Что ни говори, все еще далеко отечественным законотворцам до папы Карло, смастерившего из обычного полена сказочного Буратино. Его работа — настоящее искусство по сравнению с утвердившейся в Украине практикой мастерить и править законы одним топором. Хоть и выходит быстро, зато традиционно грубо. Нужно адаптировать с европейским законодательством — берем топор. Нужно успеть на подножку поезда, отправляющегося в ВТО, — снова топор, для удовлетворения требований Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения — тот же инструмент. Закруглить острые углы, выровнять поверхность и отшлифовать ее, как всегда, нет ни времени, ни желания.
Щепки летят, полено все тоньше и тоньше, а баланса, позволяющего удовлетворить все требования, нет. Господа, осваивайте, наконец, более тонкий инструмент, если нет своего папы Карло…
Ложка меда
До государственных деятелей наконец дошло, что лицензия не есть фискальный инструмент, а всего лишь официальное разрешение на ведение определенного вида предпринимательской деятельности. Стало быть, брать за нее миллионы гривен нет резона. А главное, в желанное ВТО с таким бизнес-регулированием не пустят. Нет проблем — в Раде появляется законопроект №2390, инициированный президентом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины (в отношении платы за лицензии и акцизного сбора на производство спиртов, алкогольных напитков и табачных изделий)».
Смотришь текст документа и не веришь своим глазам. Лицензия, за которую производители алкогольных напитков ежегодно выкладывали по 250 тыс. грн. (за время действия лицензии — пять лет — получалось 1,25 млн. грн. — Ред.), а производители табачных изделий — 125 тыс. грн., девальвировала до смешных 780 грн. Причем платить за лицензию теперь нужно только один раз, естественно, до начала производства продукции. Действовать она будет пять лет. Лафа, да и только, эта статья VIII Генерального соглашения по тарифам и торговле, требующая, чтобы стоимость лицензии соответствовала стоимости предоставленных услуг по ее выдаче.
Признали, наконец, что сдирать с производителей шкуру за одно только разрешение на деятельность не по европейски. А вот денег терять не хочется. Традиционно у нас это почему-то называется «потерями» бюджета. Впрочем, где потеряли, там и нашли. Этим же законопроектом предусматривается повышение ставок акцизного сбора на алкогольно-табачную продукцию. Да как-то не по нашему, т.е. без размаху — уж больно деликатно. Изменения акцизных ставок коснулись цифр, находящихся после запятой. Пропорции выдержаны. Законопроект прошел первое чтение.
Стоп. Неужели на этот раз адаптация отраслевых законов пройдет взвешенно без использования грубой силы? Но нет. Ситуацию спас Кабмин, вдруг выдав вдогонку к президентскому законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины», зарегистрированный под №2513.
Без церемоний
В правительстве малость припозднились с инициативой, зато размахнулись по-взрослому. Похоже, особо не вчитываясь в то, с чем адаптируют, и не разбираясь, где нарушают гармонию.
Нет, ну стоимость лицензии «оптимизировали» до тех же 780 грн., зато брать ее собираются ежегодно, что, прямо скажем, не отвечает правилам и стандартам ВТО. Будем надеяться, что это не банальная жадность, а элементарная невнимательность. А вот с правительственной компенсацией «существенного снижения стоимости лицензий» некоторым не позавидуешь.
Табачной отрасли так точно. Сколько в свое время вокруг акцизного сбора было сломано копий. Специфический или адвалорный? Казалось бы, пришли к компромиссу — смешанный. Скрупулезно подобрали ставки специфической и адвалорной составляющих акцизного сбора так, чтобы установить паритет на рынке. И что теперь? Теперь все это ломается однобоким увеличением адвалора. Причем дважды.
Во-первых, с восьми до 10% выросла ставка с оборота от реализации. Во-вторых, увеличился с 22 до 30% минимальный размер налоговой нагрузки по уплате акцизного сбора за каждые 1000 шт. сигарет. Вряд ли такие изменения были сделаны авторами правительственного законопроекта с каким-то злым умыслом. Скорее всего, никто не задумывался над балансом, который ныне существует на рынке. Вместо этого предпринята попытка убить сразу двух зайцев: и ВТО удовлетворить, и «срубить» деньжат в бюджет по максимуму.
Ликбез для профессионалов
Кстати, попытка бестолковая. Потому что прогнозируемые бюджетные поступления обеспечивает как раз специфическая составляющая акцизного сбора. В свою очередь значительная адвалорная составляющая на практике приводит к снижению цен и, соответственно, акцизных поступлений. И чем больше адвалор, тем больше соблазн для производителей снижать налоговую нагрузку за счет цены на свою продукцию.
В нашем конкретном случае разрыв цен между недорогими сигаретами без фильтра и табачной продукцией среднего и высокого ценового сегмента значительно вырастет. Так, цена реализации пачки сигарет, стоящих сегодня 1 грн., вырастет (с учетом минимального 30-процентного налогового обязательства по уплате акцизного сбора и НДС) только на 1 коп. В то же время пачка сигарет стоимостью 5 грн. добавит к розничной цене 24 коп. Что из этого следует?
Во-первых, не факт, что бюджет от этого выиграет больше, чем от умеренных предложений президентского законопроекта. Ведь искусственно создаваемый разрыв цен будет стимулировать продажи недорогих сигарет, которые в условиях конкурентного рынка и высокой адвалорной составляющей будут иметь тенденцию к удешевлению.
Во-вторых, изменение спроса не только уменьшит поступления в бюджет, но и сделает их непредсказуемыми. В ответ рынок сократит ассортимент продукции и сконцентрирует свои усилия на безфильтровой продукции. Под удар будут поставлены среднеценовой и дорогой сегменты, которые уже при нынешних акцизных ставках несут на себе повышенную налоговую нагрузку.
Не будем пугать регрессом в отрасли и контрабандистами, которые могут воспользоваться ситуацией. Напомним лишь о том, что Украина взяла курс на искоренение пагубных привычек. Вспомнить хотя бы законопроекты, ужесточающие рекламу алкогольной и табачной продукции и уже принятые парламентом в первом чтении. Что толку в них, если вместо того, чтобы повышать цены на все сигареты, на государственном уровне будет стимулироваться переход на потребление доступных сигарет невысокого качества? А дорогие сигареты оставят на откуп нелегального рынка.
Кроме того, такой подход противоречит основным требованиям Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, стороной которой совсем недавно стала Украина. Конвенция признает, что цены и налоги «являются эффективным и важным средством сокращения потребления табака разными группами населения, особенно молодежью», и рекомендует правительствам проводить взвешенную налоговую политику, которая бы служила главной цели Конвенции — уменьшению потребления табака с целью защиты здоровья населения. А это возможно лишь при условии роста цен на все сигареты, поэтому увеличивать нужно в первую очередь налог в твердых суммах, который существенно влияет на цену продукта.
Иначе хорошенькая выйдет адаптация к европейскому законодательству, если благодаря топорной работе авторов правительственного законопроекта будет усугубляться противоречие с Директивой Евросоюза 95/59/ЕС о налогах. Ведь в ЕС требование минимального акциза выражены в твердых суммах за 1000 шт. сигарет, что не позволяет уплачивать акцизный налог меньше определенного уровня и снижать цены.
Никто не спорит, акцизные ставки в Украине должны и будут расти, приближаясь к уровню в развитых странах. Естественно, данная тенденция касается сигарет всех ценовых категорий. При этом целью государственной системы акцизного налогообложения должно быть обеспечение равных условий для всех производителей, пополнение госбюджета и защита здоровья населения.