Недавно контролирующие органы Украины произвели настоящую сенсацию - громко отрапортовали, что в результате проверок за первое полугодие 2014 г. в государственный бюджет поступит почти 2,4 млрд грн от финансовых санкций. Сумма рекордная. Напомним: за аналогичный период прошлого года было наложено финансовых санкций только 1 млрд 200 тыс. Но что за этим стоит?..
И как после такого результата Арсению Яценюку говорить о каком-то сокращении численности контролирующих органов? Это все равно, что резать курицу, несущую золотые яйца. Другое дело, что государство вряд ли дождется этих миллиардов. Но кто через несколько месяцев об этом вспомнит?
Правда, как позитив также можно было бы отметить тот факт, что за этот период не сильно, но уменьшилось количество проверок (–9,2%) и вдвое - количество финансовых санкций. Зато едва ли не втрое возросло количество привлечений к административной ответственности должностных лиц предприятий - с 230 тыс. до 561. При этом бизнесу пришлось уплатить почти 38 млн грн административных санкций.
Еще одна негативная тенденция - значительно увеличилось количество внеплановых проверок по поручению правоохранительных органов. За первое полугодие т.г. по таким поручениям проведено 11 тыс. 996 проверок. Для сравнения: проверяющие кабинета В.Януковича за аналогичный период на этом же основании провели только 4 тыс. 530.
В целом, как сообщили в Федерации работодателей, больше всего проверяли бизнес Госслужба по чрезвычайным ситуациям (105 тыс. 138 проверок), Государственная санитарно-эпидемиологическая служба, Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба, Пенсионный фонд. У последнего, кстати, удельный вес проверок, проведенных в связи с ликвидацией предприятий, составляет 83%. В Федерации работодателей Украины отмечают это как тревожную тенденцию, которая наметилась впервые и свидетельствует о серьезном сигнале - выходе из бизнеса. Это в определенной степени объясняет и тенденцию к уменьшению количества проверок контролирующими органами, наблюдаемую в течение первых шести месяцев 2014 г.
Проверки уже дали свои "плоды". Только за четыре месяца т.г. - с мая по сентябрь - предприятий в реальном секторе экономики уменьшилось на 5 тыс., а объем их операций на территории Украины уменьшился на 18 млрд грн. Об этом на своей странице в Фейсбуке написал бывший председатель министерства доходов и сборов А.Клименко.
"Конечно, можно все списать на войну, - пишет экс-министр, - но если верить нынешнему главе Государственной фискальной службы Билоусу, то в Донецкой и Луганской областях по состоянию на сентябрь с начала АТО было уничтожено около 600 предприятий. Остальные 4 тыс. 400 предприятий в Украине, очевидно, не выдержали резкого улучшения инвестиционного климата и значительного повышения качества налогового администрирования".
Как сообщили в Федерации работодателей Украины, от реформ в Украине бизнесмены ожидали снижения вмешательства в свою хозяйственную деятельность, уменьшения сумм финансовых и административных штрафов. Вместо этого получили четыре мегаконтрольных органа, приобретающих мегаполномочия в соответствующей сфере надзора.
Вот, например, как были трансформированы некоторые из контролирующих органов.
Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба Украины, Государственная инспекция Украины по вопросам защиты прав потребителей, Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Украины).
Государственная служба Украины по безопасности на транспорте (Государственная инспекция Украины по безопасности на морском и речном транспорте, Государственная инспекция Украины по безопасности на наземном транспорте).
Государственная служба Украины по лекарственным средствам и контролю над наркотиками (Государственная служба Украины по лекарственным средствам, Государственная служба по контролю над наркотиками).
Государственная служба Украины по вопросам труда (Государственная инспекция Украины по вопросам труда, Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности Украины).
По мнению заместителя председателя Федерации работодателей Украины Алексея Мирошниченко, создание контролирующих органов произошло способом, нарушающим идеологию построения системы центральных органов исполнительной власти. Так, все новообразованные органы должны были быть созданы как инспекции, большинство функций которых составляют контрольно-надзорные. Вместо этого были созданы службы, которые, по закону, должны образовываться в случае наличия в составе соответствующего органа большинства функций по предоставлению административных услуг. А главное - не произошло реального уменьшения объема контрольно-надзорных функций. Ведь функции органов, деятельность которых прекращается, автоматически были переданы новообразованным органам либо же перераспределены между имеющимися, еще и министерствам оставлены и частично переданы контрольные функции. Кстати, следует задуматься над установлением ответственности министров за состояние контрольно-надзорной деятельности подчиненных им ведомств. Например, органы, пребывающие в сфере подчинения Министерства социальной политики, совокупно осуществили 178 тыс. проверок.
