Откуда натурпродукт?

19 июля, 16:13 Распечатать Выпуск №28, 20 июля-26 июля

В Реестр производителей органической продукции еще не включен ни один отечественный производитель, более того, такого реестра в Украине до сих пор нет.

Кто из нас не хотел бы иметь на столе экологически чистые продукты, носить одежду из натуральных тканей, делать ремонт в квартире материалами, которые не навредят здоровью? 

Конечно, вообще такая возможность есть, однако доступна она далеко не всем. И проблема не только в полупустых кошельках большинства украинцев. Ведь даже платежеспособные граждане могут, доверившись недобросовестной рекламе, под видом "био", "эко", "органическая" приобрести продукцию, которая далеко не всегда отвечает стандартам указанных категорий.

Выбирая товар, мы прежде всего учитываем его качество, пытаясь определить его на глаз. А еще — читаем этикетку, чтобы убедиться в сроках годности и составе продукции. Хорошо, что хоть маркировку недавно законодательно нормировали, запретив приписывать товару несвойственные ему качества.

Что же касается экологичности, т.е. органичности, то с этим никак порядок не наведут. Действующий Закон "О производстве и обращении органической сельхозпродукции и сырья" неэффективен не столько из-за своего несовершенства, сколько из-за несоблюдения прописанных в нем норм. Причем как операторами рынка, так и относящимися к его выполнению государственными структурами.

Таким образом потребитель до сих пор "ведется" на всевозможную информацию на этикетках (произведено без применения химических удобрений, пестицидов, ГМО, консервантов), которая не имеет никакого подтверждения и лишь вводит в заблуждение потребителей.

Кто-то из обманутых выясняет отношения на месте, а кто-то уходит молча, зарекшись покупать такой "натурпродукт".

Правда, есть и такие, которые жалуются в Антимонопольный комитет. А тот, реагируя на обращение, каждый раз проводит исследования относительно наличия в действиях производителей "органики" признаков нарушения, а также распространения информации, которая вводит в заблуждение покупателей и создает условия для недобросовестной конкуренции на рынке.

Во время таких исследований контролеры выявляют в торговых сетях значительное количество продукции, которая на этикетках (упаковках) безосновательно содержит обозначение "органический", "органик", organic. Хотя согласно упомянутому закону, определяющему правовые и экономические основы производства и обращения такой продукции и сырья физическими или юридическими лицами, они должны получить оценку соответствия производства, подтвержденную сертификатом, и быть включенными в Реестр производителей органической продукции (сырья).

Процесс этот контролирует аккредитованный орган по оценке соответствия, который сам должен отвечать требованиям национальных стандартов, гармонизованных с международными и европейскими.

Реестр открытый и общедоступный. Он размещается на официальном веб-сайте Государственной службы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей. Физические или юридические лица, не занесенные в реестр, не имеют права маркировать продукцию как органическую.

Несмотря на такую четкость норм в действующем законодательстве, нарушений хватает. Свидетельство этого — многочисленные исследования АМКУ, который старается защитить потребителей от ложной информации и приобретения т.н. натурпродуктов, а добросовестных производителей — от недобросовестной конкуренции.

Результаты исследований не просто удивляют, они шокируют: на данный момент в Реестр производителей органической продукции (сырья) не включен ни один субъект хозяйствования. Более того, такого реестра вообще нет. И это несмотря на то, что закон, предусматривавший его создание, приняли еще в 2013 г.

Так что сейчас контролеры руководствуются Законом "О защите от недобросовестной конкуренции". Он запрещает субъекту хозяйствования распространять информацию, которая вводит в заблуждение потребителя (в нашем случае позиционирование продукции как органической без должного на то подтверждения), и позволяет считать такие действия нарушением законодательства.

Опираясь на эти нормы, Антимонопольный комитет после проведения исследований признает упомянутые действия противоправными. Так, недавно очередной партии производителей "органической" продукции дали обязательные к рассмотрению рекомендации прекратить действия, связанные с распространением ложной информации.

Аналогичная ситуация на рынке и с товарами, которые производители маркируют надписью "эко". Без прохождения процедуры сертификации у них также нет законных оснований для производства и/или реализации продукции с отметками "эко", есо, "экологическая", "экологически чистая", "экологически безопасная" и т.п.

Специалисты Антимонопольного комитета во время исследования рынка продукции с экологической маркировкой охватили всю территорию Украины. Поскольку такая продукция относится к категории потребительских товаров, т.е. популярна среди покупателей, то субъекты хозяйствования, неправомерно использующие обозначение "эко", могут усилить свою конкурентную позицию и получить неправомерные преимущества благодаря не своим достижениям, а распространению ложных сведений относительно характеристики продукции. 

На них, как и на производителей фиктивной органической продукции, распространяются нормы Закона "О защите от недобросовестной конкуренции". Но если действия предпринимателя не привели к существенному ограничению или искажению конкуренции, не нанесли значительных убытков отдельным лицам или обществу, Антимонопольный комитет ограничивается тем, что рекомендует устранить последствия этих нарушений. А если на них отреагировали в определенные сроки, то начатое производство по этому делу прекращается.

Впрочем, похоже, эра предупреждений, рекомендаций и предписаний подходит к концу. Ее должны сменить более четкие нормы соблюдения органического производства и неотвратимая ответственность за их нарушение. Все это прописано в новом Законе "Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обороту и маркировке органической продукции", который должен вступить в силу уже в начале августа т.г.

Сейчас же имеем то, что имеем. А это с одной стороны — много, а с другой — мизер. Ведь в Украине благоприятные условия для развития органического сельского хозяйства. Прежде всего благодаря тому, что она владеет почти 43 млн га сельскохозяйственных земель, из которых значительное количество богато плодородными черноземами. Природно-климатические условия также неплохие, а выгодное географическое расположение благоприятно для реализации продукции за пределами страны.

По данным Офиса поддержки реформ при Министерстве аграрной политики и продовольствия, который собирал их в органах, сертифицирующих органическое производство и торговлю органическими продуктами в Украине, по состоянию на начало 2017 г. площадь сельскохозяйственных земель с органическим статусом составляла 289,551 тыс. га. Еще 91,622 тыс. га находились в переходном периоде.

По другим данным (цифры фигурировали на ІІІ Международном конгрессе "Органическая Украина 2019"), сейчас более 200 тыс. га земель заняты под органическим производством. И как бы кто ни считал, это все равно меньше 1% общей площади сельскохозяйственных угодий. Мало и операторов рынка органической продукции (617), из которых подавляющее большинство — сельскохозяйственные производители. 

Обычно они сертифицированы по органическому стандарту ЕС, но есть и прошедшие проверку по стандартам других стран. Сегодня в Украине работают 17 органов сертификации, аккредитованных на международном уровне, которые включены в официальный перечень органов сертификации. Правда, среди них только один украинский.

Но это не так уже и важно. Главное, что сертификация открыла путь на рынки мира отечественным зерновым, масличным и бобовым культурам, дикорастущим ягодам, грибам, орехам и лекарственным травам. По данным компании "Органик Стандарт", в 2018 г. в десятку экспортированной из Украины органической продукции входили пшеница, кукуруза, соя, вишня.

Плодоовощная продукция чаще всего вывозится в свежем виде (яблоки, арбузы), в замороженном (ягоды), в сушенном (ягоды, яблоки), а также в виде переработанного сырья (яблочного концентрата, яблочных выжимок). Кроме того, Украина экспортирует также дикорастущие плоды: чернику, ежевику, бруснику, клюкву, бузину, терн, шиповник, облепиху, рябину, лесную землянику, орехи; а также культивированные культуры: малину, землянику садовую, аронию черноплодную.

