«Попробуйте объяснить в штаб-квартирах компаний, что это не ошибки перевода, а наша действительность, что так в Украине радикально «снижают» пошлины, чтобы соответствовать высокому званию члена ВТО. Какая-то шизофрения: под видом снижения ввозных пошлин нам их в три раза повысили…» — такой всплеск эмоций топ-менеджера крупной компании последовал после одного упоминания о законопроекте «О внесении изменений в Закон Украины «О Таможенном тарифе».
Парламентариям припекло
Сроки для выполнения обязательств перед Всемирной торговой организацией тают неумолимо, а новые ставочки импортных пошлин, которые бы позволили снять таможенные барьеры, еще не приняты даже в первом чтении. Такой была ситуация на утро четверга, когда дописывалась эта статья, а ведь уже на следующий день, 16 мая, Украина намерена стать действительным членом ВТО. В общем, теперь экономике придется платить не только за ошибки вэтэошных переговорщиков, но и за прогулы парламентариев. Причем платить придется в прямом смысле слова.
Не секрет, что, например, на большинство продовольственных товаров ставки ввозной пошлины установлены на запретительном уровне, т.е. на уровне, когда легальный импорт продукции становится экономически невыгодным. «Особенно это касается специфических и комбинированных ставок», — соглашаются авторы законопроекта. Поэтому в таможенном тарифе предусматривается в частности пересмотр ставок ввозной пошлины на группы 02, 04, 11, 16, 17, 22 и 24. Давайте посмотрим, как это у них получилось, на примере 24-й группы (табак и изделия из него).
И в хвост, и в гриву…
Документом предусмотрено, что пошлина на импорт сигарет уменьшается до 1,5 евро за 1000 шт., т.е. в 2—3,3 раза. А чтобы внутреннему производителю мало не показалось, ввозную пошлину на табачное сырье не то что не уменьшили или сохранили на нее статус-кво, а увеличили. Причем не мелочась, так что эффективная ставка выросла сразу в три раза. Вот так выполняли требование ВТО, в соответствии с которым специфическую ставку на табак нужно было заменить адвалорной. Заменить-то заменили, но, судя по всему, никто себя не утруждал элементарной арифметикой, тем более анализом экономических последствий. Хотя в пояснительной записке четко записано, что для 24-й группы уже ныне действующие ставки пошлины находятся на запретительном уровне, т.е. их нужно снижать. А в версии пояснительной записки Министерства экономики к собственной редакции законопроекта конкретно значится, что уровень среднеарифметической ставки ввозной пошлины на табак и изделия из него уменьшается с 25,2% до 9,8%. Как говорится, хотели как лучше, а вышло как всегда...
В результате авторы законопроекта, с одной стороны, открывают дорогу импортной готовой продукции, а с другой — закрывают доступ к сырьевым ресурсам украинским производителям. Можно было бы понять логику законодателя, если бы в Украине было перепроизводство собственного табака, использование которого необходимо стимулировать. Но ведь это же абсолютно не так. По данным Госкомстата, в прошлом году в Украине произведено 0,8 тыс. тонн ферментированного табака, а использовали ровно в 100 раз больше, т.е. 80 тыс. тонн.
Разве это нормально — при 99-процентной потребности в импортном сырье для внутреннего производства вдруг так значительно повышать налоги на его ввоз? И почему это нужно делать именно сейчас с привязкой к вступлению в уважаемую организацию, которая настаивает на снятии таможенных барьеров, а не на их увеличении?
Если цель — ВТО, а времени на утряску ставок не осталось, то логика подсказывает простейший алгоритм поведения: уменьшить ставки там, где этого требует график тарифных обязательств Украины, а все остальные оставить в покое, по крайней мере пока не спадет цейтнот. (ВТО будет это только приветствовать.) Иначе, экспериментируя с цифрами, можно запросто утонуть в поправках во время парламентских чтений законопроекта.
Сюрпризы процедуры
Бизнес может стать заложником еще и процедуры вступления во Всемирную торговую организацию, которую нужно выдержать и по форме, и по времени. Тут, похоже, тоже без сюрпризов не обошлось. Так, по утверждению народных депутатов, изменения в закон «О Таможенном тарифе» начнут действовать не с 1 января 2009 года, как это ранее предусматривалось (и, кстати, соответствует практике приема новых членов), а уже со дня, когда Украина станет действительным членом ВТО.
Если это так, то платить за чужие ошибки придется уже с 16 мая. Как долго? Это будет зависеть от дальнейшей работы парламента, в том числе и над собственными ошибками. А она у нас ритмичностью не отличается. Поэтому новые законопроекты с изменениями в подкорректированный наспех таможенный тариф готовить лучше всего уже сегодня, чтобы начиная с 16 мая вносить их на рассмотрение в Верховную Раду. Впрочем, таким законотворчеством в Украине уже никого не удивишь.
Справка ассоциации «Укртютюн»
По данным Госкомстата, в 2007 году импортировано 81,8 тыс. тонн табачного сырья (товарная позиция 2401 УКТВЭД) на сумму 296,2 млн. долл. США. При действующих ставках ввозной пошлины в госбюджет поступило более 0,8 млн. евро, или 1,12 млн. долл., ввозной пошлины (по среднему курсу НБУ). При применении предложенных законопроектом ставок ввозной пошлины — 1% от таможенной стоимости — импортеры должны будут заплатить около 3 млн. долл., т.е. в три раза больше.
Комментарии
Сергей Терехин,
председатель комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики
— Мне очень тяжело комментировать ставки таможенного тарифа, так как окончательное тарифное предложение на последнем этапе разрабатывалось и согласовывалось без участия Верховной Рады. Поэтому логику мне трудно поймать. Но я не против того, что такая динамика происходит. Ведь украинский законодатель длительное время не двигал специфическую пошлину на табачное сырье. Кроме того, помните, когда-то действовал странный закон, который говорил, что не менее 5% содержания табака в сигаретах должно быть украинского происхождения. Он легко обходился, иначе существенно бы снижал качество табачной продукции. Сейчас его, слава Богу, нет. Но в нашем поясе мы можем что-то там делать (выращивать украинский табак. — Ред.).
Вообще, пошлина при такой глобализации мира и свободной миграции людей — плохой инструмент для конкурентной промышленной политики. Но пока мы не пришли к нормальному пониманию налогообложения этих изделий внутри страны и нормальной системе администрирования налогов, лучше всего брать какие-то части доходов бюджета в качестве компенсации тех негативов, которые табачная отрасль приносит в Украину.
Дмитрий Редько,
директор по корпоративным вопросам «Джей Ти Интернешнл Украина»
— Нужно для вступления в ВТО заменить специфическую ставку на адвалорную? Меняйте. Но зачем при этом увеличивать ставку на сырье, не производящееся в Украине? Тем более что происходит это на фоне снижения пошлины на готовую продукцию. Речь даже не идет о снижении ставок пошлины на табак, как это происходит по всем другим товарным группам. Хотя бы оставили как есть. А нам в три раза повысили. Если снижать, то снижать. Или хотя бы не трогать. Иначе дискриминируется сама идея производства продукции внутри страны. Получается — выгоднее произвести продукцию, к примеру, в России, с которой у нас зона свободной торговли, и импортировать ее в Украину. Тем более что у большинства компаний в Российской Федерации находятся мощнейшие фабрики.
Я далек от мысли, что нас сознательно толкают закупать более дешевые и менее качественные табаки, но фактически это так. Скорее всего, это недоразумение, но его же нужно срочно устранять, а не прятаться за процедурой.
Владимир Демчак, директор ассоциации СОПАТ (Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака)
— Основная масса табачного сырья, используемого в Украине, импортируется. Если бы мы имели достаточное количество этого сырья внутри страны, то была бы заинтересованность защищать свой рынок. У нас же защищать нечего. Зато интересно производить для экспорта. Но для легального экспорта требуется минимальная себестоимость. Поэтому очень мало смысла на входе закладывать налог, который сделает цену неконкурентоспособной на внешних рынках. К тому же, производя здесь, мы получим массу других налогов, пополняющих казну. Что лучше — пошлина сегодня и проблемы с реализацией или масса налогов через три месяца, когда будет произведена и экспортирована продукция? Обеспечить добавочную стоимость и собрать налоги значительно выгоднее, чем полагаться на примитивный расчет: на входе соберем копейки и уже выиграем.
Не знаю, кто из вэтэошных переговорщиков и по каким мотивам подписал такие ставки, но уверен, что они об этом не думали. Хотя в нашей ситуации лучше не поднимать пошлину, а проявить волю и, может быть, даже снизить ее. И это вполне устроит ВТО.
Официальный комментарий Министерства экономики
Проект закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Таможенном тарифе Украины» разработан на выполнение международных тарифных обязательств Украины, являющихся неотъемлемой частью Протокола о вступлении Украины в ВТО, принятого на заседании Генерального совета ВТО 05.02.2008.
Законопроектом на табак по товарной позиции УКТВЭД 2401 предусмотрено изменение уровня ставок ввозной таможенной пошлины с 1 евро за 100 кг на 1%.
Следует отметить, что адвалерный эквивалент действующего уровня на табачное сырье, по ориентировочным расчетам, равен 0,3—19,5%. Таким образом, нельзя констатировать, что происходит увеличение в три раза ставки ввозной таможенной пошлины на табак.
Что касается достаточно широкого диапазона адвалерного эквивалента действующих ставок ввозной таможенной пошлины на табак, необходимо обратить внимание на то, что расчеты такого показателя осуществляются на базе средней цены продукции, поставляемой на таможенную территорию Украины из разных стран (за исключением поставок из стран СНГ, с которыми действует режим свободной торговли, то есть ввозная таможенная пошлина не взимается), при этом цена этой продукции очень разная.