Казалось бы, нынешнее бурное развитие современных ТЦ и ТРЦ-комплексов, где можно не только побаловать себя покупками, но и развлечься, не оставляет места конкурентам. Для прагматичных людей, экономящих свое время, тоже есть неплохой вариант, получивший в последнее время широкое развитие, - интернет-магазины. Остается ли на этом, довольно насыщенном фоне место для других форм торговли? Оказывается, что и сетевая торговля не только не сдает своих позиций, но и процветает. Количество людей, занимающихся таким бизнесом, зашкаливает. Создается впечатление, что торгуют все и всем, а значит, резервы для сетевого маркетинга имеются. О чем свидетельствует такое явление, и чем объяснить его поразительную живучесть?
Партнерство
вместо дружбы
Не взялась бы за столь неоднозначную тему, как сетевая торговля (и можно только представить, сколько недовольства вызовут эти строки у ее сторонников), если бы самой не довелось неоднократно (пусть и косвенно, но и этого хватило) попадать под ее пресс. Типичная ситуация: журналистские пути приводят вас в новый коллектив, где завязываются какие-то дружеские отношения. Но в определенный момент, когда вы думаете, что у вас появился новый друг, вам вежливо предлагают… купить какую-то чудо-добавку (БАД), чудо-порошок или еще какое-то "чудо", а то и вступить в очередную чудо-сеть… Отныне будьте уверены: на этом ваши зарождающиеся дружеские отношения и закончились, ибо ваш потенциальный "друг" уже оценивает вас сквозь призму вопроса "что можно ему (ей) втюхать?", - по принципу анекдота, когда один из попавших в плен к каннибалам белый человек говорит другому: "Тебе не кажется, что вождь этого племени как-то странно на нас смотрит?".
А как иначе, если нынче повсюду рыщут новоиспеченные менеджеры, активно предлагающие своим друзьям, родственникам, знакомым, а то и просто прохожим на улице сомнительные таблетки для похудения, непонятные пищевые добавки, некачественную косметику и т.п.? Тех, кто решил податься в такого рода торговлю, понять можно. Этому способствуют как большая безработица, так и низкий уровень доходов. А тут, казалось бы, быстрый способ заработка. Но в итоге обманутыми оказываются и продавцы, и их клиенты. Людей, накупивших товара, убеждают в том, что их затраты уже совсем скоро начнут приносить прибыль, вот только… нужно взять еще побольше продукции, плюс - привлечь в сеть еще больше своих знакомых… В результате неудавшиеся "бизнесмены" попросту теряют своих друзей, не желающих вступать в подобного рода сети (если не сказать секты).
В ситуации, когда вместо дружбы тебе предлагают партнерство по сети, надо ли удивляться тому, например, что автору этих строк одна из знакомых, очень навязчиво набивавшаяся в подруги, в течение года неустанно, каждый день (!) предлагала одно и то же: придти на дом для "презентации" и, разумеется, дальнейшего продвижения чудо-товара. Судя по всему, вежливое "нет" для людей, увлеченных "сетевой"
идеей, - отнюдь не повод для прекращения активных атак намеченной ими цели. Чтобы пресечь подобную бурную деятельность, требуются более доходчивые средства…
Откуда же к нам такое
"счастье"? Если вкратце, то история MLM (Multi-Level Marketing - многоуровневый маркетинг) связана с именем американца Карла Ренборга. А начиналось все с… ржавых гвоздей, которые и стали пищевой добавкой, когда неуемный американец попал в тюрьму. Выйдя на свободу, Карл вплотную приступил к созданию пищевых добавок, бесплатно раздавая их своим знакомым. И получил первый урок - никто не хотел пробовать дармовое угощение. "Бесплатное не ценится" - понял предприимчивый энтузиаст и стал брать за товар деньги. Он также предложил своим друзьям информировать их знакомых о пищевых добавках и выплачивать комиссионные в случае их приобретения, платить тем, кто будет продвигать его товар. Позже система получила новое название - Network Marketing (т.е. сетевой маркетинг).
Нынешние денежные обороты лидирующих сетевых компаний ежегодно растут на 20-30%, а число их дистрибьюторов исчисляется миллионами. И это вполне объяснимо - уж очень многих "солдат" этого бизнеса манит, как магнитом, заманчивая формула успеха: "лучше получать 1% от усилий 100 человек, чем 100% - от собственных". Ну, естественно, не каждому хочется работать "в поле", бегая с тяжелой сумкой, набитой доверху товаром наперевес, и уламывая потенциальных покупателей приобрести что-то. Куда приятнее вовлекать заманчивыми картинками все новых и новых бойцов сетевой торговли. А потом "стричь купоны" не только от суммы проданного самостоятельно, но и от их деятельности, а также от "презентаций" или "рекламных акций".
