«Привид Києва» и сосиски «Патрончики». Как регулировать бестактность в рекламе

ZN.UA Эксклюзив Опрос читателей
Поделиться
«Привид Києва» и сосиски «Патрончики». Как регулировать бестактность в рекламе © Буча Комбуча/facebook

Комбуча «Героїчна Буча», пиво «Герої не вмирають», колготы «ЗСУ» или семена редиса «Азовсталь» — брендов, которые начали использовать в своей рекламе выражения и названия, связанные с сопротивлением полномасштабному вторжению России, становится больше, а вот места для тактичности и вкуса в этой гонке практически не осталось. Сомнительные, а иногда откровенно недобросовестные маркетинговые наименования и выражения, которые далеко не у всех вызывают положительные эмоции или приятные воспоминания, хотят ограничить законодательно. На днях зарегистрированный законопроект №9128 предусматривает ограничение использования патриотической тематики при регистрации торговых марок и в рекламе.

Цель, которой руководствуются авторы законопроекта, проста — препятствовать неуместному использованию трагических событий войны, названий пострадавших городов, патриотических призывов и военных приветствий.

Для ее достижения предложено запретить регистрацию торговых марок, воссоздающих полностью или частично названия событий, связанных с проведением мероприятий по национальной безопасности и обороне, отпору и сдерживанию российской вооруженной агрессии, или названия населенных пунктов и местностей, пострадавших вследствие российской вооруженной агрессии, а также мест (населенных пунктов или их частей), являющихся общепризнанными символами стойкости и героизма Украинского народа. Также авторы предлагают запретить рекламу, содержащую аналогичную информацию.

Но маловероятно, что универсальный запрет регистрации торговых марок и рекламы определенного содержания решит вопрос возмутительно-неуместного использования слов, словосочетаний, наименований, которые украинский потребитель ассоциирует с текущими событиями. Производитель, который намерен прибегнуть к такой ассоциации в свою пользу, сможет использовать название, слоган или изображение и без регистрации торговой марки либо рекламы, — путем нанесения желаемого изображения на этикетку товара или запуска рекламной кампании обычного товара в социальных сетях Instagram или Facebook.

Бесспорно, государство не должно быть толерантным к глумливому использованию образов и словосочетаний, которые ассоциируются у украинского потребителя с последствиями вооруженной агрессии и оккупации украинских территорий. Вместе с тем тотальный запрет использования чего-либо, что может указывать на связь с последствиями войны, создает неравномерные ограничения для добросовестных производителей, например, для тех, кто намерен честно отобразить географическое происхождение товара. К таким, например, можно отнести тех, кто давно (по крайней мере до начала 2022 года) осуществлял деятельность на территориях, пострадавших от вооруженной агрессии, или кто, несмотря на нестабильность экономической среды, пытается ее поддержать, создавая новый бизнес в населенных пунктах, восстанавливающихся после освобождения от оккупации.

Существующее правовое регулирование позволяет реагировать на случаи неприемлемого маркетинга и брендинга в нескольких проявлениях:

1
Торговые марки: в Законе Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» установлен запрет регистрации тех торговых марок, которые противоречат публичному порядку, общепризнанным принципам морали, требованиям закона об осуждении коммунистического и нацистского тоталитарных режимов. Перед украинским ІР-офисом (Государственная организация «Украинский национальный офис интеллектуальной собственности и инноваций») встает вызов провести грань между слишком неудачными проявлениями патриотического креатива и поддержкой украинского.

 

2
Реклама: Закон Украины «О рекламе» запрещает включать в рекламу информацию или изображения, которые нарушают этические, гуманистические, моральные нормы, пренебрегают правилами приличия.

 

3
Защита потребителя: Закон Украины «О защите прав потребителей» предлагает инструмент противодействия недобросовестным производителям и продавцам, устанавливая понятие нечестной предпринимательской практики, включающей, среди прочего, предоставление потребителю неправдивой или неполной информации о преимуществах продукции, местоположении продавца, его атрибутах и т.п.

 

В зависимости от личности заявителя и обстоятельств нарушения, контроль за соблюдением этих норм могут осуществлять Госпродпотребслужба Украины или Антимонопольный комитет Украины.

Публично ІР-офис и Госпродпотребслужба уже задекларировали намерение препятствовать аморальной эксплуатации военных или «патриотических» названий и объектов.

Категории морали и этики, упоминающиеся в законодательстве, являются оценочными. Именно к компетенции органов, ответственных за применение этих положений, относится прерогатива их применения таким образом, чтобы установить границы публичного осуждения злоупотребления патриотически-военной тематикой.

Все перечисленные инструменты могут быть использованы уполномоченными органами одновременно для того, чтобы комплексно реагировать на случаи паразитирования на патриотической и военной тематике в маркетинге и брендинге товаров и услуг.

Рациональное применение уже существующих механизмов дополнительно позволит балансировать между такими недобросовестными производителями и предпринимателями, стимулирующими поддержку украинского бизнеса в целом и локальных производств.

В завершение последнее слово остается за теми, кому адресованы все патриотические надписи и публикации, — за потребителями. Именно ответственный потребитель может наиболее результативно влиять на рынок: обращаясь к соответствующим органам власти с жалобами на товары, услуги или рекламу неприемлемого содержания или даже просто не покупая товары, производители которых злоупотребляют чувствами покупателей.

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме