Не успел 26 октября текущего года вступить в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья», как отраслевые объединения призвали внести изменения в документ и пока приостановить его действие. Пищевики считают, что он усложняет работу предприятий отрасли, содействует импорту и создает препятствия для экспорта продуктов питания.
Вышеназванный закон представляет собой практически наново разработанный законодательный акт, регламентирующий отношения между органами власти, производителями, продавцами и потребителями пищевых продуктов. Он был разработан с целью приведения законодательства в сфере санитарного, ветеринарного и фитосанитарного регулирования качества и безопасности продуктов питания и продовольственного сырья в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО). Авторы документа главным его приоритетом считают то, что система государственного контроля и надзора за пищевыми продуктами гармонизирована с международными требованиями.
Между тем представители отраслевых организаций пищепрома называют одним из основных недостатков закона отсутствие единого органа, контролирующего качество продуктов питания и распределение контролирующих функций между многими ведомствами.
В частности, правом осуществлять контроль над качеством и безопасностью пищевых продуктов закон наделил Кабинет министров, центральный орган исполнительной власти по вопросам здравоохранения, государственную санитарно-эпидемиологическую службу, центральный орган исполнительной власти по вопросам аграрной политики, центральный орган исполнительной власти по вопросам технического регулирования и потребительской политики и государственную службу ветеринарной медицины.
При этом документ не разграничивает функции государственных контролирующих органов и усиливает госконтроль за работой пищевых предприятий, к примеру, со стороны ветеринарных служб. Он предполагает постоянное участие ветеринарных инспекторов совместно с санитарными службами в контроле производства пищевой промышленности, в которой используются продукты животного происхождения.
Представители пищевой промышленности утверждают, что законом упрощаются условия импорта продовольственных товаров и усложняется украинский экспорт, в данном случае — готовых инновационных изделий глубокой переработки.
Документ расширяет перечень таможенных процедур при экспорте и импорте пищевых продуктов, но не определяются максимальные сроки для проведения таких процедур, что создает дополнительные барьеры для своевременного получения сырья и выполнения экспортных поставок. Эксперты также с трудом представляют выполнение нормы, согласно которой санитарные и ветеринарные службы имеют право проверять мощности поставщиков сырья для украинских производителей на соответствие санитарным требованиям.
Пищевики жалуются, что законом не предусмотрена процедура и сроки обжалования неправомерных действий контролирующих органов, хотя такое право предоставлено. В то же время обжалование не приостанавливает действия принятого контролирующим органом решения, даже если оно незаконное.
Эксперты утверждают, что закон пока не может работать, поскольку почти каждый его раздел требует разработки подзаконных актов, дополнительных инструкций, положений, стандартов, процедур. В частности, как отметили в юридическом отделе компании «АВК», согласно ст. 21 закона, производитель (поставщик) должен (с момента введения закона в действие) выдавать декларацию на каждую партию производимой им продукции с обязательным указыванием регистрационного номера эксплуатационного разрешения. В то же время в документе не указаны порядок, сроки, перечень объектов, а также пакет необходимых документов, при наличии которых производитель может получить эксплуатационное разрешение (при этом можно представить огромное количество производителей, которым необходимо в кратчайшие сроки получить такие разрешения). Кроме того, не разработаны порядки отнесения пищевых продуктов к продуктам специального диетического потребления, порядок и размеры оплаты за процедуры контроля, инспектирования и согласования.
Общественные организации также считают, что закон отягощен терминами и определениями, требующими дополнительного толкования.
«Введение в действие закона приведет к тому, что он будет работать только в части ответственности за его исполнение, а не регламентировать нормы контроля и вводить их в практику», — считает и.о. директора компании «АВК» Андрей Дикунов.
Председатель совета директоров Союза молочных предприятий Вадим Чагаровский отметил, что молокоперерабатывающие предприятия предложили внести около 15 изменений в этот закон. «Закон опять был принят без участия тех, кто должен его выполнять. Его надо доработать», — считает В.Чагаровский.
В Государственном департаменте продовольствия отметили, что сейчас пищевые предприятия оказались перед проблемой введения новой маркировки продукции. В частности, закон устанавливает новые требования к информации, которая должна быть указана на этикетке. При этом в департаменте замечают на невозможность немедленного внесения таких изменений. «Этикетки заказаны. Мы не можем так быстро заказать новые. А закон уже действует», — сказал представитель Госдепартамента продовольствия.
Учитывая обращения пищевиков, Министерство аграрной политики направило Министерству здравоохранения письмо с предложениями внести изменения в данный закон. По информации Государственного департамента продовольствия, в настоящее время Минздрав готовит изменения в закон.
Дабы избежать законодательных коллизий и регулировать отрасль с учетом ее интересов, отраслевые объединения предлагают создать при Кабинете министров коллегиальный орган из представителей власти и отраслевых объединений пищевой промышленности, который будет отвечать за координацию политики в сфере качества и безопасности продуктов питания, производимых в Украине.