И хотя сейчас объем украинского органического экспорта исчисляется лишь несколькими сотнями тысяч тонн, а доходы — несколькими десятками миллионов долларов, перспективы у наших операторов есть. Сегодня они пользуются преимуществами Соглашения об ассоциации с ЕС и Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли, что является частью Соглашения об ассоциации.

Звідки натурпродукт?
mygazeta.com

Однако остается и много препятствий. И это не только сильная международная конкуренция, но и несоответствие качества нашей продукции, дополнительные проверки, маленькие экспортные партии товара и т.п.Но несмотря на это, среди более десятка основных импортеров украинской органики такие страны как Нидерланды, Германия, Великобритания, Италия, Австрия, Польша, Швейцария, Бельгия. Не обходит наша продукция и рынки США, Канады, Австралии и некоторых стран Азии.

Что же касается внутреннего рынка органической сертифицированной продукции, то он довольно молодой и малообъемный. По исследованию Федерации органического движения Украины в 2016 г. его объем составлял до 21,2 млн евро (примерно 0,5 евро на человека).

Причин такого состояния дел несколько: низкий уровень покупательной способности населения, неумение потребителей отличить настоящие органические продукты от псевдоорганических, непонимание ценности такого товара, а также слабая государственная политика относительно этого направления производства.

И все же отечественный внутренний рынок органической продукции прогрессирует. Его первооткрывателем в 2007 г. стала органическая гречка. В 2008-м уже работало 14 органических магазинов, которые реализовали 2 тыс. единиц одного вида продукции, в 2014-м было уже 2 тыс. магазинов, разместивших на своих полках свыше 600 тыс. единиц 21 вида продукции.

Однако в целом доля органики на рынке Украины составляет не более 0,1%. Эти скромные показатели стараются разрушать новаторы. Так, в 2017 г. в Диканьке Полтавской области открылся органический масложировой завод, способный ежегодно перерабатывать 18 тыс. тонн подсолнечных семечек и 50 тыс. тонн сои. Первую партию органического растительного масла и жмыха предприятие отправило в Нидерланды, Литву, Францию и Швейцарию и уже планирует открывать фасовочные линии.

О том, что у внутреннего органического рынка есть перспективы, свидетельствует и тот факт, что бюджеты многих областей заложили на этот год несколько миллионов гривен на частичную компенсацию стоимости органической сертификации. А в некоторых регионах компенсируют 20% стоимости органической продукции для дошкольных учреждений. И если бы был государственный заказ на органический продукт для детских садов, школ, больниц, прогресс был бы весьма ощутимым.

Сегодня лидерами по сертифицированным органическим площадям являются Одесская, Херсонская и Днепропетровская области, по количеству операторов — Киевская, Харьковская, Одесская и Херсонская. Но перспективы есть практически у всех регионов. И это не пустые слова. Как показали исследования французского рынка, для производства органической продукции нужно в 2,5 раза больше трудовых ресурсов, чем для традиционной технологии. В Украине, где уровень технической вооруженности значительно ниже, органическое производство потребует в пять раз больше работников. А это уже занятость сельского населения, подъем депрессивных регионов, находящихся ныне в катастрофическом состоянии.

Было бы хорошо, если бы государство несколько сместило акценты, переориентировавшись с чрезмерного увлечения экспортом на развитие внутреннего рынка органики и стимулирование переработки.

И здесь Украине есть на кого равняться. Сейчас мировой рынок органических пищевых продуктов достиг более 75 млрд евро и возрастает ежегодно на 10—15%. Традиционными лидерами по площадям под оргкультурами являются Австралия (22,7 млн га), Аргентина (3,1 млн га), США (2,0 млн га), Испания (2,0 млн га).

Как образец внутренней органической модели можно взять Швейцарию, которая занимает площадь 41 тыс. кв км и имеет 8,3 млн населения. При этом там 141 тыс. га органических земель (13,5%), 6348 производителей, 1224 перерабатывающих предприятия. В стране наивысший в мире показатель потребления органической продукции на душу населения — 274 евро в год.

Украинцы чем хуже?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 17 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно