Попытка "помочь" бизнесу путем ограничения прав потребителей делает его неконкурентоспособным
Общепризнанное правило - покупатель всегда прав - на отечественных территориях никогда в полной мере не срабатывало. То ли уровень культуры не тот, то ли законодательство несовершенное, возможно коррупция в контрольных органах сводила на нет неизбежность наказания виновных? Наверное, все, вместе взятое, привело к тому, что сегодня потребитель оставлен один на один со своими проблемами.
На днях стала свидетелем дикой сцены: продавщица грязной бранью выгоняла из магазина покупателя, попросившего распаковать товар, дабы убедиться в его качестве. Мне же, "к счастью", попалась весьма галантная владелица молочного киоска неподалеку одной из станций метро. Увидев, что присматриваюсь к творогу в витрине, любезно разрекламировала его: "Берите! Не кислый, не горький, не вонючий"...
При таких обстоятельствах, наверное, не надо объяснять, почему представители общественных объединений бьют в набат. Дескать, бывшие государственные органы, занимавшиеся защитой прав потребителей, расформированы, а новые еще не начали работать. Почему реформировать громоздкую и неэффективную систему контроля надумали лишь на 25-м году независимости, непонятно. Украина же сразу признала "Руководящие принципы ООН в защиту прав потребителей" и первой среди республик бывшего Союза одобрила (в 1991 г.) Закон "О защите прав потребителей".
Однако, вопреки тому, что закон основывался на ст. 42 Конституции, согласно которой "государство защищает права потребителей, осуществляет контроль за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ", консюмеризм - особый вид деятельности, целью которого является защита потребителя, его интересов, усиление его роли и правовых позиций в системе рыночных отношений, не прижился, оставшись непонятным термином и для власти, и для общества. Потому сейчас все надежды - на новообразованную решением правительства Государственную службу по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Госпродпотребслужбу), которая будет заниматься значительно более широким кругом вопросов, а значит, и будет иметь большие полномочия.
Казалось бы, можно вздохнуть с облегчением. Но занимающиеся защитой прав потребителей общественные организации утверждают, что, реформируя действующую систему, в Украине нарушается принцип соблюдения приоритета интересов потребителей над интересами корпоративных групп. Убеждают: законопроект "О защите прав потребителей" должен бы включать новые европейские подходы, хорошо зарекомендовавшие себя во время реализации Стратегии потребительской политики ЕС на 2007–2023 гг. Вместо того он разрушает сущность и целостность системы ЗПП, отдавая приоритет функциям гарантирования безопасности пищевых продуктов. Попытка "помочь" бизнесу, уменьшая нагрузку на него путем ограничения прав потребителей, делает его неконкурентоспособным, а само отечественное законодательство отдаляет от европейского.
Свою обеспокоенность потребительская общественность, экспертная среда, представители образовательных и научных кругов высказали на "круглом столе" под красноречивым названием: "Реформирование системы защиты прав потребителей: шаг к ЕС или в обратном направлении".
Участники встречи признали результаты реформирования системы защиты прав потребителей неудовлетворительными и предложили Верховной Раде и правительству совместно с другими ответственными органами исполнительной власти исправить угрожающую (по их мнению) для экономики и международного имиджа страны ситуацию.
В резолюции, одобренной собранием, говорится о необходимости решительных шагов к совмещению национальной системы ЗПП с системой Европейского Союза, об острой необходимости внедрения института омбудсмена (президентского или парламентского уполномоченного), который бы защитил потребителей от недобросовестных представителей бизнеса и заангажированного чиновничества.
Кроме того, она призывает признать непосредственную ответственность Кабинета министров за состояние и перспективы развития системы защиты прав потребителей как важного условия оздоровления внутреннего потребительского рынка и отечественной экономики в целом.
Мотивируется это тем, что в условиях рынка именно на правительствах стран лежит ответственность за защиту всемирно признанных прав потребителей. Вместо того украинское правительство, утверждали участники "круглого стола", своими действиями поспособствовало нарушению положений Стратегии устойчивого развития "Украина 2020", которая предусматривала две отдельные реформы: в сфере гарантирования безопасности и качества пищевых продуктов и в сфере защиты прав потребителей.
