По ком звонят тарифы

Поделиться
Тарифы на услуги связи меняются в большинстве стран так же естественно, как цены на нефть, продовольствие и курсы валют...

Тарифы на услуги связи меняются в большинстве стран так же естественно, как цены на нефть, продовольствие и курсы валют. Во всем мире часть тарифов на связь, обеспечиваемую естественными монополистами, регулируется государством, а часть тарифов на услуги связи, предоставляемые конкурирующими друг с другом операторами, — рынком. Главное, что к этому там все привыкли. У нас же расценки на фиксированную связь не менялись уже три с лишним года, в отличие от постоянно снижающихся в результате конкуренции расценок на связь мобильную. Поэтому решение Национальной комиссии регулирования связи (НКРС) об утверждении новых предельных тарифов на общедоступные телекоммуникационные услуги вызвало переполох. Хотя оно и было принято в соответствии с законодательством и рыночными реалиями.

Впрочем, ни для кого не секрет, что проект данного решения готовился специалистами «Укртелекома» и во многом «заточен» под эту компанию. Переживающую сейчас, несмотря на высокие темпы роста рынка, не лучшие времена.

Говоря о предлагаемых НКРС изменениях предельных тарифов, легче всего отметить социальный аспект: рост на 30—50% абонплаты и стоимости секунды разговора. Это значит, что минута местной связи для населения вместо 5,4 коп. будет стоить 7,3 коп. (с НДС, потому что тарифы упорно указываются без оного, что может ввести в заблуждение абонента), а абонплата составит 13,43 грн. вместо 8,82 грн. (это цифры для населения, для предприятий — выше). Конечно, за телефон придется платить больше, причем именно для малоговорящих и малообеспеченных абонентов это увеличение расходов станет самым чувствительным. Впрочем, за Федерацией профсоюзов Украины, куда НКРС направила письмо об утверждении новых тарифов, остается право внести свои предложения.

Прогнозировалось увеличение расходов пользователей dial-up-доступа в Интернет, которые платят и за доступ, и за занятый телефон. Когда счет времени идет на часы, повышение цен будет более значительным и подвигнет «диалапщиков» снижать время пребывания в Сети. Но, во-первых, подавляющее большинство крупных провайдеров предоставляют услуги call-back, то есть берут оплату соединения на себя. Расходы провайдеров вырастут, быть может, некоторые из них незначительно поднимут тарифы на доступ. Однако вряд ли пользователи резко ограничат себя во времени, проводимом в Сети: привычка в этом деле, как известно маркетологам, играет важную роль. К тому же те, кто действительно много пользуется Интернетом, как правило, переходят на более экономичные (более дорогие, но с меньшей стоимостью трафика) подключения с помощью выделенных линий, ADSL и других технологий.

Кроме потенциального падения доходов от подорожавших, а потому потенциально меньше используемых услуг местной связи, критики новых тарифов прогнозируют падение поступлений и от подешевевших услуг «межгорода» и «международки». Доля этих услуг в общих доходах телекоммуникационного рынка страны составляет почти четверть (618 млн. долл. из 2,5 млрд.). С другой стороны, хотя удешевление это и не столь значительно, как подорожание местной связи, — всего 13—17% (с 1,2 грн. за минуту до 1 грн.), исходя из опыта снижения тарифов мобильными операторами можно предположить, что к росту трафика, а значит, и доходов телефонных компаний оно все же приведет. Правда, рентабельность при этом тоже снизится.

Соответственно, дешевеют звонки с фиксированных телефонов на мобильные, которые тарифицируются, как междугородные. По идее, мобильные операторы получат возможность снизить плату за переадресацию с прямого номера на основной (для абонентов, пользующихся прямыми номерами). Однако в последние годы количество таких абонентов заметно сократилось, а для многих из них (например, пользователей безлимитных тарифных планов) такое снижение не слишком актуально.

Кроме этого, к междугородной «гривне за минуту» были привязаны и тарифы на взаиморасчеты операторов. Согласно действующему порядку, при звонке с фиксированной сети на мобильную половину оставляет себе местный оператор, половину забирает мобильный. Соответственно, теперь они будут получать по 40 копеек за минуту, и наращивать доходы им также придется за счет трафика.

Нужно также напомнить, что «межгород» бывает внутриобластной и межобластной. Так вот, снижение тарифов касается лишь последнего. Услуги междугородной связи в пределах области дорожают вместе с местными тарифами. Правда, всего на 8—11%, до 50 коп. в минуту.

Кстати, в международных тарифах появились два новых пункта: «Остальной мир» (страны с высокой себестоимостью совершения звонка, конкретный список не расшифровывается) и «Мобильные сети зарубежных операторов». Звонок в «остальной мир» (дальше имеющих самостоятельные тарифные зоны Австралии-Океании и Южной Америки — только Антарктида, но там пользуются «Инмарсатом» и «Иридиумом») обойдется в три раза дороже, чем в самый дорогой тихоокеанский регион, — 1,8 долл. за минуту. Звонок иностранным мобильным операторам обойдется в 77 центов за минуту независимо от страны. Зато разница между звонком в Польшу и в Новую Зеландию теперь минимальна: 52 и 60 центов за минуту. Все эти цифры — в бизнес-время, а вечером и ночью тарифы приблизительно на треть дешевле. А вот стран СНГ отдельной строкой в новых международных тарифах нет.

Известно, что за принятие новых тарифов на общедоступные услуги наиболее последовательно выступал «Укртелеком». Несколько месяцев назад компания обращалась с соответствующей просьбой в НКРС. Поговаривают, что сам проект новых тарифов также готовили специалисты госоператора. И НКРС пошла ему навстречу.

Проблемы «Укртелекома» хорошо известны. За полгода доходы компании заметно упали — на 18,7%, до 344,6 млн. грн. При этом на 4,6% сократились доходы от междугородной связи. И произошло это в основном из-за оттока наиболее прибыльного международного и междугородного трафика к мобильным операторам. «Услуги мобильной связи становятся доступнее для потребителей с учетом неравных условий тарифного регулирования… Тарифы на услуги местных сетей, междугородные и международные разговоры регулируются государством и длительное время не пересматривались, в то время как операторы мобильных сетей постоянно изменяют тарифы», — жаловался «Укртелеком» на конкурентов. Напомним: согласно действующему законодательству, государственному регулированию подлежат тарифы на «общедоступные (универсальные) услуги», к которым относится местная, междугородная и международная фиксированная связь. Именно эти услуги и предоставляет «Укртелеком». Тарифы же на мобильную связь государственному регулированию не подлежат.

Правда, злые языки назвали низкую прибыль компании за полгода «PR-ходом»: любому бухгалтеру известно, что в этот период сей важный показатель можно варьировать в очень широких пределах без ущерба для общего финансового положения компании. Зато появился повод заявить: «Укртелеком» теряет прибыль, давайте что-то делать».

Мобильные операторы, находящиеся в более жесткой конкурентной среде, гораздо динамичнее снижают цены. Так, «Киевстар» в начале августа предложил новые международные тарифы, которые по отдельным направлениям оказались ниже «укртелекомовских». Правда, лишь в рамках услуги «СтарСвiт», представляющей собой разновидность IP-телефонии. Неплохие международные тарифы предлагают небольшие и новые мобильные операторы (как показывает практика разговоров, тоже часто с использованием маршрутизации через IP-каналы). Как бы там ни было с IP, звонить с мобильного в другие страны все равно удобнее: не надо покупать телефонные карточки, набирать много цифр различных кодов…

Однако вернемся к «Укртелекому». Известно, что в компании действовал так называемый принцип кросс-субсидирования, когда за счет более прибыльных и рентабельных услуг международной и междугородной связи поддерживались низкие тарифы на убыточную местную связь (и особенно убыточную на селе). Естественно, с падением доходов в прибыльных бизнесах возможности для кросс-субсидирования заметно снизились. А поскольку самостоятельно «Укртелеком» тарифы поднять не может, ему пришлось обратиться за помощью к государству.

Новые тарифы, по мнению НКРС, повысят привлекательность фиксированной связи в целом, независимо от форм собственности. Однако нужно отметить, что частные операторы (для которых эти тарифы также обязательны) неплохо зарабатывают и без них, в основном за счет работы в более прибыльных сегментах рынка: бизнес-связь, интегрированные услуги «телефонная связь плюс Интернет из одних рук», продажа номеров и так далее. Хотя и на «международке» тоже, поэтому отток трафика к «мобильщикам» коснулся и их. «Голден Телеком», например, предоставляет услуги мобильной связи, за счет чего в компании имеет место своеобразная форма кросс-субсидирования. Правда, в этом случае доходы от мобильной связи направляются не на поддержание низких тарифов, а на развитие фиксированной сети. А ряд телефонных компаний, не имея мобильных лицензий, предоставляют услуги подвижной связи с помощью стандарта CDMA, причем работают именно по «предельным тарифам» — их услуги тоже изменятся в цене.

Другая проблема, с которой столкнулся «Укртелеком», — нехватка средств для развития своих сетей, в первую очередь, цифровизации регионов и телефонизации сел. Финансировать эти направления компания собиралась за счет кредитов, однако рентабельность проектов в глазах кредиторов оставляла желать лучшего (особенно в свете ухудшающегося рыночного положения компании). Увеличение тарифов позволит если не повысить привлекательность этих проектов, то хотя бы показать, что строительство местных сетей в Украине — не безнадежное вложение. Ну и наконец, «Укртелеком» ждет приватизация, и покупателю будет приятнее знать, что его будущие абоненты будут платить ему чуть больше, чем сейчас.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме