Территория "Русала"?

Поделиться
Территория © profngz.com.ua
"Привыкайте. Это уже не Украина. Это "Русал".

В начале 90-х прошлого столетия молодой украинский бизнесмен Владимир Фалько обратил внимание, что сахарные заводы испытывают сложности с продажей патоки (отход при производстве сахара) на экспорт. Спрос есть, но возможность грузить на морские суда отсутствует. Родилась идея построить в 3 морской терминал по отгрузке патоки. Так возникла компания "Укрпищесбытсырье".

Быстро поладили с руководством тогда еще госпредприятия "Николаевский глиноземный завод" (НГЗ) и договорились использовать его причалы. Тем более для завода это было очень выгодно, услуги за пользование причалом хорошо оплачивались, да и основной деятельности работа терминала не мешала.

К 1994 г. предприятие заработало, отгружая на экспорт первые судовые партии мелассы и став первым частным морским терминалом страны. Терминал развивался. К перевалке патоки добавилось масло. Были проинвестированы несколько десятков миллионов долларов и созданы сотни рабочих мест. Один из немногих примеров, когда интересы государства, народа Украины и частного бизнеса совпали.

Ныне продукцию, отгруженную с терминала, знают в десятках стран мира на всех континентах. Сегодня предприятие в основном переваливает растительные масла, обеспечивая 22–23% их совокупного украинского экспорта. Оно превратилось в самый мощный пищевой наливной терминал на Черном море, с высочайшим уровнем автоматизации и механизации, который может отгружать на судно до 700 тонн наливных грузов в час, а в год - переваливать до 1,5 млн тонн.

Осознавая, что бизнес должен быть социально ответственным, "Укрпищесбытсырье" постоянно помогает школам, больницам, детсадам, театрам, а также ветеранам, спортсменам, больным и малообеспеченным людям. Сам Владимир Иванович был президентом баскетбольного клуба "Николаев", сейчас помогает городской гандбольной команде "Реал", поддерживает футбол.

Существенный вклад вносит "Укрпищесбытсырье" и в волонтерское движение, регулярно оказывая помощь украинской армии. Компания передавала военным грузовой транспорт, ежемесячно отправляет продукты на передовую, снабжает электрогенераторами, бензопилами и другой необходимой техникой защитников Мариуполя.

И все бы ничего, но... В 2000 г. НГЗ попал, как говорят в народе, под "прихватизацию" и за соблазнительную цену отошел компании "Украинский алюминий" (дочерняя компания "Русского алюминия). Ныне НГЗ принадлежит Объединенной компании "Русал". Президентом совета директоров "Русала" является российский олигарх Олег Дерипаска, который с личным состоянием 5,2 млрд долл. США в 2017 г. занял 23-ю строчку в списке 200 богатейших бизнесменов России, и которому США с 2006 г. отказывают в выдаче визы…

Что известно об этом человеке?

Обычная биография российского олигарха периода начального накопления капитала: первые миллионы из ниоткуда, вхождение в семью Ельцина (его жена, Полина Валентиновна Дерипаска, является дочерью Валентина Юмашева, главы президентской администрации Бориса Ельцина и мужа дочери Ельцина Татьяны Дяченко), ваучерная приватизация стратегических активов и верное служение Путину. А еще подозрения в связях с организованной преступностью (см. Википедия) и отмывании денег в Европе и США...

Среди прочих активов О.Дерипаски, в настоящее время Украина ввела специальные санкции против "Группы ГАЗ" и "Русала". К "Русалу" применили временное ограничение права пользоваться принадлежащим ему имуществом, ограничение торговых операций на территории Украины, предотвращение вывода капиталов за пределы Украины…

А чего стоит история с приватизацией Запорожского алюминиевого комбината, который государство было вынуждено национализировать, так как это предприятие "эффективные" российские собственники превратили в руины. ЗАлК - предприятие полного металлургического цикла, он был единственным в Украине производителем первичного алюминия, легированных сплавов на его основе, кристаллического кремния, ферросилиция и силумина. Трудно даже себе представить, что на начало 2016 г. обязательства компании превышали стоимость ее активов на 5,48 млрд грн. Главная причина убыточности - полная остановка производства (в 2015 г. ЗАлК вообще не реализовывал продукцию).

Но речь сейчас о другом активе компании "Русал" - Николаевском глиноземном заводе, который, судя по всему, стремительно превращают в базу для особой территории "Русала".

Вот что говорит по этому поводу генеральный директор ООО "Терминал-Укрпищесбытсырье", народный депутат Украины пятого созыва Владимир Фалько, который непосредственно столкнулся с этим явлением:

"Просто удивительно, как иностранцы получают землю в портах, которую не могут получить украинцы, а то и весь порт целиком. С приходом на НГЗ российская компания "Русал" очертила, что можно украинцам, а что нельзя. Через суды эти собственники "прихватили" всю логистику и коммуникации, ведущие в Днепро-Бугский порт.

Дальше - больше. Они получили порт в аренду, говоря прямо - присвоили за некорректную арендную плату. А Фонд госимущества Украины вроде бы "просмотрел" сроки аренды, и в прошлом году "Русал" пролонгировал ее еще на пять лет - без конкурса, без учета интересов украинских экспортеров.

Теперь де-факто только Москва решает, кому работать в украинском порту, и устанавливает ставки. Так, ООО "Терминал-Укрпищесбытсырье" установили ставку 1,44 долл. портового сбора с каждой тонны переваленного груза, хотя это сборы государственные, и именно государство должно их устанавливать. Для сравнения: в других портах терминалы платят от 24 до 60 центов с тонны, причем именно государству. А "Укрпищесбытсырье" платит "Русалу", да еще примерно на доллар больше. Выходит, государству эти деньги не нужны. Добавлю, что если бы к самому "Русалу" применить аналогичную ставку портового грузового сбора, то собственники НГЗ были бы вынуждены платить украинскому государству 7 млн долл. в год.

В этом году ООО "Терминал-Укрпищесбытсырье" заплатит россиянам около 30 млн грн. За эти деньги они смогут оплатить ФГИ аренду, а свои 4 млн тонн грузов перерабатывать в порту фактически бесплатно. За наши же деньги они могут закупить в школы парты, компьютеры или поставить окна, провести какой-то экологический конкурс, реально экологии пользы не приносящий, и расписать в СМИ свои социальные проекты. Мелкие подачки возводятся в ранг выдающихся социальных инициатив, которые они весьма символично назвали "Территория "Русала". Такое вроде бы безобидное название. Привыкайте. Это уже не Украина. Это "Русал".

А кто анализировал условия приватизации, как они выполнены, куда делась социальная сфера: жилфонд, профилакторий, детский лагерь, наконец, бассейн "Водолей"?

Тем временем готовится документация для приватизации земли, а в порт не пускают таких инвесторов, как наше предприятие. И все наши попытки, многие годы переговоров в Москве, Киеве и Николаеве заканчиваются категоричным: "Нет! Это наше".

А почему? Да потому, что они уже ждут отмашки властей на приватизацию портов. И тогда, искусственно избавившись от конкурентов, окончательно заберут и сам порт в полном объеме, и его земли. И тогда уже будет "территория "Русала" в полном смысле слова - государство в государстве на украинской земле: своя таможня, своя граница, властвуй, хоть российские крейсеры швартуй!

Под прикрытием старых актов еще государственного НГЗ захвачены земли защитной косы в порту. Уже приватизирован причал №31, так называемый причал патоки, который проектировало и начинало строить наше предприятие. Но нам ФГИ отказал в приватизации, ссылаясь на закон, запрещающий приватизацию гидротехнических сооружений в порту, даже бессмысленно простаивающих годами объектов незавершенного строительства. А через год "Русал" чудесным образом приватизировал этот причал. Так он и стоит уже полтора десятка лет - в готовности 90%, поросший камышами, кустарником и деревьями и постепенно разрушающийся, как и другие причалы. Выходит, для одних действует закон, а для других - принцип "чего изволите, господа"?

Получается, для "Русала" в Украине - другие, особенные законы. И делается это все руками самих же украинцев - чиновников разных уровней, ведущих себя, как прихвостни. Самое удивительное, что все молчат: и СБУ, и прокуратура, и ФГИ, и депутаты, и чиновники, и СМИ, и профсоюз Николаевского морского порта, в структуру которого входит Днепро-Бугский морской порт, и политические силы всего спектра - от "Правого сектора" и "Свободы" до "Оппозиционного блока". Как только дело касается интересов российских собственников НГЗ, весь наш патриотизм как-то странно угасает. Не слишком ли дорого обходятся Украине рабочие места для ее граждан на этом заводе? Кстати, сейчас их около 2,5 тыс., хотя до приватизации было намного больше...".

Вот и получается, что российский олигарх со специфической репутацией руками другого россиянина - директора Мирного, а также коммерческого директора Рылова и других прислужников просто душит успешное украинское предприятие. Они прекрасно понимают, что если одесские конкуренты господина Фалько платят в четыре раза меньше за причал, то ситуация, когда Владимиру Ивановичу придется закрыть свое предприятие и выставить рабочих на улицу, - это только вопрос времени.

А, может, в этом и есть весь замысел? Измотать владельцев, а затем приобрести за бесценок один из лучших портовых активов страны?

Хотелось бы задать вопрос нашей власти. Почему мы позволяем хозяйничать у себя в стране тем, кто подозревается в связях с мафией (см. Википедия) и устанавливает свои собственные порядки, разрушая лучшие украинские предприятия?

Запорожье с ними уже попрощалось, не пришла ли пора Николаева? И вопрос этот не риторический. Совсем недавно глава Николаевской ОГА Алексей Савченко на круглом столе, инициированном депутатами Верховной Рады, поднял вопрос проверки Госкомиссией законности приватизации Николаевского глиноземного завода…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме