нет такого магазина, в котором не было бы нарушений" - фраза хорошо знакомая в ГПИ. Но никогда еще в истории этой структуры не выписывали таких гигантских штрафов. "Если мы и налагали штрафные санкции, то миллионов не было. Был минимальный план на квартал, но в разумных пределах. Ну, пусть 200 тыс. Но в первую очередь обращали внимание на качество товара", - это слова действующего специалиста Госпотребинспекции, по понятным причинам, пожелавшего остаться не названным.
Итак, под каток государственных защитников прав потребителей попала целая отрасль - известные ритейлеры, занимающие более 40% рынка бытовой и электронной техники (БЭТ) - сети "Эльдорадо", "Фокстрот", Comfy, "Алло"... Чтобы хоть как-то противостоять необоснованным, по их мнению, претензиям, они (конкуренты в сфере бизнеса) объединили свои усилия. Их также поддерживают представительства компаний-производителей, импортирующих продукцию торговых марок Indesit, Philips, Samsung, Delongi, Bosh and Siemens, Sony и др.
"В главном мы едины - вместе предложили рынку прозрачную модель бизнеса, когда производитель открывает в Украине торговую компанию и импортирует товар напрямую с завода на свой склад, а крупные торговые сети покупают по нашим брендам товар только с наших складов, - говорит Сергей Максимов, гендиректор ООО "БСХ Бытовая техника" - дочернее предприятие концерна Bosch and Siemens Homeappliances Group. - Таким образом, мы вместе с ритейлерами гарантировали покупателю продажу только сертифицированной продукции".
Наиболее вопиющие цифры и факты, изложенные в обращении продавцов БЭТ в люстрационный комитет при КМУ.
По сети магазинов "Фокстрот".
"При отсутствии законодательных оснований осуществлены внеплановые проверки более 200 магазинов сети. Причем одновременно и на выполнение законодательства о защите прав потребителей, и по рыночному надзору. Необоснованно начислены штрафные санкции на 1,6 млрд грн за якобы "создание препятствий" в ходе проверок, а не за нарушение прав потребителей. Расчет санкций осуществлялся без учета определенных законом методик: за одни и те же нарушения, выявленные в магазинах, на предприятие налагался штраф - не один, а сотни раз".
По сети магазинов "Эльдорадо".
"Около 220 одновременных внеплановых проверок только в период с 27.11.2013 г. по 05.12.2013 г. Систематическое распространение неправдивой и недобросовестной информации о торговой сети через СМИ. В ноябре 2013 г. насчитано более 103 млн грн штрафов только по проверкам двух магазинов".
Процесс не сбавляет оборотов. Штрафы продолжают "штамповать" по сей день, основываясь на ранее собранной информации. Вот как комментирует происходящее Вячеслав Поврозник, исполнительный директор компании "Фокстрот":
"Проблема в том, что документы, которые они требовали, находятся в центральном офисе в единичном экземпляре. Их в магазинах быть не может. Это импортные декларации, которые можно посмотреть, только прийдя в бухгалтерию. Что делают они? Приходят в любой магазин и требуют документ, показывающий, как товар попал в страну. Мы отвечаем: пожалуйста, есть импортные декларации, но в центральном офисе - ул. Дорогожицкая, 1, г. Киев. В ответ - недопуск.
Согласно закону юрлицо можно штрафовать один раз. У нас все магазины находятся на одном юрлице. А они берут и штрафуют каждый магазин как отдельного субъекта. Штрафы мультиплицируются согласно количеству магазинов. Я уже не говорю, что у них нет прямого права требовать эти импортные документы. Они - не налоговая, ОБЭП или таможня…".
Естественно, для осуществления внеплановой проверки, тем более такой масштабной, необходимо иметь веские основания. Иначе налицо - превышение служебных полномочий. А закон, кстати, не предусматривает, что это делается по обращению народного депутата В.Бойко, которое, к слову, не было зафиксировано в парламенте, как официальный депутатский запрос. Как это произошло в случае с сетью "Фокстрот". Как не предусматривает закон, чтобы внеплановые проверки осуществлялись по обтекаемой жалобе председателя правления Союза общественных организаций "Народна рада", даже если эта структура является учредителем еще одного Союза ("Велика рада"), руководителем которого являлся председатель Госпотребинспекции Сергей Орехов.
Тем не менее, письмо "Народної ради" послужило причиной проверки сети "Эльдорадо" в сентябре 2012 г., а схожее письмо Союза защиты прав потребителей Соломенского района в г. Киеве, организации с непонятным юридическим статусом, привело к тотальной проверке сети "Эльдорадо" в ноябре-декабре 2013 г.
А еще закон обязывает внеплановых проверяющих запастись согласием на проверку центрального органа, которое должны выдавать, если жалоба действительно содержит конкретные веские основания или факт нарушений. Но и здесь не сложилось. Налицо парадокс: строго спрашивая с бизнеса, проверяющие сами игнорируют требования закона, и им это сходит с рук.
Так, может быть, в данном случае цель оправдывает средства, т.е. речь - о специфическом способе пополнения государственного бюджета защитниками прав потребителей? И в этом их большая заслуга? ZN.UA задало этот вопрос министру экономического развития и торговли Украины Павлу Шеремете, которому подотчетно ведомство С.Орехова.
"Если мы пойдем таким путем, то следующий логичный шаг - национализация всего бизнеса. Миссия Госпотребинспекции, на мой взгляд, состоит не в наполнении деньгами бюджета, а защите прав потребителей. И неплохо было бы спросить у самого потребителя, что он по этому поводу думает. Ведь функцию защиты его прав могли бы, к примеру, выполнять и частные ассоциации. И еще большой вопрос: нужен ли государственный орган, защищающий потребителя? Тем более что мы все достаточно хорошо знаем результаты такой защиты".
Спасение утопающих
В отчаянье торговые сети бытовой техники и электроники обратились к новому руководству Минэкономразвития с просьбой расследовать действия государственных служащих - председателя Госпотребинспекции Украины Сергея Орехова и его первого заместителя Владимира Вильчинского. Министр П.Шеремета распорядился провести проверку Госпотребинспекции. Реакция последовала, мягко говоря, нестандартная. В СМИ началась кампания по дискредитации министра. Люди старой системы, насквозь пропитанной коррупцией и денежными потоками, стекающимися в Семью, вместо того, чтобы прижать уши, обвиняют в коррупции нового руководителя. Не любят грозные проверяющие, когда проверяют их самих. Повторяется история 2004 г., когда старая команда пыталась удержать под собой насиженные кресла.
"Во-первых, проверка связана с множеством жалоб. И не только тех ритейлеров, на которых он (С.Орехов. - Ред.) указывает. Во-вторых, эти жалобы были поддержаны основными бизнес-ассоциациями в Украине. В первую очередь, Европейской бизнес-ассоциацией, - комментирует Павел Шеремета. - Наконец, не имея возможности на протяжении двух недель встретиться с г-ном Ореховым (так как он был на больничном), я принял решение командировать комиссию для изучения этого вопроса. Реакцию вы видите сами. Комиссия проверяла две недели. Сейчас работает над выводами. Обещаю, что они будут оперативно обнародованы".
Так что скоро мы узнаем, удастся ли пересидеть "тяжелые времена" С.Орехову и его первому заму В.Вильчинскому, которые вряд ли чувствуют себя комфортно при новой власти. Тем более что для рынка - не секрет, например, что уроженец Макеевки Сергей Орехов является креатурой г-на Клюева. Он назначен в Киев с должности начальника Главного донецкого областного управления по делам защиты прав потребителей. Да и его молодому заму, приход которого в ГПИ (из СБУ) удивительным образом совпал с началом кампании по проверке "Фокстрота", настроения не добавляет, как минимум, еще один факт. (Указом президента от 03.10.2013 г. он назначен первым замом председателя ГПИ, а 11.10.2013 г. датировано письмо нардепа В.Бойко). Редакция располагает документами, подтверждающими факт возбуждения уголовного дела. Фабула его такова: "… злоупотребляя служебным положением вопреки действующему законодательству, в период 05.11.2013 г. и 06.11.2013 г. направил территориальным подразделениям госинспекций в г. Киеве, Одесской, Донецкой, Волынской, Днепропетровской, Полтавской, Херсонской, Хмельницкой и прочих областей поручение №… о проведении внеплановых проверок. В результате выполнения данного поручения, служебные лица территориальных подразделений ГПИ в указанных областях провели внеплановые проверки и по их результатам, превышая свои служебные полномочия, выходя за границы норм действующего законодательства, наложили … штрафные санкции на сумму более 500 млн грн. Чем парализовали нормальную деятельность предприятия".
Скажем больше - отрасль под угрозой банкротства, ведь чтобы заплатить такие штрафы, ритейлерам необходимо не один раз продать бизнес.
Штрафы есть. Контрафакт отсутствует
Дьявол, как известно, кроется в деталях. Если вернуться к обращению народного депутата В.Бойко в Генпрокуратуру, несложно заметить, что он, пусть и бездоказательно, но просил проверить сеть "Фокстрот" на предмет продажи "контрафактной продукции и товаров, которые не сертифицированы (запрещены для продажи) в Украине". Задание на проверку прокуратура перенаправила МВД и ГПИ.
В результате депутат получил отписки, копии которых он предоставил ZN.UA. Из писем-ответов видно, что МВД в мягкой форме сообщило: обвинения в контрафакте необоснованны (для начала необходимо предоставить заявление о нарушении авторских прав), а сертификация вообще не находится в компетенции милиции.
А вот ГПИ, судя по всему, проявило гипертрофированное рвение. Ведомство, невзирая на поставленный депутатом вполне конкретный вопрос, взялась проверять все, что только может. К тому же, не стесняясь сообщить об этом в своем письме народному депутату. Так, г-н Вильчинский доложил тезке Бойко о ряде нарушений, которые удалось "накопать" доблестным защитникам прав потребителей. Вот только не удосужился упомянуть о том, что ни контрафакта, ни продажи несертифицированной продукции так и не удалось зафиксировать. Зато удалось оштрафовать. Да так, что мало не показалось. А ведь фактически речь шла о формальных нарушениях, связанных с несовершенством законодательной базы.
Санкции для контролера
Однако недостаточно просто разрешить конфликт естественных антагонистов - бизнеса и чиновников. Нужно сделать все, чтобы подобные коллизии между ними больше не повторялись. Так, начальник отдела экспертизы юруправления ГПИ Татьяна Бенцианова советует: "Чтобы таких штрафов не было, необходимо менять законодательную базу".
Ей вторит Сергей Максимов: "Проблема Украины, прежде всего, в безумном законодательстве, не ограничивающем инспекторов в доступе к документам. Для того, чтобы удостовериться в безопасности прибора, от нас иногда требуют конструкторские чертежи, по которым этот прибор можно произвести. А ведь это коммерческая тайна. Нет такой международной практики".
Среди наиболее важных рекомендаций, разработанных сетевиками совместно с Европейской бизнес-ассоциацией, - коррекция Правил использования национального знака соответствия таким образом, чтобы он наносился либо на само изделие, либо на его этикетку, тару, упаковку, эксплуатационную или товаросопроводительную документацию. Ведь до сих пор проверяющие не утруждали себя его поисками, как и поисками информации о производителе. Поясняет Алексей Конашевич, начальник юридического отдела "Фокстрота": "Инспекция хотела видеть эти данные исключительно на товаре. Хотя по закону должны были проверить и упаковку, и сопроводительную документацию… Соответственно, рисовали нарушения, хотя нарушений нет".
Согласно предложенным изменениям информация о производителе предоставляется в декларации о соответствии или прочей сопроводительной документацией. Если же он не является резидентом Украины, то может предоставляться на английском языке.
Не забыли при коррекции законодательства и о самой большой "дубинке", активно используемой проверяющими для выписки астрономических штрафов, когда односторонне трактовали элементарную невозможность представить им документ, как создание препятствий для проверки. Штраф в этом случае рассчитывался на усмотрение проверяющих исходя из предоставленного законом диапазона - 1-10% от суммы продаж за прошлый месяц. Теперь, во-первых, конкретизировано само понятие "создание препятствий", и, во-вторых, исключена возможность неадекватных по своим размерам штрафов. Ведь чиновничья сноровка позволяла торговаться: "Могу штраф посчитать от оборота всей сети, а могу - от оборота магазина, могу - 1%, а могу - 10%".
Не забыли и о проверяющих. Специально, чтобы те не расслаблялись, предусмотрено наложение штрафа и на должностных лиц-нарушителей. В размере 1-10% стоимости реализованной продукции за предыдущий календарный месяц. Вам это ничего не напоминает? При таком кнуте им явно не захочется по надуманным причинам срывать работу предприятия.
***
Мы не нашли ей документального подтверждения, но на рынке до сих пор ходит информация о том, как на рубеже 2013 г. состоялась спецоперация по задержанию сотрудников по защите прав потребителей, приехавших в Киев на совещание с новогодними подарками… сумками денег. И были задержаны правоохранительными органами. После проводилось следствие, но дело "замяли". Так что коррупционеры отделались легким шоком - система берегла себя и своих подельников. Для ее полного искоренения в стране потребуется еще не одна спецоперация…
Комментарии экспертов
Максим БАЙДЫК, директор юридического департамента сети "Эльдорадо":
- Чтобы понять, имеет ли право региональный руководитель ГПИ принять решение о наложении штрафа от 1 до 10% с оборота за создание препятствий в проведении проверки, мы направили запрос в Национальное агентство по вопросам государственной службы: "Является ли работник регионального органа защиты прав потребителей должностным лицом центрального органа?". И нам дали ответ, что не является ни по своему статусу, ни по полномочиям. Соответственно, руководители региональных органов, подписавшие постановления о наложении штрафных санкций якобы за создание препятствий в проведении проверки, уже однозначно превысили предоставленные им полномочия. Ведь в ст. 23 Закона "О защите прав потребителей" сказано, что штраф 1-10% стоимости продукции применяется при создании препятствий в проведении проверки служебным лицам центрального (!) органа исполнительной власти…
Геннадий ВЕРБИЛЕНКО,
генеральный директор сети Comfy:
- Проблема же кроется в нецивилизованной рознице. Она является фактором нечестной конкуренции и источником риска для покупателя. Организованный ритейл прозрачен. Поставщики тоже частично берут на себя защиту прав потребителей.
Вячеслав ПОВРОЗНИК, исполнительный директор сети "Фокстрот":
- Проблема на рынке есть, но не у нас. Приведу наглядный пример. Все знают, что iPhone официально не сертифицирован в Украине. Тем не менее, доля рынка iPhone - 8%. Торгуют ними несколько компаний, не стесняясь вешать большие рекламные борды. Я уверен, что если туда кто-то от Орехова и заходил, то только, чтобы взять чемодан и уйти. Ведь предположить по-другому, почему эти компании торгуют несертифицированной продукцией, трудно. При этом все замы Орехова ходят с iPhonе.
Да если бы у нас был контрафакт, с нами бы расторгли договоры поставщики! Ведь они мониторят наши магазины еженедельно.
- Какой вы видите выход из противостояния с ГПИ?
- Идеальный выход - это создание комиссии, которая проведет незаангажированное расследование и признает все претензии к нам незаконными. Второй вариант - отмена всех прежних решений по проверкам и назначение новой проверки в присутствии поставщиков и журналистов. И изменение законодательства так, чтобы исключить все неоднозначные нормы, используемые чиновниками для обогащения, а не реальной защиты прав потребителей.