Действительно ли люди так уж перегружены работой? Американцы считают, что дело обстоит именно так, и, судя по последним данным, представленным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), они совершенно правы. Цифры, недавно опубликованные этой организацией в бюллетене «Перспективы занятости», свидетельствуют о том, что американцы отдают труду больше времени, нежели считалось ранее, поскольку в нынешней оценке учтены временные затраты лиц, занятых на нескольких работах, в результате чего количество рабочих часов имеет тенденцию к небольшому повышению. В то же время работодатели требуют большей отдачи от «белых воротничков», в особенности от руководителей среднего звена.
Большинство стран Западной Европы (вместе с Японией) пошли по иному пути - по пути стабильного сокращения рабочего дня, которое наблюдается на протяжении последних 20 с лишним лет. (Робкие попытки пойти на попятный делает лишь Великобритания). Эти страны задаются вопросом: что являют собой трудовые каноны американцев - будущее или прошлое? Если ориентироваться на конкурентную борьбу, то скорее будущее. В конце концов, с точки зрения фирмы, чем продолжительнее рабочий день, тем больше выход продукции, ниже накладные расходы, весомее прибыли.
Несмотря на то, что американские фирмы кажутся более конкурентоспособными, чем европейские, у них хватает проблем. Начать с того, что короткая рабочая неделя может быть приемлема для фирмы с достаточно высокой производительностью труда. Торчать же на рабочем месте и ничего не делать - бессмысленно. Кроме того, есть основания думать, что новое поколение американцев-трудоголиков (отнюдь не страдающие непомерным честолюбием молодые консультанты, юристы и программисты ЭВМ) - фактически то самое среднее звено в крупных фирмах, которое убеждено: не будешь пропадать на работе - очутишься на улице.
Так почему же американцы рвутся в трудоголики? Мнения на этот счет расходятся. Экономист Гарвардского университета Джульет Шор полагает, что многие соотечественники склонны к избыточному потреблению и, чтобы удовлетворить свои запросы, готовы лезть из кожи вон. По другой версии, все дело якобы в пресной личной жизни, по сравнению с которой время, проводимое на работе, кажется куда более интересным. Однако большинство исследований утверждает, что главная причина в относительном равновесии между вознаграждением, работой и расходами.
Не исключено, что стимулом, заставляющим американцев делать выбор между дополнительным заработком и лишней свободной минутой в пользу первого, являются низкие, по международным стандартам, налоговые ставки (например, немцы действуют наоборот из-за высоких налогов). А у «синих воротничков», особенно невысокой квалификации, чья заработная плата либо заморожена, либо падает, вообще нет выбора. Сверхурочные или еще одна работа - единственная возможность выжить.
Американский трудящийся, замеченный в том, что «не горит» на работе, то есть вовремя уходит домой или позволяет себе целиком отгулять двухнедельный оплачиваемый отпуск, может (по крайней мере, так считают в Европе) стать первой жертвой экономических катаклизмов. В японских или европейских фирмах под увольнение чаще всего попадают новички.
В соответствии с новомодными веяниями в области менеджмента, очень пришедшимися ко двору в Америке, в отличие от Японии и Европы, появилась тенденция к удлинению рабочего дня. Оплата труда пропорционально его количеству означает: кто больше работает, тот больше и получает. Благодаря передаче части второстепенных операций на сторону в Америке львиная доля работ производится на договорной основе. Кто работает быстрее, с максимальной отдачей, тот и в выигрыше.
Другой «пунктик» - техническое перевооружение, которое сокращает число работников и вынуждает избежавших этой участи приспосабливаться: хватаясь же за незнакомое дело, вы тратите на его выполнение больше времени.
Сегодня компании вроде «Дженерал электрик» ратуют за идею, именуемую «стретч менеджмент»: увеличение объема работы без увеличения оплаты. Это приносит немалые выгоды. Чем интенсивнее работают менеджеры, тем довольнее должны быть клиенты, а в ближайшей перспективе - жирнее прибыли.
Все больше, однако, появляется свидетельств того, что истинную цену традиционных правил работы американцы зачастую не замечают. Служащий, работающий сверхурочно, работодателю практически не стоит ни гроша, поэтому с ним обращаются, как с недорогим товаром...
Журнал «Экономист» (Лондон)