В Украине будут делать бизнес на выполнении судебных решений

29 мая, 2015, 00:00 Распечатать

Зарабатывать на должниках, заставляя их выполнять свои обязательства перед кредиторами, длительное время умудряются отечественные коллекторские компании. Слухи о том, что в Украине появятся частные судебные исполнители, стали распространяться в прошлом году. Однако только недавно они приобрели довольно четкие очертания.

Зарабатывать на должниках, заставляя их выполнять свои обязательства перед кредиторами, длительное время умудряются отечественные коллекторские компании. Слухи о том, что в Украине появятся частные судебные исполнители, стали распространяться в прошлом году. Однако только недавно они приобрели довольно четкие очертания.

Министерство юстиции совместно с представителями общественных организаций и экспертами подготовило законопроекты, а Кабинет министров представил новую редакцию Закона "Об исполнительном производстве" и проект закона "О государственной исполнительной службе и частных исполнителях", которые существенно меняют исполнительную службу.

Зачем нужны такие изменения, объяснила первый заместитель министра юстиции Наталия Севастьянова. По ее словам, в Украине сложилась катастрофическая ситуация, когда около 70% судебных решений не выполняются. Причинами такого положения дел она назвала не только несовершенное законодательное обеспечение деятельности этих органов и слабое электронное взаимодействие с другими органами власти, но и низкую заработную плату служащих, отсутствие у них мотивации к работе, несправедливое распределение исполнительных производств среди них и закрытость процесса принудительного выполнения судебных решений.

"По этим и другим причинам, — подчеркнула замминистра, — процесс принудительного выполнения судебных решений затягивается во времени, и, в конце концов, теряется возможность найти имущество, которое необходимо реализовать, и выполнить судебное решение".

Если же начнет работать смешанная система с участием частных исполнителей, будет создана здоровая конкуренция в этой сфере, и ряд проблем отпадут сами собой, убеждена Наталия Севастьянова. С ней солидарен заместитель министра юстиции по вопросам исполнительной службы Сергей Шкляр, который также считает, что смешанная система обеспечит реальное выполнение решений в разумные сроки.

"Преимуществами для граждан является то, — заявил он, — что у них будет право выбора, к кому обращаться. Это повысит доверие взыскателя к исполнителю. Также это положительно скажется на сокращении сроков выполнения судебных решений и эффективности исполнительного производства".

Кроме того, у работников исполнительной службы появится мотивация к работе, а затраты бюджета на содержание этого государственного органа будут уменьшены, поскольку часть функций возьмут на себя частные исполнители. Да и поступления в госбюджет увеличатся за счет налогов частных исполнителей и исполнительного сбора от реализации имущества.

Так кто же, согласно законодательным изменениям, может стать частным исполнителем? Им может быть лицо, имеющее два года юридического стажа, или лицо, имеющее год стажа работы государственным исполнителем, нотариусом, адвокатом, арбитражным управляющим. Все кандидаты в частные исполнители пройдут соответствующее обучение и стажировки. Экзамены у них будет принимать квалификационная дисциплинарная комиссии, которую вскоре планируют создать.

Важными нормами законопроекта является и те, что предусматривают страхование ответственности частного исполнителя и его обязательное членство в Национальной палате частных исполнителей. Именно эта структура будет осуществлять дисциплинарный надзор за их работой и в то же время — защищать права частных исполнителей.

Следует также отметить, что на первых этапах реформы для этих специалистов устанавливаются ограничения на определенные категории исполнительных производств. В частности, они не смогут заниматься теми судебными делами, в которых должником или взыскателем является государство, органы государственной власти и самоуправления, предприятия и учреждения, в которых государство владеет, как минимум, 25% акций. Не смогут частные исполнители заниматься и отчуждением государственного или коммунального имущества, а также вселять или выселять граждан. Все это пока что будет оставаться в компетенции госслужащих.

Что касается должников, то законодательными изменениями предполагается создание открытого реестра должников, к которому получат доступ работники государственных учреждений, правоохранительных органов, финансовых учреждений, государственные, частные исполнители и лица, в отношении которых открыты производства. Причем внесение в этот
реестр должников будет происходить автоматически после открытия исполнительного производства.

По поводу начала работы этих новшеств законодательная и исполнительная ветви власти излучают оптимизм. В сроках немного расходятся, однако утверждают, что уже в этом году у нас будут частные исполнители. По крайней мере, такое обещает Сергей Шкляр. Его непосредственный начальник — министр юстиции Павел Петренко — уверяет, что для реформы системы исполнительной службы понадобится полтора-два года, однако запустить этот процесс планируется уже с середины 2015 г., после принятия закона и создания соответствующей подзаконной базы для сдачи экзаменов доступа к профессии. Тогда, дескать, и можно начинать формировать профессиональный состав частных исполнителей.

Народный депутат, заместитель председателя парламентского комитета по вопросам правовой политики и правосудия Сергей Алексеев конкретных сроков не называет, однако соглашается, что до конца года новая система может начать работу. Некоторая сдержанность в прогнозах, наверное, продиктована тем, что Совет по вопросам судебной реформы (консультативно-совещательный орган при президенте Украины) работает над своими законопроектами.

Нардеп утверждает, что это не альтернативные документы, а объединительные, которые оптимизируют процесс их принятия. Над ними совместно работают парламентарии, члены правительства, специалисты администрации президента. И делают это они для того, чтобы не тратить время на рассмотрение в сессионном зале двух законопроектов, второпях внося поправки.

Дескать, нам необходим такой документ, который существенно повысит уровень реализации судебных решений. Сейчас он крайне низкий, и Украине на это неоднократно указывал Европейский суд по правам человека. Именно с целью повышения этого показателя и преодоления коррупции в государственной исполнительной службе, утверждает Сергей Алексеев, и создается альтернативная (частная) исполнительная служба. И предостерегает: не надо бояться ее перерождения в некую коллекторскую компанию. В законопроекте есть страховые механизмы, которыми установлена профессиональная и уголовная ответственность за противоправные действия частных исполнителей.

 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №24-25, 23 июня-6 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно