Вместо того чтобы создавать нормальные условия для всех без исключения предприятий в Украине, власть делает очередную попытку организовать тепличные условия для некоторых из них. Так, 4 сентября вступил в силу Закон «Об индустриальных парках». Для многих документ ассоциируется с ранее ликвидированными правительством свободными экономическими зонами (СЭЗ).
Как сообщил председатель Госагентства по инвестициям и управлению национальными проектами Владислав Каськив, в Украине уже в ближайшее время должно быть создано десять индустриальных парков. В каждом из них инвесторам создадут особые условия труда.
Место для глобального рынка
По словам В.Каськива, «введение закона в действие будет способствовать активизации инвестиционной деятельности, созданию новых рабочих мест, развитию современной производственной и рыночной инфраструктуры. Он гарантирует и защищает права инвестора, предусматривает существенное упрощение процедур доступа к земельным участкам на территории индустриальных парков, получение инвестором земельного участка с необходимым инженерно-техническим оснащением. Следовательно, позволит сократить время с начала инвестирования до выпуска продукции до шести-девяти месяцев».
Официальная точка зрения примерно такова: закон выгоден инвесторам, и они придут на территорию Украины. Он позволит высвободить производителей из множества бюрократических пут, существующих сегодня в Украине. Они будут освобождены от уплаты единой пошлины на оборудование, которое не производится в Украине, но необходимо для обустройства индустриального парка. Создание в индустриальных парках производств бизнесменами из разных частей света сформирует для Украины уникальную возможность работать на глобальном рынке.
По словам главы Госагентства, сейчас ведутся переговоры с компаниями, имеющими опыт создания индустриальных парков в других странах.
«Рясне-2»
Одной из первых к этому процессу подключилась Львовщина. На днях сессия Львовского городского совета приняла Концепцию создания львовского индустриального парка «Рясне-2». По словам разработчиков документа, создание индустриального парка во Львове позволит привлечь инвестиции в экономику города, улучшить инвестиционный имидж, организовать новые рабочие места, увеличить поступления в городской и государственный бюджеты и т.д.
«Это первый закон в Украине, который предлагает едва ли не самый простой и быстрый способ создания индустриальных парков с возможностью стимулирования потенциальных инвесторов», - считает начальник управления инвестиций и ВЭД Львовского городского совета Сергей Кираль.
По его мнению, закон приближен к практике, распространенной, в частности, в Польше, Румынии, Турции. Единственное его отличие от аналогичных законов украинских соседей - земельный участок передается управленческой компании в аренду, а не в частную собственность.
Земельный участок площадью 25 га, которую Львовский городской совет передаст под индустриальный парк, лежит в пределах промышленной зоны «Рясне-2». Там размещаются крупные промышленные предприятия - «Концерн-Электрон», «Автопогрузчик», «Конвейер». Сейчас они практически не работают. Поэтому, по мнению С.Кираля, реализация этого инвестиционного проекта позволит не только застроить производственными объектами земельный участок, но и стимулировать развитие соседних производственных зон.
Как он считает, в промышленной зоне, предложенной инвесторам, можно создать не менее 12 тысяч новых рабочих мест. А это значит, что Львов мог бы рассчитывать ежегодно как минимум на 38 млн. грн. поступлений в городской бюджет от налога на доходы граждан.
На промышленной площадке
Почти одновременно глава Львовской ОГА Михаил Костюк сообщил, что облгосадминистрация также завершает отбор ведущих земельных участков площадью от 15 до 700 га, которые планирует выделить под индустриальные парки. «Приоритетной для нас, - отметил он, - является работа по созданию индустриальных парков на территории бывших горно-химических предприятий в г. Новый Роздол и на Яворовском полигоне».
На днях в Новом Роздоле состоялось выездное совещание по вопросам развития территории и урегулирования проблем предприятий горной химии, а также реализации инвестиционных проектов на Новороздольской промышленной площадке.
Как отмечалось на совещании, на базе Новороздольского предприятия «Сера» инвесторы планируют построить перерабатывающий комплекс по обогащению золотосодержащей руды. В проект готовы вложить 180 млн. грн., что позволит создать около 300 рабочих мест со средней зарплатой 5 тыс. грн.
Индустриальные парки, или «технопарки», или science parks, - испытанный в мире метод стимулирования высокотехнологичных производств и возрождения территорий, пришедших в экономический упадок. Главная идея в том, чтобы частично разгрузить инвестора нового проекта от расходов на инфраструктуру. Т.е. на процесс выбора и оформления земельного участка, обустройство территории и инженерных сетей, вывоз мусора, обслуживание железнодорожных путей и т.д.. Все это - условно-постоянные непрофильные затраты «старт-апа», нового бизнес-проекта. Это значительные расходы, особенно если учесть еще и бюрократические процедуры.
В Украине идея вынашивалась уже давно. В частности, один из бывших львовских губернаторов предлагал создать технопарки едва ли не в каждом райцентре. Но постоянные изменения властных кадров помешали ему это сделать. И вот имеем закон.
«Старт-ап» для избранных
Однако эксперты уже сейчас отмечают разницу в подходах к индустриальным паркам в Украине и в западных странах, которая может нанести им вред.