По убеждению Натальи Притульской, президента Всеукраинской федерации потребителей "ПУЛЬС", в Украине вообще нет государственной потребительской политики, и именно к этому необходимо срочно привлечь внимание руководителей государства. Представители общественности смещены от участия в реформировании системы ЗПП, а сама реформа лишь имитируется, поскольку игнорируются права и интересы тех, ради кого она проводится.
С коллегой солидарна Татьяна Тимошенко, координатор одной из рабочих групп Платформы гражданского общества Украина-ЕС. Она считает, что все призывы к сотрудничеству и рекомендации общественности игнорируются, а действия вышестоящих органов власти в сфере защиты прав потребителей противоречат подходам Европейской комиссии к политике защиты прав потребителей и их интересов на общем рынке ЕС.
Далека от лояльной и позиция Всеукраинской общественной организации "Союз потребителей Украины": там также считают, что сегодня фактически не существует государственного органа, который мог бы реализовывать защиту потребительских прав. Дескать, функции бывшей Госпотребинспекции на некоторое время парализовал мораторий на проверки бизнеса, введенный в августе 2014 г. И хотя через год его действие приостановили, ситуация существенно не улучшилась. Стало очевидно, что работа контрольных органов окончательно расстроилась, и без их реорганизации навести порядок на потребительском рынке не удастся.
- Реформировать то, что пробыло в подвешенном состоянии полтора года, непросто, - признается новоназначенный глава Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей Владимир Лапа. - К тому же задачи, стоящие сегодня перед службой, довольно масштабные: в одну структуру объединились фитосанитарная, ветеринарная, санитарно-эпидемиологическая службы, госпотребинспекция, инспекция по контролю по ценам и еще целый ряд контролирующих структур.
В.Лапа не согласен с упреками представителей общественных организаций, что сейчас некому защищать потребителей. Ведь даже в прошлом году, в стадии реорганизации, инспекция приняла около 30 тыс. жалоб. Что же касается нового органа, то он "не существует только на бумаге", как это утверждают критики. На прошлой неделе Кабмин выдал распоряжение о начале работы Госпродпотребслужбы.
- Нынче перебираем функции всех центральных органов, которые ликвидируются, - уточняет руководитель ведомства. - Есть Положение о службе, утверждены структура и штатное расписание (включительно с территориальными органами). Центральный аппарат уже на треть сформирован. То есть сделаны все предварительные шаги, чтобы начать работу новой службы.
Опровергает В.Лапа и слухи об отсутствии финансирования новообразованной структуры и массовых сокращениях персонала. Дескать, уже есть соответствующее распоряжение Кабмина о выделении средств, одобренное бюджетным комитетом Верховной Рады.
С персоналом тоже проблем не ожидается. В реорганизуемых органах значилось 13,5 тыс. чел. На самом деле их было немного меньше. Да и в новой объединенной структуре штат превысит 10 тыс. Сейчас задача менеджмента заключается в том, чтобы обновить, осовременить команду. На данном этапе уже назначены исполняющие обязанности руководителей областных подразделений. В дальнейшем будут проводиться конкурсы, на которых будут отбирать квалифицированных специалистов.
Правда, глава Госпродпотребслужбы соглашается, что здесь могут возникнуть некоторые сложности, ведь на региональном уровне средняя заработная плата работников составляет 2800 грн, у руководителей - немного выше. Однако все же надеется, что штат укомплектуют хорошими специалистами. В том числе и бывшими. Если кому-то не будет хватать знаний и навыков - подучат. Будет действовать довольно серьезная образовательная программа, пройдут тренинги, которые дадут возможность пополнить запас профессиональных знаний, повысить квалификацию работников. И только после этого их будут проверять на соответствие занимаемой должности, будут экзаменовать на профпригодность.
В том, что реформа государственных контролирующих органов все же поспособствует наведению порядка на потребительском рынке, убеждает нечиновничий подход к делу нового руководителя Госпродпотребслужбы. Скажем, он не разделяет мнение, что у службы мало полномочий, и их надо больше, чтобы справиться с таким широким кругом обязанностей.
- На нехватку полномочий преимущественно жалуются те, кто не умеет работать, - убежден В.Лапа. - Дай Бог нам реализовать в полной мере те из них, которые уже предусмотрены. С этих же позиций подхожу и к ряду других дискуссионных или спорных вопросов. Например, не делаю трагедии из моратория на проверки, которые запрещают одни государственные органы и разрешают другие. Ведь основной вызов не в том, чтобы добиться проверок, а в том, чтобы подготовить квалифицированных специалистов, настоящих профессионалов, и обеспечить их всеми техническими средствами (в том числе видеосъемкой) для эффективной работы. Такой работы, которая бы убедила участников рынка в неизбежности наказания за нарушения.
Правда, создать сразу европейскую систему не удастся, признает руководитель Госпродпотребслужбы. И дело не в том, что она не будет писать сама под себя законодательство (таких полномочий у нее нет, и они ей не нужны). Не в том, какому министерству (экономики или аграрной политики) она будет подчиняться, о чем сегодня живо дискутируют. Дело в другом: в понимании того, какая защита прав потребителей нужна Украине. Если ориентироваться на мировой опыт, то в большинстве развитых стран в коммуникацию потребителей и бизнеса государство почти не вмешивается. Недовольные услугами обращаются в суд и там решают проблему с возмещением материального и морального ущербов.
- У наших потребителей возможности защитить свои права в судах совсем другие, - констатирует В.Лапа. - Самостоятельно это сделать они, практически, не могут, за исключением разве что юридически подкованных. Именно поэтому наша служба не будет снижать внимание к проблеме защиты прав потребителей. Сейчас в этом направлении делаем первые шаги. На сайте разместили наиболее актуальные советы: куда обращаться, какие документы подавать, указали контакты территориальных органов. Начинаем с разъяснительной кампании, а дальше по жалобам потребителей будем выходить на проверки, помня, что реформа задумывалась с целью уменьшения количества проверок и контролирующих органов, для спокойного функционирования бизнеса и полноценной защиты прав потребителей.
Конечно, надеяться на помощь государственных контролеров надо, однако и самому нужно заботиться, чтобы не попасть на крючок к мошенникам. Прежде всего, советуют специалисты, необходимо учитывать маркировку, к которой есть определенные требования (указан производитель, состав продукции, ее вес). Требовать сопроводительные документы: сертификат соответствия, паспорт качества. Желательно также предварительно посмотреть на соответствующих сайтах, как выглядит оригинальная продукция этого сегмента на рынке от того или иного производителя. Если возникают сомнения, лучше отказаться от покупки товара.
Следует помнить, что в особой зоне риска находится продовольственная группа. Причем как в супермаркетах, так и на рынках, прежде всего стихийных. Сегодня стало значительно больше просроченной продукции, которая перемаркирована или вообще реализуется без документов. Очень часто продавцы злоупотребляют на весе (штрафные санкции минимальные, и к тому же трудно поймать нарушителя). Поэтому лучше покупать в больших торговых сетях, присматриваясь к дате производства и сроку пригодности.
На некоторых продуктах этот срок колеблется в зависимости от температуры хранения, поэтому надо смотреть на датчик температуры холодильной камеры. Однако и здесь не все так просто: с целью экономии энергоресурсов торговые сети снижают на ночь температуру холодильных камер, что существенно влияет на срок хранения продукции. Поэтому застраховаться стопроцентно не получится.
Довольно осторожно следует подходить к приобретению товаров в интернет-магазинах. Нужно раздобыть максимум информации о продукции и о продавце (прежде всего - убедиться есть ли у него свидетельство о регистрации физического лица-предпринимателя). Если на интернет-странице нет почтового адреса или адреса офиса, а есть только телефон и виртуальный адрес, запросто можно не получить товар или натолкнуться на некачественный. Так же потери возможны, если нет сертификата соответствия, фискального или товарного чеков, паспорта качества, гарантийного талона. Доказать свою правоту в таком случае не удастся.