Это событие привлекло внимание мировой общественности не только развевающимися флагами, звуками фанфар, двухсотлетней давности униформой почетного караула, но и политической значительностью сделанного шага: премьер-министры этого пока еще самого малоизвестного в мире торгового блока, Центральноевропейского соглашения о свободной торговле, приветствовали новых членов и новый этап в своих взаимоотношениях.
ЦЕССТ, образованное Чехией, Венгрией, Польшей и Словакией в 1992 году, ставило перед собой целью превращение своей территории в зону свободной торговли к 2000 (или к 2002 для Польши) году. С учетом отдаленности этих дат к своей цели сообщество продвигается достаточно успешно. В прошлом году его члены подписали так называемый Будапештский протокол, согласно которому половина их торгового оборота между собой освобождается от таможенной пошлины. В этом году отцы-основатели одобрили присоединение к ним Словении (к Рождеству), Болгарии и Румынии (в следующем году) и (еще позже) стран Балтии. К концу столетия, согласно прогнозам, ЦЕССТ создаст свободную торговую зону с населением в 100 млн человек.
На практике, однако, дела идут не так уж гладко. Не успели еще клубные лидеры усесться за стол переговоров, как, по словам премьер-министра Словении, “разгорелся настоящий конфликт”. Разные члены ЦЕССТа вкладывают в само понятие “ЦЕССТ” разное содержание. Для чехов и словенов оно означает только лишь свободную торговую зону, и ничего больше. Другие же члены намерены использовать ЦЕССТ как средство проникновения в другие европейские сообщества, например, в Европейский Союз.
Сожалея о скоропостижной кончине СЭВ, премьер-министр Польши Юзеф Олексы заявил, что ЦЕССТ должен координировать политику в направлении ЕС, НАТО, ВТО (Всемирной Торговой Организации) и других международных экономических институтов. Он также выдвинул конкретные предложения по учреждению Центрального Европейского Банка, который сотрудничал бы с МВФ. Словакия, похоже, разделяет эти идеи. Ее премьер-министр Владимир Мечиар, выдвинул другое конкретное предложение по созданию секретариата ЦЕССТ с размещением в Братиславе.
Чешский премьер-министр Вацлав Клаус выдвинул, пожалуй, самое конкретное предложение: срезать наполовину таможенную пошлину на сельхозпродукцию и продукты питания к 1 января 1996 года, а к 1 января 1998 года вообще отказаться от нее. Это, пожалуй, уж слишком конкретно.
Одна из причин, по которой члены ЦЕССТ не могут прийти к общему мнению, является ли целью их объединения образование торговой зоны или же моста для вхождения в ЕС, заключается в том, что все страны-члены ЦЕССТ с ЕС ведут гораздо более оживленную торговлю, чем между собой. Если не учитывать особый случай чехословацких торговых отношений, то внутри ЦЕССТовский торговый оборот составляет всего лишь 10% общего торгового оборота любой из этих стран. Для сравнения следует указать, что на долю ЕС приходится более половины торгового оборота каждой из стран ЦЕССТ.
Если же они действительно хотят наладить более тесные деловые контакты между собой, то им предстоит во многом пересмотреть большинство своих тарифов в сторону их уменьшения. Польша, например, поощряет своих фермеров покупать отечественные трактора, вводя на чешские дополнительную 26-процентную наценку. Венгрия ограждает интересы своей фармацевтической промышленности, добавляя 8% надбавку на импортную продукцию. Чехия, Польша и Словакия защищают свои рынки от венгерского подсолнечного масла, устанавливая на него дополнительный налог в размере от 19 до 45%. Словакия облагает дополнительным 10-процентным налогом все, что ввозится внутрь страны... И этот перечень можно продолжать бесконечно.
Так что до тех пор, пока страны-члены ЦЕССТ не приступят к реальному снижению таможенной пошлины на импорт, им придется продолжать выслушивать со стороны ЕС отказы в своих просьбах о присоединении к этой организации.
По материалам журнала Economist.