Как известно, с августа по декабрь 2014 г. правительство ввело мораторий на проверки контролирующими органами. Т.е. в этот период все проверяющие, кроме фискальных служб, должны осуществлять свою контрольно-надзорную деятельность исключительно с разрешения Кабмина или по заявке субъекта хозяйствования. Будут ли проверяющие придерживаться этого моратория?
По сообщению Федерации, уже сегодня можно говорить о недостатках этого постановления: четыре мегаконтрольных органа остались вне сферы действия постановления, а также органы местного самоуправления, органы прокуратуры. Контролирующие органы делают все возможное, чтобы обойти мораторий. Так, началась массовая разработка проектов распоряжений, по которым правительством предоставляется разрешение на проверки. Например, Госслужба по чрезвычайным ситуациям подготовила уже три таких проекта. На местах прокуроры приглашают пожарников, экологов, и все вместе осуществляют проверки.
Насколько уменьшилось количество проверок по время действия моратория, Федерация работодателей обещает сообщить в начале следующего года.
Комментарий
Андрей Антонюк,
председатель правления Киевской городской организации работодателей:
- Контролирующие органы хорошо знают ситуацию на каждом предприятии. Поэтому за одну и ту же "вину" они могут выписать разные штрафы. "На этой фирме красивый офис, можно штрафовать по максимуму, а этот скромнее - здесь обойдемся по минимуму". Бывает и так, что по результатам одной проверки "проверяющие" выносят два решения: штраф за неуплату налога на прибыль и штраф за недоплату НДС.
Предприятие идет в суд. Объясняет, что обоснование для обоих штрафов одно. Но в суде один судья может стать на сторону предприятия, другой - на сторону государства.
В 99% случаев налоговая устраивает проверки и налагает штрафные санкции на бизнес из-за надуманной причины. Налоговики приходят на предприятие и говорят, что якобы у одного из его контрагентов - признак никчемности (фиктивного предприятия). На этом основании налоговые органы снимают с предприятия все отношения с контрагентом, который им не понравился, составляют акт, выписывают огромные штрафы и пеню. Если, конечно, руководитель предприятия не готов заплатить взятку налоговикам в размере
25–30% от суммы наложенного штрафа. Большинство предприятий сегодня отказываются платить штрафы, так как уже просто нечем. Предприятия идут в суд, но и там на справедливость пока что напрасно рассчитывать. В суде первой инстанции свои тарифы - 15–20% от суммы штрафа. Но и это еще не все. После того, как налоговики подают апелляцию, дело передают в апелляционный суд. Здесь также свои расценки - 10–15% от суммы штрафных санкций.
Казалось бы, контролирующие органы, выписавшие штрафы на почти два с половиной миллиарда, молодцы. Они перевыполнили план, за что получили премии, почетные грамоты. К этому контролирующие органы подталкивает закон о люстрации. Теперь их могут уволить с работы только за то, что работали в правительстве В.Януковича. Другое дело, что государственный бюджет никогда не получит этих 2,4 млрд грн. Это - фикция! В лучшем случае, насобирают 50 млн грн.
Более того, новая власть уже пообещала, что после выборов в Верховную Раду Украины она устроит бизнесу налоговый компромисс. Т.е. простит ему все штрафы за 10% реально уплаченного штрафа. Возможно, поэтому контролирующие органы так поспешили начислить вдвое больше штрафов, чтобы потом было с кого их содрать. Так что, похоже, новая власть сознательно дала команду контролирующим органам начислить как можно больше штрафных санкций, чтобы через четыре месяца взять 10% не с одного миллиарда, а с трех!
Но если посчитать, что на проведение только одной проверки предприятия было израсходовано несколько тысяч гривен, а полученные штрафы даже не покроют этой суммы, - то КПД таких проверок отрицательный. Единственное, что бизнесу точно придется потратиться на взятки судьям, прокурорам, милиционерам... Доходит до смешного: в Одессе один из прокуроров с экрана телевизора рассказывал о том, как прокуратура проверила всех продавцов... шаурмы! Лучше бы бандитов ловили.
И все это происходит в Украине по той причине, что власть делает популистские заявления, а реальных реформ как не было, так и нет.