Контроль над рынком запчастей к собственной технике — вопрос не только экономической безопасности производителя, но и репутации компании. Однако в первую очередь контрафактные запчасти — это угроза для бизнеса потребителей техники. Так считает руководство Ростсельмаш и внедряет ряд мер по защите оригинальных запасных частей.
Экономика вашего успеха
Зерновой бизнес — один из самых рентабельных в сельском хозяйстве. Среди факторов, его обеспечивающих, — качественная и надежная уборочная техника. Комбайны Ростсельмаш позволяют добиться высокой эффективности. При эксплуатационном сроке 10 лет, в хозяйствах, соблюдающих элементарные правила агрокультуры и организации труда, их окупаемость составляет всего два-три года. Оставшиеся семь-восемь лет комбайны практически полностью работают на экономику сельхозпредприятия. Одно из важнейших условий увеличения срока службы машины и ее отдачи в этот период — качество запасных частей.
Оригинальная запчасть или контрафакт? Казалось бы, ответ на этот вопрос однозначен. Использование оригинальных деталей означает не только их высокое качество, обеспеченное современными технологиями предприятия и профессионализмом коллектива, но и их стопроцентную совместимость с моделью вашей техники.
Однако процент контрафакта на рынке сохраняется достаточно высокий. Основная причина — в ориентире покупателя не на производителя, а на стоимость запчастей. Такой подход, на первый взгляд, оправдан для машин с небольшим остаточным сроком службы. Но это всего лишь кажущаяся экономия.
Разница в стоимости оригинальной и контрафактной продукции в среднем составляет всего 10—15%. В то же время убытки от применения контрафакта могут в несколько раз превосходить ожидаемую экономию. В прошлом году в одном из хозяйств Кубани буквально на второй день работы комбайна вышел из строя ремень привода соломотряса, купленный без гарантии производителя уборочной техники. В результате хозяину пришлось заняться уже расширенным ремонтом: останавливать комбайн (одна минута простоя которого во время уборочной страды обходится дорого), приглашать специалистов, покупать и менять уже не только ремень, но и вышедшие из строя дорогостоящие детали — элементы очистки. В итоге экономия при покупке неоригинальной запчасти обернулась для фермера колоссальными затратами.
Кроме того, в бизнесе есть такое понятие, как упущенная выгода. С учетом ее общие потери сельхозтоваропроизводителя могут оказаться еще на порядок выше.
Залог высокого качества и хорошего урожая
Покупая у ближайшего продавца или поставщика (не авторизованного производителем комбайнов) нужные детали или узлы к своему комбайну, крестьянин зачастую просто не задумывается над тем, кем они выпущены. Зато, когда серые запчасти начинают выходить из строя в два раза быстрее оригинальных, негатив плотной тенью ложится на уборочную технику и ее производителя.
— В отличие от кустарного производства мы гарантируем качество своей продукции, — говорит директор Департамента сервисного обслуживания и продажи запасных частей компании Ростсельмаш Виктор Столбченко.
Сегодня на всех этапах производства Ростсельмаш внедрены современные технологии: лазерные и гибочные комплексы, обрабатывающие центры, окрасочные линии... Все это задействовано как на выпуске комбайнов, так и запасных частей. Каждый техпроцесс подвергается жесткому контролю: начиная с проверки покупных изделий и заканчивая сборкой и обкаткой собственной продукции. Персонал компании постоянно проходит обучение, на предприятии действует четкая система мотивации, направленная в первую очередь на повышение уровня качества труда работников.
Подобной организации производства нет ни на одном из предприятий, выпускающих контрафактные запчасти к агротехнике. Жесткому контролю качества Ростсельмаш подвергает и покупные комплектующие, поступающие на предприятие, а потом реализуемые в качестве запасных частей. Чтобы исключить попадание серых запчастей в собственную товаропроводящую сеть, компания отказалась от работы с теми предприятиями, которые не поставляют продукцию на конвейер.
Рынок, за который стоит бороться
По экспертной оценке, покупательский спрос на комплектующие к продукции компании Ростсельмаш, находится на уровне 80-100 млн. долларов. Естественно, что при таком раскладе рынок запасных частей является привлекательным для поставщиков контрафактной продукции. На сегодняшний день почти каждая вторая деталь, продаваемая на рынке, сделана не по лицензии предприятия-изготовителя. Данная ситуация наносит ущерб как экономике покупателя, так и экономике и имиджу производителя оригинальной продукции. Однако еще пару лет назад доля компании на рынке составляла всего 30%, но в настоящее время производитель агротехники контролирует уже 45—55%. И это не предел. Чтобы коренным образом переломить ситуацию, компанией Ростсельмаш была разработана и реализуется стратегия борьбы с контрафактом.
Прежде всего сегодня вся реализация оригинальных запчастей Ростсельмаш осуществляется только через сервисную сеть компании, располагающую 160 филиалами в Европе и Азии, а также собственную товаропроводящую сеть по запасным частям, насчитывающую несколько десятков партнеров.
В поддержку своих партнеров еще в 2007 году компания дала старт сразу нескольким проектам, направленным на защищенность и узнаваемость оригинальной продукции. Ростсельмаш первым среди отечественных производителей предлагает своим клиентам упакованные запасные части.
Подобное новшество позволяет облегчить погрузку, разгрузку, транспортировку, складирование и хранение запчастей, быструю идентификацию запасной части по чертежному номеру, который нанесен на упаковку. В зависимости от характера запасной части, применяется деревянная обрешетка и картонная упаковка (внешний вид последней представляет собой серый фон с графическими элементами), брендированный скотч, наклейка с чертежным номером.
Помимо этого в целях защиты фирменной продукции Ростсельмаш, внедряется маркировка непосредственно самих запасных частей наклейкой, наносимой на поверхность детали. Это является еще одной гарантией для покупателя при отличии оригинальных запчастей от контрафактных.
Также, ориентируясь на конечных потребителей, Ростсельмаш приступил к формированию электронного каталога запчастей. Вскоре зайдя на интернет-сайт предприятия, покупатель сможет самостоятельно оформить свой заказ и отправить его региональному представителю компании. Это позволит не только более четко выстроить работу в логистической цепочке «конечный потребитель — региональный дилер по запчастям — производитель», но и поднять на новый уровень продажи оригинальных запасных частей, что отвечает планам компании.
— Уже сегодня мы готовы предложить любую запасную часть, востребованную на рынке, — заявляет директор Департамента сервисного обслуживания и продажи запасных частей компании Ростсельмаш Виктор Столбченко. — В ближайший год Ростсельмаш намерен укрепить свои позиции на рынке запчастей.