Парламентские связисты борются за демократию, или Немного о политэкономии телекоммуникационной отрасли

Поделиться
Политическая жизнь страны кипит. Правительство собирается продавать «Укртелеком», у страны волше...

Политическая жизнь страны кипит. Правительство собирается продавать «Укртелеком», у страны волшебным образом появляются и исчезают миллиардные газовые долги, депутаты Верховной Рады блокируют трибуну (а заодно и законодательную деятельность парламента) с требованием провести референдум по НАТО. На этом фоне без внимания общественности остаются события не столь масштабные, но не менее значимые для целых отраслей экономики. Например, для отрасли связи, заработавшей в минувшем году почти 40 млрд. грн., что составляет 6% ВВП страны, и продемонстрировавшей темпы роста 28%, что в четыре раза выше, чем в среднем по экономике.

Одним из таких событий стало состоявшееся 16 января первое заседание комитета по транспорту и связи Верховной Рады Украины. На нем депутаты от коалиции и оппозиции пытались договориться между собой о распределении восьми подкомитетов: по связи, по информатизации и шесть транспортных — по речному и морскому, авиационному, железнодорожному, автомобильному, портам и т.д. Попытка эта успехом не увенчалась. Камнем преткновения стал именно подкомитет по вопросам связи. Оказывается, ни морские перевозки, ни порты, ни железные дороги не интересуют политические силы в такой степени, как телекоммуникации. И это при том, что влияние подкомитета на дела отрасли хоть и значительное, но весьма многоступенчатое и опосредованное.

Напомним, что формально комитет ВР по вопросам транспорта и связи считается отданным оппозиции: его председателем является депутат от Партии регионов Владимир Козак, экс-руководитель «Укрзалізниці». Однако половина из 26 депутатов-членов комитета — члены фракций БЮТ и «НУ—НС». В том числе два заместителя председателя — Юрий Крук и Александр Третьяков. Еще 12 членов комитета — депутаты от ПР, один — коммунист.

В составе комитета — почти все лица, упомянутые «ЗН» в прогнозе относительно распределения сфер влияния в отрасли после досрочных выборов ВР (№ 38 за 13 октября минувшего года). Кроме, разве что, в прошлом оппонентов Олега Шевчука и Станислава Довгого, пополнивших, соответственно, комитет по социальной политике и труду и бюджетный комитет. По предварительной договоренности, возглавить подкомитет по информатизации должен был Виталий Корж. А вот на должность главы подкомитета по вопросам связи есть два кандидата: бютовец Евгений Зимин (экс-руководитель «Приокома») — от коалиции и регионал Юрий Мороко (один из создателей телекоммуникационной компании «ММДС Украина») — от оппозиции.

В ходе дискуссии депутаты от ПР отмечали, что подкомитет по вопросам связи — единственный на сегодняшний день орган в сфере телекоммуникаций, который пока не контролируется коалицией. К тому же это орган не исполнительной власти, а законодательной. И если он будет «отдан» коалиции, то оппозиция утратит даже минимальную возможность выполнять предусмотренные коалиционным соглашением функции контроля за действиями власти в отрасли связи.

Депутаты большинства напоминали, что когда страной управляло правительство, сформированное регионалами, оно ни с кем не считалось, выстраивая вертикали власти по своему усмотрению. Аргумент в данной ситуации звучит немного странно. С одной стороны, считается, что «узурпация» ПР власти в стране привела к перевыборам. С другой — получается, что нынешнее большинство также готово идти на «узурпацию», предлагая в качестве оправдания «с нами тоже не церемонились». Чем же тогда новая власть лучше старой?

В ответ на возражения со стороны депутатов оппозиции «коалицианты» заявили, что ПР в таком случае не получит ни одного подкомитета. Принципиальность сторон привела к тому, что ни один подкомитет не был распределен. А работа комитета ВР по вопросам транспорта и связи заблокирована по сей день...

Однако, если трезво проанализировать структуру влияния в телекоммуникационной отрасли при разных правящих коалициях, картина получается не столь уж линейной (см. табл.).