Например, львовский эксперт Олег Доскач считает, что за рубежом индустриальные парки создаются прежде всего для выпуска определенной продукции или для целевого развития определенных отраслей. Индустриальные парки не создают инвестиционный климат, это урбанизационное мероприятие, ориентированное на достижение экологического и социального баланса, проще - отделение мест работы от мест проживания людей. В отечественном законе индустриальный парк - определенные производства, собранные на одной территории, которые имеют общую инфраструктуру. Отсюда возникает ряд вопросов, основной из которых - кто будет вкладывать миллионы в развитие инфраструктуры на территориях, принадлежащих территориальным общинам, зачастую разным?
(Стоимость капиталовложений «Рясне-2» во Львове составляет 50 млн. долл.)
Что касается развития таких территорий, как бывшие горно-химические предприятия, то следует знать: иностранные инвесторы очень внимательно относятся к экологической составляющей развития территорий, - и именно этот фактор будет основным ограничением.
К тому же неизвестно, на каких условиях и кто попадет в будущие индустриальные парки. Для инвесторов это будет привлекательно, возможно они будут получать от государства льготы. А что сами инвесторы дадут государству, обществу? Государственная поддержка для бизнеса была бы понятной, если бы деньги инвесторов не просто работали в том или ином регионе, а развивали важные для государства и региона экономические направления. Без определения этих задач и приоритетов новый закон снова рискует повторить печальный опыт с СЭЗ.
Такого же мнения придерживается и председатель Совета Львовского областного объединения организации работодателей Иван Ривак.
Он считает, что идея индустриальных парков интересна упрощением, льготами для инвесторов при начале бизнеса. Однако во избежание ситуации, сложившейся в СЭЗ «Яворів», когда многие предприятия воспользовались льготными условиями только для того, чтобы ввозить в Украину продукцию иностранного производства, следует сделать ставку на производства, занимающиеся инновационными технологиями. То есть на то, чего в Украине не хватает.
Обидно, но сегодня наше государство выпускает 95% продукции третьего-четвертого технологического уклада. Это уровень послевоенного периода. Еще 4% выпуска составляют изделия пятого уклада и менее 1% - продукция шестого технологического уклада. Поэтому государство должно стимулировать выпуск конкурентоспособной на мировом рынке высокотехнологичной продукции. Это то, чем Украина может торговать на Западе.
Комментарий
Олег Канивец, львовский бизнесмен:
- Знаю, что вы недавно побывали в Грузии, где ознакомились с работой свободных экономических зон. Что можете сказать о принципах формирования индустриальных парков в Украине?
- Технопарки эффективно работают в странах Запада. Там правительства стремятся стимулировать хайтек-производства, создавая специфически «научные» парки. Одни из самых первых и самых известных парков - «София-Антиполис» вблизи Ниццы во Франции и Силиконовая долина в Калифорнии. Там сосредоточены сотни современных компаний, названия которых знает каждый компьютерщик мира. А раньше, в середине XX в., это были типичные курорты с проблемой сезонной занятости или же вообще пришедшие в упадок территории.
Очень интересен опыт Грузии, которая создала свободные промышленные зоны вблизи порта Поти и под городом Кутаиси. В потийскую зону уже привлечены сотни миллионов долларов инвестиций из стран Персидского залива. Такой опыт очень актуален для Украины. У нас олигархи практически разрушили тяжелую промышленность, а теперь начинают избавляться от производственных площадок, из которых уже выжаты все соки.
Согласно действующему закону, индустриальные парки в Украине создаются исключительно на так называемых землях промышленности. Механизм индустриальных парков заточен под «реиндустриализацию» - возрождение пришедших в упадок промышленных зон. Это особенно актуально для Львовщины с ее полумертвыми промзонами во Львове, Стрые, на химических комбинатах. Цель - запуск производства на территории индустриальных парков.
- Есть мнение, что в процессе подготовки документа он изменился к худшему.
- Этот закон небольшой по объему, но довольно подробный: он почти полностью регламентирует существование «индустриального парка». Поэтому парламентские лоббисты попытались вставить в текст полузаконные юридические лазейки, чтобы будущие участники индустриальных парков получили незаслуженные льготы, а организаторы - сомнительные полномочия по земле. Это неудивительно, ведь авторы законопроекта много лет сочетают защиту прав предпринимателей с энергичным наполнением собственных карманов. Часть таких «закладок» была вычищена из принятого закона, некоторые, к сожалению, остались. Однако само по себе принятие Закона «Об индустриальных парках» - важный положительный шаг.
В этот закон действительно заложены сомнительные положения о бюджетном финансировании конкретных парков, распоряжения землей и т.п. Причем распорядитель средств - Госинвестпроект под руководством Владислава Каськива. Я считаю, что ни центральный, ни местные бюджеты Украины в ближайшие годы не должны напрямую финансировать индустриальные парки. Но действующая власть использует любые властные механизмы в качестве кормушки. Поэтому все попытки расходования государственных средств на индустриальные парки следует проконтролировать через общий бюджетный процесс.