Поскольку в течение длительного времени государство и общество сжились с этим явлением, рассчитывать на быструю победу не приходится. Попытки преодолеть это вредное социальное явление воспринимаются неоднозначно, ведь в отношении проверок существует предубежденность, зачастую имеющая под собой реальные основания.
Какой процент отечественной экономики находится в "тени", и сколько рабочих рук там задействовано, доподлинно не знает никто. Называют разные цифры: от трети и до 60–70%. И если даже истина где-то посередине, это очень много. И потому власть всерьез взялась за неформальное трудоустройство.
В сентябре 2018 г. издано распоряжение Кабмина "О мерах, направленных на детенизацию отношений в сфере занятости населения", которые совместно будут принимать Гоструда, Государственная фискальная служба, Пенсионный фонд, Национальная полиция, с участием органов местного самоуправления. Распоряжением предполагалось до 5 октября 2018 г. проводить информационно-разъяснительную кампанию о запланированных мерах и недопустимости допуска к работе наемных работников без оформления с ними трудовых отношений, а с 5 октября - комплексные меры по детенизации занятости и доходов населения.
- Под комплексными мерами, - объяснила заместитель директора Гоструда Елена Коновалова, - имеются в виду не столько проверки с участием всех государственных органов одновременно, сколько координация их общих усилий по выявлению предприятий, уклоняющихся от обязанности заключения трудовых договоров. Таким образом, под контрольные меры подпадают только те предприятия, в отношении которых есть достаточные основания считать, что они не оформляют работников официально.
Госпожа Коновалова перечислила основные и наиболее актуальные формы проявления незадекларированного труда в Украине. К ним относятся: неформальная занятость в формальном секторе, занятость в неформальном секторе, утаивание фактически отработанного рабочего времени и выплата заработной платы "в конверте", подмена фактических трудовых договоров гражданскими и хозяйственными. Сюда же относится искусственное использование дистанционных и аутсорсинговых механизмов для утаивания наемного труда, не оформленная надлежащим образом вторичная занятость лиц, имеющих оформленные трудовые отношения по основному месту работы.
Вот один из типичных примеров неофициального трудоустройства. На предприятие, оказывающее услуги пассажирских автоперевозок по трем городским и четырем пригородным маршрутам, наведались инспекторы управления Гоструда в Николаевской области и установили факт использования труда 68 рабочих без заключения трудовых договоров. Водители работали на предприятии согласно утвержденному режиму рабочего времени и графикам обслуживания автобусных маршрутов, о чем свидетельствуют данные табеля учета рабочего времени и выданные водителям дорожные листы. Но между обществом и водителями не были оформлены трудовые отношения. За допуск работников к работе без оформления трудового договора (контракта) на субъект хозяйствования наложен штраф в размере почти 7,6 млн грн.
В целом же на 23 ноября 2018 г. главные управления Гоструда в областях провели 1929 инспекционных посещений, в ходе которых выявили 4045 работников, допущенных к работе без надлежащего оформления трудовых отношений. Причем 1386 человек работали без оформления трудового договора; 1127 работников выполняли работу на основании гражданских договоров, имевших признаки трудового; 22 - работали на основании хозяйственного договора, имеющего признаки трудового; 1510 - допущены к работе без уведомления органов ГФС.
По результатам проверок более половины этих работников (2450) были официально оформлены путем заключения с ними трудовых договоров. По результатам инспекционных посещений на рассмотрение руководителям территориальных органов Гоструда переданы материалы о наложении штрафных санкций согласно ст. 265 КЗоТ Украины на общую сумму 223 млн 703 тыс. грн.
К приведенным цифрам, как и к самим проверкам, отношение неоднозначное. Одни одобряют такую активность власти, которая, наконец, решила навести порядок на рынке труда, другие же видят в этом только препятствование бизнес-деятельности и способ наполнения бюджета штрафами за нелегальное трудоустройство. Однако, кто бы что ни говорил, положительный эффект есть. Например, только в октябре нынешнего года было официально трудоустроено вдвое больше людей, чем в августе.
Чтобы понять, какую "экономию" получает работодатель от "теневого" трудоустройства, посмотрим на самые простые расчеты. Например, если речь идет о деловом отношении с физическим лицом-предпринимателем, обычно выбирается третья группа единого налога, при которой платится 5% с оборота, плюс единый социальный взнос, а это 22% из минимальной заработной платы. Если же речь о трудовых отношениях, то здесь нужно отчислить налог на доход с физических лиц в размере 18%, военный сбор- 1,5 и 22% ЕСВ.
Те, кто идет на риск, нарываются на большие штрафы за неправильно оформленных работников. Часть предприятий пытается судиться с государственными контролирующими органами. Конечно, есть выигрышные дела. Однако это при условии, что гражданско-правовой договор нельзя классифицировать как трудовой. Когда, например, удается доказать, что оплата проводится не за пребывание работника определенное количество времени на предприятии, а за фактический объем выполненной работы.
Но далеко не всегда победа в судах за работодателями. Поскольку договора часто составлены так, что доказать правоту довольно трудно. Ведь на небольших предприятиях юридические службы слабые, или их вообще нет. Поэтому разбираться в правовых нюансах договоров некому, как и доказывать, что не было намерения обмануть государство.
Поэтому юристы советуют обратить внимание на такие основные аспекты при составлении договоров. Прежде всего это рабочее время и объемы работ: по гражданско-правовому договору, оплата проводится за рабочее время, тогда как наемному работнику - за объем выполненных работ. Важной составляющей является и факт местонахождения работника (у него есть рабочее место, на него распространяются социальные льготы, правила рабочего распорядка, правила охраны труда), что свидетельствует о наличии трудовых отношений. Если эти нюансы учитывать, вероятность попасть в переплет значительно снижается, и возрастают шансы на выигрыш дела в суде.
Сейчас не подтверждается тот факт, что проверки приносят колоссальную пользу государству, как и наносят такой же вред бизнесу. Хотя определенные предостережения есть, ведь на 2019 г. запланировано 17 тыс. проверок. От того, насколько они будут прозрачны и будут оставаться в правовом поле, зависит многое. Поскольку уже сейчас некоторые аналитики высказывают опасение, что такая политика может поставить крест на малом и микробизнесе.
Однако пока рано бить тревогу. Как сказал на радио председатель Союза защиты предпринимательства Сергей Доротич, сейчас нет сведений об огромных штрафных санкциях, примененных к ФЛП. По результатам проверок наказывают юридических лиц-предпринимателей. Уже наложено 1,5 млрд грн штрафов на 8 тыс. работодателей-нарушителей. Что касается физических лиц, то под серьезные финансовые санкции физическое лицо-предприниматель может попасть только после решения суда, когда доказана неуплата налогов. А это уже уголовная ответственность, за которую могут списать в пользу государства все средства, полученные по так называемым фиктивным договорам, и применить штраф в размере 2 млн 600 тыс. грн.
Однако массовые проверки малого бизнеса в самом деле могут ему навредить. Ведь каждая проверка - это стресс для предприятия. И чем оно меньше, тем для него этот паралич серьезнее (отвлекает немногочисленный персонал, отпугивает клиентов, поставщиков). Поэтому внимание контролирующих органов следует сосредоточивать на контроле крупных предприятий, где от правонарушений может быть значительно больший вред государству и обществу.
В Украине, кажется, не осталось человека, который бы не слышал о вреде неофициального трудоустройства и о наказании за него. Потому, наверное, не помешает в который раз напомнить, что незадекларированный труд не только ограничивает возможности государства проводить современную социальную политику в сферах образования, здравоохранения, развития профессиональных навыков, занятости, социальной защиты и пенсионного обеспечения. Он еще и способствует созданию недобросовестной конкуренции относительно тех субъектов хозяйствования, которые в полном объеме обеспечивают выполнение обязательств по уплате налогов, охране труда и социальному обеспечению работников, и побуждает государство усиливать налоговое давление из-за недобора в бюджет.
Неофициальное трудоустройство непосредственно бьет по каждому, за кого работодатель не платит единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование и налоги. Как следствие, такое лицо теряет страховой и трудовой стаж, социальные гарантии, а также защищенность в случае принятия работодателем единоличного решения о разрыве таких отношений.
Принимая во внимание все эти обстоятельства, политика усиления борьбы с нелегальным трудоустройством совершенно оправдана. Речь идет об утвержденном постановлением Кабмина в апреле 2017 г. порядке государственного контроля над соблюдением законодательства о труде "Некоторые вопросы реализации ст. 259 Кодекса законов о труде Украины и ст. 34 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине", которым определен новый механизм выявления неоформленных работников. Это очередной шаг правительства в борьбе за легализацию доходов граждан и недобросовестных предпринимателей.
Согласно новому порядку, государственный контроль над соблюдением законодательства о труде осуществляется в форме проведения инспекционных посещений и невыездных инспектирований специалистами Гоструда и его территориальных органов, исполнительных органов местных советов насчет своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдения минимальных гарантий в оплате труда, оформления трудовых отношений.
И это еще не все: 23 февраля 2018 года вступило в силу правительственное постановление "Об утверждении перечня органов государственного надзора (контроля), на которые не распространяется действие Закона Украины "О временных особенностях осуществления мер государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности", принятое в декабре прошлого года. В указанный перечень включены Гоструда и ее территориальные органы. То есть ныне не существует ограничений по контролю над соблюдением законодательства о труде, в том числе и по выявлению незадекларированных трудовых отношений.