Да, при правительстве Януковича «большая вертикаль» контролировалась ПР. Это посты и премьер-министра, и профильного вице-премьера, и министра транспорта и связи, и руководителя госдепартамента связи и информатизации, а также руководителей Госкомитета по ТВ и радиовещанию и Концерна РРТ.

Однако даже в то время значительное количество органов власти, имеющих возможность влиять на положение дел в отрасли связи, оставалось под контролем «оранжевых». Начиная от президента, секретариата президента и СНБО и заканчивая Минобороны и Генштабом, парламентским комитетом и подкомитетом, а также СБУ и судебной системой.

Что касается Национальной комиссии регулирования связи, то на момент назначения Януковича премьер-министром этот орган считался «оранжевым», назначенным президентом. Но президент, в сферу полномочий которого согласно Закону «О телекоммуникациях» входит комиссия, более двух лет не обращал внимания на то, что ее деятельность фактически парализована конфликтами, отсутствием нормальных условий работы и даже помещения. Однако рынок не мог ждать, и правительство приняло решение провести в НКРС кадровые назначения, руководствуясь Законом «О Кабинете министров» и Конституцией.

Поэтому начиная с марта прошлого года НКРС (а вместе с ней Госинспекция связи и «Укрчастотнадзор») также попала в сферу влияния Партии регионов. Тем не менее, в структурах НКРС осталось много руководителей, пролоббированных туда бизнесом, близким к «оранжевым».

Да и президент формально сохранил контроль над НКРС. Когда ближе к выборам его убедили проявить принципиальность в отношении контроля над отраслью, он даже сумел своими указами парализовать работу комиссии.

Точно так же сложно сказать, к чьей сфере влияния относится «Укртелеком». Его руководство хоть и считается близким к БЮТ, однако традиционно быстро находит общий язык с любой властью.

Итак, в период «бело-голубого» правительства тогдашняя оппозиция контролировала более 50% органов, в той или иной степени влияющих на рынок связи. Нужно также учесть, что в ту правящую коалицию входили и социалисты, бизнес которых не имеет отношения к бизнесу регионалов. В частности, им по квоте отошло Министерство транспорта и связи. А народный депутат — социалист прошлого созыва Сергей Чукмасов отличился как наиболее активный лоббист телекоммуникационных интересов близких к нему бизнеесменов. Тем не менее, по инерции мышления многие убеждены в обратном: «бело-голубая» власть цинично подмяла под себя всю отрасль...

Сегодня принято считать, что после перевыборов ситуация в отрасли связи кардинально изменилась, стала демократичной. Смотрим на правую сторону таблицы и видим, что нынешняя коалиция контролирует все, кроме парламентского комитета по транспорту и связи и пока еще подкомитета по связи. Вот по этому поводу депутаты-регионалы и спрашивают — а правильно ли считать демократическими изменения, при которых от соотношения полномочий оппозиции и коалиции 50 на 50 перешли к другой крайности — 100: 0 в пользу коалиции, перевес которой в парламенте составляет всего два голоса?

Ну а парализованному комитету по транспорту и связи предстоит значительная законотворческая работа. Необходимо рассмотреть более десятка важных законопроектов. Например, неотложный президентский законопроект №1315 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (о государственном регулировании естественных монополий)», которым предлагается придать НКРС статус «органа государственного регулирования» (что может повлечь за собой реорганизацию и переназначение состава комиссии). Или принятые в позапрошлом году в первом чтении законопроекты о переносимости мобильного номера в национальном роуминге. Серьезные изменения в отрасли предлагаются и в законопроекте Виталия Коржа (в прошлой каденции проект значился под № 2394).

Поэтому хочется надеяться, что обе политические силы — и ПР, и «НУ—НС» с БЮТом, которым за последние годы приходилось и править, и работать в оппозиции, смогут быстро излечиться от детских болезней типа «победителю — все, проигравшему — ничего». Неизвестно, как сложится политическая конъюнктура завтра и кому с кем придется делиться портфелями. Основной постулат демократии — это разумный баланс властных возможностей между победившей коалицией и оппозицией, независимо от цветов их знамен. В любой западной стране оппозиция имеет значительные права по формированию органов власти и контрольные функции. И сейчас время сеять...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме