Власть и бизнес: не брачный контракт

18 сентября, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №34, 18 сентября-25 сентября

Почему буксует главная экономическая реформа — улучшение отношений между промышленниками и властью?

 

Почему буксует главная экономическая реформа — улучшение отношений между промышленниками и властью?

Отношения между властью и бизнесом не могут быть идентичными, но они должны находиться в правовом поле и исходить из равноправия и совместных усилий там, где их интересы пересекаются. А пересекаются они, прежде всего, в сфере социальной ответственности и партнерства, где государство, бизнес и заинтересованные объединения граждан (профсоюзы) сообща решают вопросы занятости, условий труда, его оплаты и социальных гарантий.

Более месяца назад "Укрзалізниця" сообщила, что ведет переговоры с бизнесом о восстановлении железнодорожной инфраструктуры Донбасса.

Некоторые инициативы в этом плане промышленники проявляли и раньше. Та же группа "Метинвест" занимается восстановлением разрушенного в декабре 2014 г. в результате теракта ж/д моста через Кальчик между станциями Сартана и Мариуполь. И это вполне укладывается в планы "Укрзалізниці" по нормализации пассажирского сообщения в направлении Мариуполя.

Теперь же и.о. генерального директора Государственной администрации железнодорожного транспорта Александр Завгородний заявил о переговорах с корпорацией ИСД, энергокомпаниями и Министерством энергетики и угольной промышленности. "Каждая из структур, которая заинтересована в работе этих коридоров, оказывает самую мощную поддержку", — утверждает А.Завгородний.

Активизировалось в этом плане и само железнодорожное ведомство. С 16 августа с.г. "Укрзалізниця" восстановила после годичного перерыва движение на участке Майорское—Никитовка, заменив почти 200 м рельсов, поврежденных обстрелами. До этого ремонтная бригада "Укрзалізниці" очень оперативно, всего за трое суток, восстановила сообщение на перегоне Сентяновка—Шипилово после подрыва пути террористами 1 августа.

И все же комплексное понимание того, как будут идти восстановительные процессы в Донбассе, у власти пока отсутствует. В этом плане показательна история организованного в структуре Минрегионразвития в сентябре прошлого года Государственного агентства по вопросам восстановления Донбасса, которое за год существования так и не набрало штат и не приступило к полноценной работе.

Как признал недавно назначенный руководитель этого органа Вадим Черныш, бюджет на 2015 г. принят Верховной Радой, там все расписано, а Госагентство не является тем органом, которое будет распределять какие-то государственные средства. Тем самым он дал понять, что серьезных подвижек в восстановлении объектов промышленной, транспортной и социальной инфраструктуры не стоит ждать ранее следующего года.

При этом Вадим Черныш напомнил, что Минрегион отрабатывает вопрос использования кредитов от Европейского инвестиционного банка и немецкого государственного банка развития KfW (Kreditanstalt für Wiederaufbau), а агентство по восстановлению Донбасса "содействует некоторым процессам в этом вопросе".

Но опять же, как заметил чиновник, "никто не будет восстанавливать инфраструктуру Донбасса, которая может сразу пострадать".

Сопоставив заявление руководителей Госадминистрации железнодорожного транспорта и Госагентства по вопросам восстановления Донбасса, нетрудно заметить, что крупный промышленный бизнес призывают принять участие в очень и очень рисковом проекте, опираясь на его заинтересованность в восстановлении технологических цепочек в зоне АТО, но не особо заботясь, есть ли у него для этого ресурсы.

Для энергетиков восстановление железнодорожной инфраструктуры интересно уже потому, что уголь из восточных регионов гораздо дешевле импортного. Эта тема достаточно подробно освещалась в конце июля — начале августа, когда тепловые электростанции, работающие на антрацитовых марках угля, начали одна за другой отключаться из-за отсутствия запасов топлива на складах, а пропускная способность ж/д путей в зоне АТО не позволяла обеспечить должную интенсивность сообщения, чтобы загрузить ТЭС.

Но даже восстановленные "Укрзалізницею" в зоне АТО участки железной дороги по объективным причинам работают пока на тепловозном ходу, а это в четыре раза удорожает перевозку грузов на отдельных направлениях.

Заинтересованы в восстановлении транспортной инфраструктуры и химики. Недавно президент Союза химиков Украины Алексей Голубов заявил о том, что поставки удобрений из России не в состоянии покрыть потребности Украины, а проблема обеспеченности удобрениями украинского АПК решится быстрее всего, если работа украинских заводов — производителей минеральных удобрений, в том числе северодонецкого "Азота" и горловского "Стирола", будет восстановлена.

По данным А.Голубова, украинский рынок потребляет 1–
1,2 млн т удобрений в год, из которых 300–400 тыс. т — в осенний период.

Но наибольшие надежды на помощь по восстановлению ж/д инфраструктуры власти, похоже, возлагают на металлургов в силу масштаба этой отрасли, той роли, которую она играет в экономике Украины, а также исторически сложившегося разделения труда: "железная руда Кривбасса — уголь, металл Донбасса".

В настоящее время горно-металлургический комплекс формирует более 10% ВВП Украины, а вместе с металлопотребляющими отраслями — транспортом, энергетикой и другими — 40% ВВП.

ГМК остается крупнейшим донором валюты, влияющим на стабильность национальной денежной единицы. В первом полугодии 2015-го металлургический комплекс (без торговли железорудным сырьем) заработал более 5 млрд долл., или 27,2% общего объема экспорта в денежном выражении.

При этом положение крупнейшей базовой отрасли сейчас вызывает все большую обеспокоенность. Спад производства стали по итогам января—мая 2015-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 28%, а чугуна и готового проката — 30%.

За четыре месяца 2015 г. финансовый результат до налогообложения предприятий отрасли, входящих в объединение "Металлургпром", а это 15 основных сталепроизводителей и 9 проектных институтов, имеет отрицательное значение и составляет -11,5 млрд грн по сравнению с -12,9 млрд грн соответствующего периода прошлого года.

Собственные оборотные средства по состоянию на 1 апреля 2015 г. также имеют отрицательное значение -7,3 млрд грн. Вместе с тем размер переплат по налогу на прибыль превышает 1,5 млрд грн, а заявленная к возмещению и не возмещенная сумма НДС, по данным на 1 мая с.г., составила
5,7 млрд грн.

Неудовлетворительное финансовое состояние предприятий металлургического комплекса заставило руководителя профильной ассоциации "Металлургпром" Александра Зражевского обратиться в Министерство финансов к руководителю целевой команды реформ Наталии Яресько с открытым письмом. В документе под названием "Индустриальная платформа" говорится о негативном влиянии на ситуацию в отрасли прекращения поставок сырья из Крыма и восточных регионов, возросших тарифов естественных монополистов и фискального давления на предприятия.

"На сегодняшний день отсутствие своевременного возмещения НДС не позволяет предприятиям вовремя рассчитаться со своими кредиторами и заставляет брать новые кредиты. Кредиторская задолженность металлургических предприятий на
1 мая 2015 г. составляет 191 млрд грн. Для поддержки производственного процесса предприятия вынуждены брать новые кредиты, которые сегодня получить проблематично.

Кроме того, нарушается принцип "закон один для всех", потому что, когда налоговый долг возникает у субъекта хозяйственной деятельности, на него обрушивается шквал санкций — от штрафов до ареста активов и счетов. В случае же, когда должник — само государство, ответственность остается только на бумаге, и фактически никаких реальных механизмов вернуть свои долги бизнес не имеет. Задолженность по возмещению НДС — это отвлечение оборотных средств, постоянное и беспроцентное кредитование государства на принудительной основе", — утверждает
в письме к Наталии Яресько
г-н Зражевский.

В начале сентября глава Государственной фискальной службы Роман Насиров сообщил о планах на законодательном уровне временно отменить возмещение НДС по всей Украине.

"Относительно предложения по изменению законодательства в зоне АТО: это вопрос отдельного режима отмены свидетельства по НДС и функционирования компаний, которые находятся как на контролируемой, так и на неконтролируемой территории в зоне АТО", — заявил Р.Насиров на пресс-конференции в Киеве 7 сентября с.г.

Постоянно растут рентные платежи и стоимость услуг естественных монополий. Государство фактически самоустранилось от возможности координации деятельности базовых промышленных отраслей, за последние пять лет дважды ликвидировав Министерство промышленной политики. Все эти факторы на фоне снижения потребления стали на внешнем рынке и падения цен на продукцию горно-металлургического комплекса продолжают оказывать негативное влияние на металлургов.

Поэтому участие промышленников в крупных инфраструктурных проектах, таких, как восстановление разрушенной инфраструктуры в зоне АТО, возможно только на основе встречного движения со стороны государства.

Безусловно, промышленники примут посильное участие в обустройстве мирной жизни на Востоке страны. Но надо понимать, что для них это несвойственные и вынужденные затраты. Поэтому государством обязательно должен быть разработан механизм компенсации затрат, понесенных на восстановление внешней инфраструктуры.

На уровне правительства необходимо обозначить приоритеты, подготовить дорожную карту с конкретными сроками и ответственными по восстановлению конкретных объектов за счет внешнего финансирования, по секторам.

Участие предприятий тяжелой промышленности Украины в подобных работах, в том числе металлургов, может быть оформлено как программа восстановления внутреннего спроса на продукцию отечественных предприятий и расширения их производства. Это позволит поддержать занятость и создать предпосылки не только для восстановления базовых отраслей промышленности Украины, но и для экономического роста.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно