Украинские телекоммуникационные операторы подвели финансовые итоги первых трех кварталов 2006 года. Доходы неуклонно растут. Рост этот сегодня происходит вместе с ростом рынка. Но рынок стремится к насыщению, и рано или поздно системные проблемы в рыночных стратегиях операторов начнут отражаться и в их финансовой отчетности. Прецеденты уже есть.
«Мобильщики» большие...
Основные операционные показатели двух ведущих мобильных операторов Украины — «УМС» и «Киевстара» — мы для удобства восприятия свели в таблицы.
Первый вывод: лидер по абсолютным показателям ясен. Причем его отрыв составляет по некоторым показателям до 10% (табл. 1). Таким образом, чтобы компания «УМС» реализовала свои планы по восстановлению лидирующих позиций, она, по крайней мере, в течение года должна демонстрировать темпы роста, превышающие таковые у конкурента процентов на двадцать. Поскольку «Киевстар» также не намерен сидеть сложа руки, такое возможно лишь при возникновении у последнего крупных системных проблем. Или каких-либо форсмажорных обстоятельств (давление регулирующих органов, эскалация конфликта акционеров).
Поквартальная динамика финансовых показателей показывает, что по темпам роста выручки «Киевстар» опережает «УМС» на 1%, по темпам роста абонентской базы — на 2,7%. По темпам же роста чистой прибыли «УМС» опережает «Киевстар» на 4%. Тем не менее, опираясь на более высокие, чем у конкурента, темпы роста чистой прибыли, «УМС» заявила о тенденции выравнивания финансовых показателей обеих компаний.
Динамика разрыва между операторами также неутешительна для «УМС»: разрыв растет (табл. 2).
Проанализируем относительные характеристики абонентов компаний. Средний показатель ARPU (средний доход в пересчете на одного абонента) у «УМС» за третий квартал увеличился с 8 до 8,7 долл. (данный показатель для абонентов предоплаченного сервиса составляет около 5,6 долл., для «контрактников» — около 38).
Это противоречит общерыночной тенденции снижения ARPU с приближением рынка к насыщению. В самой компании утверждают, что результата удалось добиться за счет общего роста трафика, сезонных поступлений от гостевого роуминга (за счет летнего наплыва роуминговых абонентов — отдыхающих из России), а также ограничения бесплатных вызовов внутри сети. MOU (среднее количество минут на абонента) у компании вырос с 152 до 157 минут.
ARPU «Киевстара» также вырос — с 8,9 до 9,1 долл. (31,1 долл. для «контрактников» и 7,5 — для предоплаченного сервиса). Среднемесячное количество минут также увеличилось — с 118 до 123. Судя по всему, здесь также сыграл роль летний рост доходов от роуминга.
Средневзвешенная стоимость минуты у «Киевстара» упала с 7,5 до 7,3 цента, у «УМС» увеличилась с 5,2 до 5,5 цента. Грубо говоря, «УМС» лучше удается собирать деньги с абонентов — как за счет более сбалансированной тарификации внутреннего и внешнего трафика, так и за счет других поступлений. Например, от интерконнекта или от стимулированной платы за соединение (вспомним недокументированное десятиминутное ограничение на общение по «бесплатным» номерам «УМС-Семьи», эквивалентное тарифу 2,7 коп. за минуту).
Что интересно, «УМС» показала значительное снижение затрат на привлечение одного абонента (SAC) — с 12,7 до 9,7 долл. Одной из главных причин в компании назвали снижение объема субсидирования телефонов.
Итого. Отрыв «Киевстара» по количеству абонентов и доле доходов рынка в абсолютных цифрах продолжает увеличиваться. При этом «УМС» предпринимает заметные меры по повышению своей прибыльности: оптимизирует и снижает внутренние затраты, проводит более сбалансированную тарифную политику. И в некоторых относительных показателях уже наблюдается сдвиг в пользу этой компании. Однако говорить о том, что «УМС» догоняет «Киевстар», можно будет лишь в случае, если по итогам года разрыв в основных абсолютных финансовых показателях начнет хотя бы сокращаться.
Можно спрогнозировать также, что в борьбе за доходы оба оператора будут до конца сопротивляться отмене платы за соединение, выступающей не только дополнительным источником дохода, но и важным регулятором рентабельности тарифных моделей обеих компаний. Особенно относительно тарификации внутрисетевых звонков.
Еще один прогноз может касаться отодвигания сроков планируемого ребрендинга «УМС» «под яйцо»: затраты на акцию обещают быть немалыми, а резкий положительный экономический эффект — далеко не очевидным.
...и малые
«Украинские радиосистемы» (ТМ «Билайн») и «Астелит» (ТМ life:)) не хвастаются развернутыми финансовыми показателями, предавая широкой огласке только те цифры, которые улучшают их имидж. Кроме того, сложно напрямую сравнивать двух операторов, стартовавших с разницей более года. Поэтому расскажем о них по отдельности.
Убыток «УРС» в третьем квартале сократился до 13 млн. долл. с 17 млн. в предыдущем квартале. Выручка в течение квартала выросла в два раза и составила 11,5 млн. долл. Показатель ARPU «УРС» в третьем квартале 2006-го вырос на 17% по сравнению со вторым кварталом — до 5,5 долл. MOU вырос на 1,3% — до 139 минут. Затраты на привлечение одного абонента (SAC) снизились на 15,2% — до 12,3 долл.
Абонентская база оператора на конец третьего квартала 2006 года составила 938,7 тыс. человек, однако еще в октябре компания отпраздновала свой «первый миллион» абонентов. Площадь покрытия составляет около 40% территории Украины.
В общем, компания примерно повторяет динамику «Астелита» годичной давности. Поскольку за прошедший год проникновение мобильной связи заметно выросло, а рынок еще более приблизился к насыщению, подобная динамика вряд ли сможет привести «Билайн» к завоеванию сколько-нибудь заметных рыночных позиций.
«Астелит» на конец третьего квартала декларировал 4,9 млн. абонентов. Это значит, что к концу года абонентская база компании вырастет почти в пять раз по сравнению с результатами 2005-го. Рыночная доля компании по абонентам составляет около 12%.
Финансовые показатели, тем не менее, оставляют желать лучшего. Чистые убытки владельца «Астелита» — компании Euroasia Telecommunications Holdings B.V. — составили в третьем квартале 2006 года 26,4 млн. долл., что на 12% больше, чем во втором. Однако гораздо более тревожный показатель — объемы чистых доходов компании. В третьем квартале она заработала всего 20,7 млн. долл. Причем несмотря на значительный — почти по миллиону подключений в квартал — рост абонентской базы, доходы почти не растут: во втором квартале они составляли 19,7 млн. долл., в первом — 17,1 млн. Сокращаются и капитальные инвестиции: в третьем квартале они составили 27,4 млн. долл., во втором — 34 млн., в первом — 55,6 млн. долл.
Компания не публикует ARPU своих абонентов, однако, исходя из вышеприведенных цифр, его можно оценить немногим более доллара. Зато по среднему трафику на абонента «Астелит», благодаря своим бесплатным внутрисетевым звонкам, дал бы фору старожилам рынка. Правда, средняя стоимость минуты у него оказалась бы необыкновенно малой.
Сопоставление этих цифр позволяет предположить, что руководство «Астелита» в погоне за рыночной долей, выраженной «в головах», загнало компанию в зону катастрофически низкой рентабельности. В результате у нее возникли определенные проблемы с обслуживанием шестилетнего синдицированного кредита и потребовались значительные усилия акционеров по реструктуризации этого долга.
«Укртелеком»
Возможно, будет не совсем корректным сравнивать эту компанию с мобильными операторами, однако сравнение может оказаться интересным. Во-первых, компания примерно эквивалентна «крупным мобильщикам» по объему выручки, а значит, и по рыночной доле, выраженной в доходах. Во-вторых, «Укртелеком» является одним из важнейших игроков телекоммуникационного рынка в целом и его рыночная политика во многом определяет общие правила игры (например, тарифы на «приземление» звонка в сетях общего пользования, от которых зависят мобильные тарифы на межсетевые вызовы). В-третьих, финансовые показатели «Укртелекома», в отличие от «цифири» его коллег по рынку, имеют ярко выраженное политическое значение.
Итак, за три квартала 2006 года выручка «Укртелекома» составила 1,14 млрд. долл. — как раз между «Киевстаром» и «УМС». Чистая прибыль компании — 33,09 млн. долл., что как минимум в 15 раз меньше. Для сравнения: чистая прибыль за аналогичный период минувшего года составляла 92,85 млн. долл. при меньших на 0,98% доходах.
Прибыль компании сократилась из-за существенного, в 2,95 раза, увеличения расходов на уплату процентов по банковским кредитам (эти затраты за девять месяцев с.г. составили 54,6 млн. долл.). Напомним, общая задолженность «Укртелекома» по кредитам составляет 609 млн. долл. Из них 500 млн. было привлечено в 2005 году у «Кредит Свисс Ферст Бостон Интернешнл» и «Дойче Банка» для модернизации сетей.
Среднемесячный доход на одного абонента «Укртелекома» по итогам девяти месяцев составляет около 13 долл. — выше, чем в среднем у «мобильщиков».
Напомним, что, согласно финансовому плану на 2006 год, утвержденному на собрании акционеров в начале июня, чистая прибыль компании должна была составить около 93 млн. долл. Дотянуть до этой цифры «Укртелеком» вряд ли сможет. Однако результаты майского повышения тарифов на «межгород», а также августовского изменения тарифов на «приземление» в сетях «Укртелекома» трафика мобильных операторов уже начинают положительно сказываться на динамике роста чистой прибыли. Правда, ни слова не слышно о начале развертывания UMTS-сети компании, которая должна была начать предоставлять услуги уже со следующего года…
Конец 2006 года несет с собой несколько интриг. С какой чистой прибылью закончит его «Укртелеком»? Удастся ли «УМС» сократить разрыв с «Киевстаром»? Сменит ли «Астелит» стратегию привлечения абонентов на более рентабельную? Об этом и многом другом узнаем в феврале.