Рынок бывших в употреблении легковушек сильно изменился — депутаты постарались
«Свежие» авто пропали или подорожали
Самые большие изменения коснулись, конечно же, стоимости подержанных автомобилей. На авторынке продавцы поднимали цены на свежеввезенные машины дважды за 2001 год: резко — в конце зимы—начале весны и более плавно — в течение второго полугодия. Очередного скачка цен в конце года в связи с практически полным перекрытием полузаконных методов легализации автомобилей в Украине не произошло только из-за большого предложения автомашин, предусмотрительно ввезенных и растаможенных по льготным схемам на финише года. Тут стоит заметить, что в течение года количество ввезенных автомобилей, бывших в эксплуатации в странах Европы, по сравнению с 2000 годом резко снизилось. Поэтому на авторынках образовался дефицит автомашин «только из Европы» в самой популярной ценовой нише — $3—6 тыс. В то же время более дорогих автомобилей ($6—10 тысяч и выше) на авторынке сегодня более чем достаточно. Причем цены на них практически не изменились — стоимость одно-трехлетних легковушек во многом зависит от рынка новых автомобилей, где наблюдается некоторое снижение долларовых цен.
Новому сегменту рынка требуется покупатель
Таким образом, самые популярные еще год назад 7—10 летние автомобили «без пробега по Украине» с объемом двигателя 1,5—2,0 литра сегодня практически исчезли с авторынков страны или существенно (на 20—40%) подорожали. В настоящее время из-за высоких налогов автомобили с объемом двигателя больше двух литров ввозить невыгодно. Покупатель еще не готов. Ведь после уплаты всех налогов стоимость такой машины окажется почти в два раза выше, чем еще год назад. Зато есть смысл ввозить малолитражные легковушки — с двигателем до 1,5 л, хотя спрос на такие машины в нашей стране невелик. Правда, подобные маленькие по отечественным меркам машины благодаря приемлемой цене и легкости в управлении неожиданно нашли своего покупателя. Если такой автомобиль хорошо оснащен дополнительным оборудованием (стеклоподъемники, магнитола, кондиционер) да еще и обладает автоматической коробкой передач, его с удовольствием покупают женщины или для женщин.
Мужчины-автомобилисты, у которых уже есть опыт вождения иностранных автомобилей, пока проявляют достаточный консерватизм в выборе своих четырехколесных любимцев. Несмотря на изменения в структуре рынка, у украинцев по-прежнему, как и несколько лет подряд, проявляется стойкая симпатия к немецким автомобилям — Volkswagen, Opel, Audi, Mercedes, BMW. И хотя, может даже, более надежных японских легковушек становится все больше, указанные марки по-прежнему доминируют на рынке, и теперь уже в более дорогих его сегментах рынка.
Свободное место заняли перепродажи
Конечно, ценовой сегмент рынка автомобилей стоимостью в $3—6 тыс. не остался пустым. Сегодня в нем активно продаются автомобили, уже несколько лет поездившие по украинским дорогам, испытавшие на своих двигателях и подвесках отечественные условия эксплуатации. Стоимость этих автомобилей, которые продаются далеко не в самом идеальном состоянии, практически не изменилась за последний год. Ведь изменение пошлин и акцизов на их цену существенно не влияет, а желающих продать такие автомобили становится все больше — старая иномарка в плохом техническом состоянии требует весомых финансовых затрат, поэтому от таких машин предпочитают избавляться. А покупателю выбирать не из чего — «свежего» завоза машин из Европы в ближайшее время не предвидится…