Первенцу украинско-корейского сотрудничества, презентация которого состоялась 20 января, придется добираться до Киева 45 суток (преимущественно водным путем). Затем ему предстоят ходовые испытания на специально подготовленных путевых участках и тренинги бригад машинистов. Ведь в мае он должен взять на борт первых пассажиров, а в июне вместе с еще пятью аналогичными электропоездами возить гостей чемпионата Европы по футболу.
Судя по всему, это только начало, т.к. в планах правительства продолжить сотрудничество с компанией Hyundai для масштабного обновления пассажирского подвижного состава, срок эксплуатации которого давно истек.
Сроки…
Вопрос времени был и, пожалуй, пока остается самым острым в данном масштабном проекте. Прежде чем СМИ рапортовали о том, что территорию Украины теперь можно будет пересечь с запада на восток на скоростном поезде всего за 10 часов, сначала нужно было сделать сам поезд и подготовить для его эксплуатации соответствующую инфраструктуру. А ведь не секрет, что контракт между «Укрзалізницей», Южной железной дорогой и Hyundai Rotem о поставке в 2012 году в Украину 10 новых межрегиональных двухсистемных электропоездов в девятивагонной комплектации был подписан всего-то год назад - 16 декабря.
Сроки определенно поджимали, и скептики небезосновательно сомневались в возможности реализации проекта к Евро-2012. Однако их прогнозы не сбылись - первый поезд уже готов, второй на подходе, еще четыре запущены в работу. Теперь очень важно, чтобы первые поезда попали в Украину как можно раньше: первую пару ждут в Одесском порту к концу февраля - началу марта. Это позволит к маю 2012 года провести необходимые испытания и к началу чемпионата Европы по футболу вывести на горячие маршруты шесть скоростных поездов в точном соответствии с подписанным контрактом. Не случайно машинисты уже сейчас осваивают новые скорости, хотя корейское чудо поступит в их распоряжение в 2012 г.
Доволен работой подрядчиков и Борис Колесников, вице-премьер-министр, министр инфраструктуры Украины.
- Hyundai очень качественно и в срок сделала то, что нужно было украинским железным дорогам в преддверии Евро-2012. Мы получим 90 вагонов, что составит 10 поездов. В планах - локализация производства, т.е. размещение компанией Hyundai своего производства в Украине, чтобы за пять лет наша страна полностью поменяла пассажирские вагоны, изготовленные в 60-х, 90-х годах прошлого столетия.
Справка ZN.UA
В рамках выполнения Государственной целевой программы подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу «Укрзалізниця» проводит модернизацию пассажирского транспорта. Подписан контракт с южнокорейским производителем Hyundai Rotem на закупку 10 межрегиональных двухсистемных электропоездов (поставка шести к началу Евро-2012, а четырех остальных - до конца 2012 года). Кроме того, был подписан контракт с АО «Шкода вагонка» (Чехия) на закупку двух межрегиональных двухэтажных электропоездов (поставка к Евро-2012) и с ОАО «Крюковский вагоностроительный завод» на приобретение межрегионального поезда локомотивной тяги (поставка к концу 2011 г.).
…средства,
Острым остается и вопрос финансирования. Только 85% стоимости контракта с Hyundai Rotem на поставку партии из 10 поездов составляет 261 млн. долл. Поэтому, кроме сжатых сроков исполнения многомиллионного контракта, корейцы предложили и довольно привлекательные финансовые условия - 85% стоимости заказа финансируется за счет кредита Эксимбанка Кореи сроком на 10 лет. Последнее немаловажно для украинских железнодорожников, которые на сегодняшний день могут покрыть собственными средствами лишь одну треть от существующих потребностей для обновления изношенных основных фондов. В частности, износ пассажирских вагонов - 80%, а тягового подвижного состава - 92%.
Чего греха таить, такая масштабная модернизация железнодорожного транспорта предполагает участие государства, и это мировая практика. Тем более что, начиная с 1992 года, потребности отечественных железнодорожников в инвестициях удовлетворялись лишь на 25-30%. А объемы инвестиций в 2008-2010 гг. составляли только около 3% от общих государственных капиталовложений, тогда как в развитых странах этот показатель достигает 10-15%. У нас же «Укрзалізниця» вынуждена пока рассчитывать на свои силы.
…инфраструктура
Но приобрести современную технику мало. Для показа всех ее возможностей необходима соответствующая инфраструктура. К примеру, даже двухсистемный электропоезд не сможет двигаться по неэлектрифицированным участкам, которых у нас еще в достаточном количестве. Путейцам региональных железных дорог пришлось немало потрудиться, чтобы обеспечить скоростные ориентиры, озвученные вице-премьер-министром Борисом Колесниковым: время в пути поезда Киев-Харьков - 3,5 часа, Киев-Львов - 4,5 часа, Киев-Донецк - 5,5 часа.
Для того чтобы обеспечить движение поезда со скоростью 160 км/час (по словам г-на Колесникова, корейское чудо может развивать скорость до 200 км/час) актуальными были не просто электрификация отдельных участков и модернизация ж/д полотна, но разделение грузового и пассажирского движения. Кстати говоря, двухсистемность поезда Hyundai обусловлена применением в Украине различных систем электроснабжения (постоянного или переменного тока) для питания тягового и моторовагонного подвижного состава. Заметим также, что в мире отсутствуют электропоезда, которые удовлетворяют условия, предъявляемые в Украине к подвижному составу данного типа (ширина пути, напряжение контактной сети, состояние пути, локализация производства в Украине). Поэтому корейцам выполнение этого оригинального заказа с тележками под ширину пути 1520 мм далось не просто. Говорят, работали круглые сутки.
Впрочем, железнодорожники тоже выложились по полной. Только в 2011 г. «Укрзалізниця» освоила более 3,5 млрд. грн. на работы по подготовке транснациональных коридоров для движения скоростных пассажирских поездов. При этом на направлениях внедрения скоростного движения Львов-Здолбунов, Здолбунов-Шепетовка-Коростень-Киев, Киев-Полтава-Харьков, Полтава-Красноград-Лозовая, Лозовая-Донецк выполнено ремонтно-путейных работ более чем на 2 млрд. грн., мероприятий по модернизации и капремонту устройств автоматики, телемеханики и связи - на 545 млн. грн., работ по модернизации устройств электроснабжения - на 177 млн. грн.
Всего же мероприятия Государственной целевой программы подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу обошлись железнодорожникам в уходящем году более чем в 6 млрд. грн.
Фактически необходимость проведения работ по подготовке к Евро-2012 сдвинула с мертвой точки многолетнюю практику эксплуатации на износ дедовской ж/д техники и инфраструктуры. Уже в мае украинцы пересядут с подвижного состава 50-60-летней давности на современные межрегиональные «электрички», позволяющие быстро и комфортно перемещаться по территории страны. Соответствует сегодняшним требованиям салон нового поезда и обслуживание как в самолетах с современным спектром услуг: питание, пресса, Wi-Fi...
Будем надеяться, что билеты по цене от 160 до 220 грн. (в зависимости от сроков приобретения) во втором классе не ударят пассажирам по карману. Для железнодорожников реализация проекта будет означать значительное повышение пропускных возможностей при уменьшении количества парка поездов и интеграцию отечественного ж/д транспорта в единую европейскую транспортную сеть скоростного железнодорожного сообщения.
Комментарий
Борис КОЛЕСНИКОВ,
вице-премьер-министр,
министр инфраструктуры Украины:
- Hyundai разрабатывает по нашей просьбе в такой же поезд несколько вариантов спальных вагонов для поездов типа Одесса-Москва, Киев-Москва. Там, где поезд идет более семи-восьми часов, необходимо предусмотреть соответствующие условия для пассажиров, желающих иметь отдельное купе. Если эта техника будет производиться в Украине, то обойдется на 20-25% дешевле импорта. А дальше все будет зависеть от организации гарантийного и послегарантийного обслуживания. Важно иметь одну марку, а не так как у нас было: тепловозов - четыре вида, электровозов - четыре вида... Денег же никто не считал.
Поезда этой серии точно будут не хуже, а во многом лучше, чем у наших коллег по Евро-2012. Вопрос в том, что они должны быть доступны каждому украинцу, и через какое время мы к этому придем. Я надеюсь, что мы во втором классе должны уложиться до 220 грн. Чем раньше пассажир купит билет, тем дешевле он ему обойдется. Начнем со 160 грн. при заказе за 90 дней. Думаю, что придем к такому варианту, как Low cost в авиации, и применим те же правила продажи билетов.
При условии полной загрузки десять скоростных поездов Hyundai могут окупиться за шесть-семь лет. В Южной Корее, где билеты на перевозку пассажиров в среднем стоят 60 долларов, поезда окупаются за пять лет.
Сегодня мы перевозим 62 млн. пассажиров на 300 поездах. Соответственно, какое может быть качество, если многие из них простаивают целый год, чтобы поехать летом. Даже самые богатые страны не могут себе позволить эксплуатацию подвижного состава три месяца в году. В тоже время 90-120 поездов Hyundai могут заменить все триста сегодняшних.