Капуста приносит "капусту"
Нынешний сезон принес приятную неожиданность производителям белокачанной капусты: цены сохраняются на высоком уровне уже третий год подряд, позволяя заработать не только посредникам и розничной торговле, но и самим аграриям. Так, на начало ноября на главных оптовых рынках страны (Великих Копанях на Херсонщине, киевском "Столичном" и львовском "Шуваре") цены на белокачанную капусту составляли 7,5–8 грн/кг. В пересчете на твердую валюту это 30 центов. А себестоимость выращивания белокачанной капусты, при урожайности 100 т/га, в этом году оценивалась в 5 центов/кг. Правда, такой урожайности в этом сезоне смог достичь только тот, у кого было орошение. Из-за экстремальной жары и засухи урожайность, по сравнению с предыдущим годом, по оценкам проекта "АПК-информ: овощи и фрукты", снизилась на 5–30%, в зависимости от хозяйства. Поэтому общий валовой сбор капусты снизился с почти 1,8 млн т в прошлом году до самого низкого за последние пять сезонов (включая нынешний): аналитики "АПК-информ: овощи и фрукты" оценивают урожай капусты между 1,5 и 1,6 млн т, из которых 89% приходится на домохозяйства. Это лишь немногим больше, чем в антирекордном сезоне 2010/2011 гг., когда урожай составлял всего 1,5 млн т, а средняя за сезон цена - 42 евроцента/кг.
Наибольшие убытки понесли производители капусты не на Юге, а в Центре и на Западе, где сконцентрированы основные площади под этой культурой. Дело в том, что на Юге орошением (преимущественно капельным) обзавелись абсолютно все, для кого выращивание овощей - основной источник дохода (даже владельцы больших огородов). А вот на Западной Украине орошения нет ни у кого, за исключением разве что владельцев небольших участков в селах над Днестром. Да и в Центре большинство капусты выращивают на богаре. И в этом году, когда температура превышала 35 градусов, а засуха продолжалась два-три месяца, многие западноукраинские овощеводы пожалели, что положились на "средние многолетние" данные о достаточной влагообеспеченности своей местности и не позаботились о поливе.
И урожайность, и качество продукции (особенно длительность хранения) во многих хозяйствах существенно ухудшились из-за девальвации, заставившей уменьшить объемы применения средств защиты растений, цена на которые возросла практически пропорционально курсу доллара/евро.
Те же, кто добился нормальной урожайности, подсчитывают прибыль. Ведь цены на капусту в Украине сравнялись с ценами в Польше. Кстати, у наших западных соседей тоже рекордный неурожай из-за засухи, которой не было 250 лет, и они готовы покупать украинскую капусту по 35–40 евроцентов/кг. Но, если учитывать транспортные расходы, отечественным аграриям теперь уже выгоднее продавать капусту на внутреннем рынке, где, ко всему, не надо соблюдать европейские требования к качеству. Более того, ведущие торговые сети просчитывают выгодность импорта капусты. И откуда бы вы думали? Из России, в которую еще в первом квартале этого года мы эту культуру экспортировали. Дело в том, что тамошние крупные производители начали дело импортозамещения по капусте и существенно нарастили площади под этой культурой. В результате, если в Украине и Польше цены на капусту во второй половине августа резко повысились, то в России они остались на уровне чуть больше 10 евроцентов/кг. И порог выгодности импорта, по оценкам руководителя проекта "АПК-информ: овощи и фрукты" Татьяны Гетьман, находится как раз на уровне сегодняшних цен - 7,5–8 грн/кг. При этом никакие санкции против агрессора не сработают: капуста будет идти через Беларусь, так же, как наши помидоры и огурцы экспортируются в Россию, несмотря на препятствия на пути импорта украинского продовольствия. А с ценой 12 грн/кг станет выгодным импорт даже из стран ЕС или Средиземноморья. Таким образом, именно этот уровень цен Татьяна Гетьман прогнозирует на апрель - месяц сезонного максимума стоимости капусты.
Страх перепроизводства
Позднее не исключен резкий спад - такой, что производители ранней капусты могут не получить доходов, на которые рассчитывают. Дело в том, что многие овощеводы Каменско-Днепровского района Запорожской области (главного центра пленочных теплиц в Украине) всерьез задумались над отводом в следующем году части своих площадей под раннюю капусту. К такому шагу владельцев пленочных теплиц подтолкнули небывало низкие цены на их традиционную продукцию (помидоры и огурцы), которые в этом году держались вплоть до середины октября: оптовая цена помидоров падала до 2 грн/кг, а огурцы предлагали дешевле 1 грн - и то распродавали не все (немалые объемы пришлось просто выбросить).
А еще года два назад овощеводы жаловались на убыточность белокачанной капусты. Ведь из пяти сезонов перед этим только один принес хорошие прибыли, еще в одном производители вышли в "ноль", а остальные три принесли одни убытки. Капусту продолжали выращивать только потому, что заработки одного прибыльного сезона перекрывали убытки в сезоны низких цен. К тому же производителей согревала надежда, что высокодоходный сезон обязательно когда-нибудь повторится. А те, кто наладил сотрудничество с розничными сетями, боялись потерять такой рынок сбыта.
Такие ценовые "качели" были обусловлены тем, что когда какая-то овощная культура приносила хорошую прибыль, то в следующем году ее бросались выращивать все, кому не лень, обрушивая рынок и цены. И самые сильные среди всех овощных культур они как раз на белокачанной капусте, поскольку выращивать ее несложно, а наращивание площадей требует наименьших затрат. Потому после финансово удачного сезона 2010/2011 гг. производство капусты за год взлетело с 1,5 до 2 млн т, причем преимущественно за счет сельхозпредприятий. Так, в 2011 г. крупные хозяйства увеличили свою долю в производстве капусты с 8 до 19%, то есть нарастили валовый сбор с 120 до 380 тыс. т. Таким образом, на крупные хозяйства пришлось более половины прироста производства - 260 из 500 тыс. т. В результате средняя цена уже за следующий сезон упала до 4 евроцентов/кг (то есть в 10,5 раза!), а стоимость во время апрельского сезонного максимума составляла только 55 коп/кг - против 10 грн/кг годом раньше.
Такое развитие событий овощеводы-профессионалы запомнили надолго. Поэтому теперь планируют площади под капустой, исходя уже не из радужных мечтаний о высоких заработках, а из собственных возможностей реализации и хранения продукции. Поэтому производство теперь резко не растет даже после финансово успешного года. Круг производителей уже сформировался, а резервов для расширения рынков сбыта практически нет.
В поисках своей ниши
Однако капуста бывает не только белокачанной. Около 15% площадей занимают краснокочанная, цветная, пекинская, брокколи. Уже выращиваются в промышленных объемах такие экзотические для нашей страны капусты, как савойская и брюссельская. Некоторые малые фермеры пробуют выращивать кольраби. Все эти культуры у нас относят к нишевым. И именно освоение новых ниш (конечно, умелое) многим овощеводам представляется надежной гарантией неплохих и стабильных заработков. В самом деле, за некоторыми капустами эксперты видят неплохой потенциал для роста потребления: это и пекинская, и савойская, и брокколи. Да и заработки на этих капустах в целом лучше, чем на белокачанной. Например, пекинская капуста в сезоне 2014/2015 гг. только во время массового сбора падала в цене ниже 5 грн/кг, а в марте–апреле дорожала до 20–30 грн/кг. Краснокочанная капуста стоила оптом не ниже 2 грн/кг в сезон и 6–12 грн/кг в несезон. Цветная капуста летом опускалась в цене, минимум, до 5 грн/кг, зато в первом квартале этого года подскакивала до 60 грн/кг и выше. Брокколи дешевела ниже 10 грн/кг только в разгар жатвы, зато под конец весны подорожала до 60 грн/кг. Сейчас на основных оптовых рынках цветная капуста продается по 8-14 грн, краснокочанная - 10–10,5 грн, брокколи - 15–24 грн.
Конечно, когда цены находятся на максимуме, потребление этих культур совсем мизерное. Но ниже себестоимости цены на цветную или пекинскую капусту падают только на короткий период массового сбора урожая при продаже прямо с поля.
В некоторых сегментах этот потенциал уже реализовывается. "10 лет назад мало кто из простых украинских потребителей знал, что такое брокколи. А сейчас мы оцениваем площадь под этой культурой в 1500 га, из которых 500 - у профессиональных производителей", - говорит представитель компании "Клоз", специализирующейся на селекции овощных культур, Григорий Иванов. В Польше же, на которую у нас привыкли смотреть как на "хрустальный шар", который в общих чертах показывает будущее украинского рынка через несколько лет, по объемам производства брокколи догнала цветную капусту.
Наиболее динамичным сегментом рынка капуст Татьяна Гетьман называет пекинскую капусту. "В 2008 г., когда наше хозяйство впервые выращивало пекинскую капусту, мы собрали 50 тонн и еле распродали их за три месяца, - вспоминает коммерческий директор агрофирмы "С-Росток" (Николаевская обл.) Александр Марченко. - В этом году мы засадили этой культурой 20 га, что, при хорошей урожайности, позволило бы собрать около тысячи тонн. Пекинскую капусту начали охотно брать розничные сети, и покупают ее все больше даже в наше сложное время. Например, в прошлом году реализация пекинской капусты в сети "АТБ" возросла на 20%". Осваивают новую культуру и малые производители. Например, в с. Перебыковцы (Хотинский район Черновицкой обл.), где население уже несколько десятилетий поголовно выращивает овощи на продажу, а теперь ведет хозяйство на собственных земельных паях самостоятельно, многие овощеводы частично перешли с ранней капусты на пекинскую.
Впрочем, в этом году в сегменте пекинской капусты, кажется, наблюдается такое же перепроизводство, как в сегменте белокачанной в 2011–2012 гг.: на рынках в Великих Копанях и в Киеве на начало ноября она стоит дешевле, чем белокачанная (4–6 грн/кг).
Конечно, реализация потенциала роста потребления "нишевых" капуст наиболее зависит от общего уровня жизни потребителей. Например, потребление брокколи, которая является одним из символов здорового питания, в Великобритании составляет 5 кг на душу населения в год, в США и Канаде - 3,5 кг, в остальных богатых странах Европы и Японии - не менее 1 кг в год, а в Польше - 200–300 г. Иначе говоря, на существенный рост спроса можно рассчитывать только в условиях стабильного повышения уровня жизни.
Замораживание
Но кроме продажи в свежем виде розничной торговле, у овощеводов есть еще один важный канал реализации - предприятия по замораживанию овощей. Последние закупают значительную часть урожая цветной капусты в стране и львиную долю объемов брокколи и брюссельской капусты. Причем перспективы у этой отрасли довольно хорошие. В частности, экспортный потенциал замороженных отечественных овощей куда лучше, чем свежих. Не в последнюю очередь потому, что многие предприятия по замораживанию овощей уже на стадии строительства или даже проектирования закладывали возможность работать по европейским стандартам. Да еще и срок хранения у замороженной продукции, в отличие от свежей, позволяет экспортировать ее хоть по всему миру. Существенно улучшает перспективы экспорта и нынешняя девальвация гривны. Производители замороженных овощей вспоминают, что когда доллар стоил 5 грн, импорт из Польши составлял существенную конкуренцию. Когда доллар вырос до 8 грн, импорт сохранился только по тем позициям, которые в Украине выращивались в небольших объемах, а замораживальщики начали проторять дорожку на внешние рынки (не только российский, но и польский). А теперь производители замороженных овощей предпочитают взять землю в аренду и выращивать то сырье, которого им не хватает, чем завозить из Польши, и параллельно строят планы экспорта в ЕС.
Одним из производителей, которые нашли свою нишу в выращивании нетрадиционных капуст, стал фермер Виталий Гуртовой из Новомосковского района Днепропетровской обл. Его ФХ "Виталий" чуть ли не единственное в районе специализируется на овощных культурах, причем главной среди них является брюссельская капуста. Под нее фермер отводит, в зависимости от года, от 5 до 11 га, что делает его одним из крупнейших производителей этой культуры в Украине. В.Гуртовой выращивает брюссельскую капусту исключительно под заказ предприятий по замораживанию овощей. Поставляет для них и другие культуры.
Правда, работа с производителями замороженных овощей имеет свои недостатки. Главный из них - большая зависимость агрария от покупателя, ведь производителей замороженных овощей на всю страну не наберется и полсотни, тогда как овощеводов - тысячи. Потому у некоторых замораживальщиков поставщикам пришлось выбивать свои деньги по году, два и даже три. Кроме того, хотя замораживание и считается переработкой, требования к качеству продукции здесь не ниже, чем у розничной торговли. А закупочные цены ниже (например, в Польше на брокколи разница составляет 20%). Зато сельхозпроизводитель их знает уже в начале сезона, так же, как и объемы закупки. Тогда как о свежей продукции переживаешь - удастся ли продать, будет ли цена.
Впрочем, небольшие хозяйства, находящиеся неподалеку крупных городов, смелее выращивают цветную, пекинскую капусту или брокколи в больших объемах, имея большой рынок сбыта и удобную логистику в этом направлении. Также охотно занимаются нишевыми культурами крупные хозяйства, выращивающие значительные объемы белокачанной капусты и имеющие наработанные связи с розничными сетями. Последние все равно должны держать на полках ассортименты нишевых культур, а заказывать нетрадиционные капусты в довесок к белокачанной им удобнее.
Усилить позиции украинских производителей на этом рынке путем обеспечения круглодичного графика поставок (а не только в сезон) может строительство хранилищ. Но такие капусты, как пекинская, цветная или брокколи, сохранить до весны можно только в хранилищах с регулируемой газовой средой (таких, как для яблок), а они требуют значительно больших инвестиций, чем обычные холодильные камеры для бело- и краснокочанной капусты.