И ничего плохого в этом не было бы, если бы не встречающийся все чаще цинизм (а то и откровенный бред) продвигающих свой товар. Вот лишь один пример, рекламный: "Горячая информация!!! Вы знаете, сколько людей умирает сегодня от рака? Препарат…помогает людям навсегда избавиться от страха перед раком, даже если его нет!". (?!). Можно было бы посмеяться над нелепой рекламой, если бы не потенциальный контингент тех, кому, по задумке "сетевиков" и предназначается сей товар. Ведь обманывать (давайте называть вещи своими именами) безнадежно больных людей нехорошо. Особенно, если это делают, так сказать, "по-дружески". Ведь именно такая форма торговли пропагандируется в "сетях": так сказать, "от сердца - к сердцу"?
Мы их теряем…
Картинка с натуры. Нынешней зимой закоренелый холостяк, так и оставшийся по жизни без своей второй половинки, предложил автору этих строк… А вот и не свидание. Попав в "сети сетей" и пребывая в активном поиске по привлечению в них же хоть еще кого-нибудь, этот мужчина предложил… поход на семинар, пропагандирующий сетевые продажи. Причем, вполне прогнозируемый отказ с моей стороны его ничуть не смутил. В ход был пущен контраргумент:
- Ты вообще не представляешь, сколько стоят входные билеты туда, а я с тебя, так и быть, денег не возьму...
- И на том спасибо, - подумала я, да и журналистское любопытство подсказало: "Соглашайся".
И вот мы - на пресловутом семинаре. Справедливости ради надо сказать, что, несмотря на посленовогодние выходные дни, конференц-зал одного из столичных вузов был полон. Атмосфера всеобщей любви и братства (чуть ли не братания) присутствовала. Выступающие на сцене убеждали собравшихся людей в зале, какие те замечательные, и как они по этому поводу рады, и призывали порадоваться друг за друга. Ладно, порадовались, не жалко ведь, а что - по сути?
Никакой содержательной, познавательной бизнес-информации на этом мероприятии предложено не было. Сетевые "идолы", сменяя друг друга на сцене, в основном, рассказывали одно и то же. Как они раньше бедно жили и как нынче добились огромных успехов в благородном деле сетевой торговли, как и сейчас активно продолжают развивать свой бизнес. В последнее, судя по цене входных билетов (от 150 до 750 грн с человека), верится сразу и безоговорочно. Особенно, если умножить эту цену на немалое количество мест во вместительном зале и учесть, что затрат на это действо (за вычетом аренды помещения да печати входных билетов) в общем-то не было. К слову, по самым скромным подсчетам, доходы верхушки организаторов работы таких "сетей" на 70-90% состоят именно от выступлений на подобных семинарах, а еще - от продажи специальных книг и дисков.
Наш семинар явно был рассчитан на длительное время. Наверное, чтобы собравшиеся в зале не чувствовали себя уставшими, организаторы время от времени предлагали встать, взяться за руки и пустить по рядам "энергетическую волну", походить по залу "паровозиком", скандируя "Слава продукту!". И взрослые, казалось бы, адекватные люди все это послушно выполняли. После этого - опять "признания" по одному и тому же, уже отработанному на массовом сознании собравшихся плану. Люди, выходящие на сцену, рассказывали, как плохо им жилось раньше (до вступления в сеть) и как хорошо стало теперь. Некоторые плакали от умиления, у других - лихорадочный блеск в глазах…
Ну и что в результате? Какое отношение к этим сказкам со слезами на глазах имеют тонкости маркетинг-планов? Никакого. Или, может, кто-то из приглашенных продвинулся вперед в своем понимании методов оценки и анализа рынка продаж, минимизации накладных расходов, уменьшения транспортных затрат? Ответ тоже отрицательный. Такое впечатление, что подобные сборища делают из собравшихся не столько бизнесменов (с присущими лучшим из них такими качествами, как полет фантазии, желание овладевать новыми знаниями, творчество и смелость), сколько послушных зомби, которым уготована участь лишь с энтузиазмом повторять, как мантры, мысли вышестоящих "идолов", чтобы потом попытаться внушать своим, вновь привлеченным партнерам, нечто подобное.
Впрочем, с внушением надо бы поосторожнее. Вот, например, слова одной из "посвященных" в "сети":
- Мои спонсоры всегда говорят, что после семинара меняется восприятие жизни, убираются все блоки, страхи. Если на большом семинаре записать мечты, то они обязательно реализуются. Если после семинаров женщины и девушки, которые не могли долго забеременеть, беременеют, то я думаю, что это не голословно…
Засим, автор решил подобру-поздорову унести ноги и уйти с чудо-семинара по-английски, не прощаясь, чтобы, так сказать, без последствий… Впрочем, последствия все же были. Разъяренный моим уходом (практически "предательством") с такого замечательного мероприятия, мой провожатый все же востребовал с меня компенсацию стоимости входных билетов, мотивируя это тем, что я не оправдала (?) его надежд.
Солдаты сети
за все в ответе?
Это не анекдот, это быль. В начале 90-х одного человека судили за то, что он публиковал объявления - "Хочешь разбогатеть? Пришли 100 руб. и конверт с обратным адресом", а в ответе писал: "Дай такое же объявление". Ему повезло - судья не усмотрел в таких действиях мошенничества, ведь рецепт, как разбогатеть, высылался…
Теперь посмотрим на наших знакомых "сетевиков" (наверняка таковые имеются почти у каждого). Не секрет, что не менее 90% представителей этого бизнеса не зарегистрированы как СПД в налоговых органах, у них нет (во всяком случае, официально) документов строгой отчетности, кассового аппарата, и, соответственно, они не "светят" в налоговой инспекции свои доходы от личных продаж. Все это - признаки незаконной предпринимательской деятельности.
На каком основании эти люди получают немалую массу товара в сервисных центрах многочисленных "сетей"? Кем являются в торговой цепочке? Если они - обычные физлица, то не могут извлекать из проданных товаров прибыль без ведома все той же налоговой инспекции. Ну, а если все же СПД, - тем более. Людей завлекают в сетевую торговлю, при покупке/продаже рекламируемого товара они выступают, как обычные граждане (по сути, занимаются незаконной спекуляцией, не отчитываясь о своей финансовой деятельности в ГНИ) и очень удивятся, если их бурной деятельностью заинтересуются фискальные органы. Основания заинтересоваться ГНИ найти несложно: просто посчитать затраты на оплату телефонных переговоров, поездки к клиентам, поездки на семинары и их оплату, приобретение специальных дисков, книг, кассет, подписку на "корпоративную" периодику, да мало ли затрат у вовлеченных в "сети", - чтобы их "увидеть", требуется только желание или соответствующий приказ… И если завтра таковые все же появятся, налоговики придут к очевидному выводу - у 99 из 100 занимающихся сетевым бизнесом затраты явно превалируют над прибылью. А теперь внимание, вопрос: кто тогда будет общаться с налоговыми инспекторами и объяснять, почему расходы превышают доходы - попавший "под колпак" "сетевик" или его "изумрудно-бриллиантово-золотое" руководство? Ответ, думается, очевиден, как и то, что объяснения будут дорогими во всех смыслах.
И еще о деньгах и о мошенничестве. Специалисты считают, что абсолютное большинство покупателей сетевой торговли сами не в состоянии оценить реальное качество того, что им предлагают "вразнос". Более того, даже не могут определить для себя степень необходимости приобретения товара, т.е. а нужен ли он вообще, еще вопрос. В ответах опрошенных фигурируют пассивные: "посоветовали", "рассказали", "рекомендовали", "убедили"…На таком фоне сетевые компании в лице своих рядовых "солдат" проводят довольно агрессивную маркетинговую политику, приписывая своей продукции свойства, которыми та, скорей всего, похвалиться не может, и, по существу, обманывая потенциальных покупателей. На примеры практически каждый уже "нарывался": ополаскиватели для ротовой полости (себестоимость - пара центов, а продаются - в 20 раз дороже аналогов), якобы особенные зубные щетки (до 10 раз дороже обычных аналогов), супер-щетки для чистки поверхностей (подобные продаются в любом супермаркете и за гораздо меньшую цену), супер-тушь для ресниц (которая не красит их, а скорее склеивает), пятновыводители за баснословные деньги (которые, впрочем, эти пятна все равно упорно не желают выводить), моющее средство (которое якобы, можно даже пить, и даже детям, - упаси, Боже, поверять подобные рекомендации или внедрять их на практике). О БАДах, "чудодейственных" таблетках и всем том, что принимается внутрь, вообще лучше не вспоминать… Опять же - к кому будут апеллировать в случае рекламаций разочаровавшиеся в покупке чудо-товара потребители? Ясное дело - к тому, кто им ближе, кто это диво им и порекомендовал, лично доставил и взял за него немалые деньги, а отнюдь не к "фирме".
По оценкам экспертов, каждый покупатель на каждые 100% затраченных на предлагаемую "сетевиками" продукцию, действительно получает товар… где-то на 20-30% от уплаченной суммы. На что уходят остальные 70-80%? Можете считать это вашим финансовым "взносом" на бонусы "сетевикам". А если из этой схемы вычесть производство товара, стоимость доставки продукции, ее продажи и прочие объективные расходы, то в "сухом остатке" получится… обыкновенная финансовая пирамида с элементами обычной розничной торговли.