Неконструктивно: сначала работа парламента в режиме «бешеного принтера», а затем годы отсрочки фискализации

ZN.UA Эксклюзив Видео Инфографика
Поделиться
Неконструктивно: сначала работа парламента в режиме «бешеного принтера», а затем годы отсрочки фискализации © Vesti
История повторяется: ФЛП выходят под парламент против РРО, налоговый комитет — в оборонительной позиции

Спрашивается, зачем в сентябре 2019 года вновь избранным народным депутатам надо было так напрягаться — сутками сидеть в сессионном зале и безостановочно жать кнопки для голосования? Нет, ну, действительно, ЗАЧЕМ нужно было превращаться в «бешеный принтер» по производству пусть даже крайне необходимых в государстве законов, если эти законы после их принятия и подписания президентом до сих пор не вступили в действие…

Ведь это факт: те самые пресловутые законы-2019 под номерами 128-IX, 129-IX от 20 сентября 2019 года до сих пор так и не вступили в действие в части обязательного использования физическими лицами-предпринимателями (плательщиками единого налога второй-четвертой групп) регистраторов расчетных операций (РРО) или программных РРО. Почему так?

Все банально просто. Сначала обязательное использование фискальных устройств физлицами-предпринимателями было отсрочено народными депутатами на год, или до 1 января 2021-го. То есть «бешеный принтер» обещанное напечатал, но духу все это сразу внедрить у депутатов тогда не хватило.

Дальше — проще. Уже в 2021 году отсрочка еще на год объяснялась карантином, хотя противодействие предпринимателей тоже нельзя сбрасывать со счетов. Тогда обязательность кассовых аппаратов в точках продаж была отсрочена до 1 января 2022 года.

Перманентное противостояние

Что дальше? Всего месяц остался до очередного переломного момента. Ведь еще годик, и разгуляется избирательная кампания, и тогда уже точно депутатам-фискализаторам начатое в 2019-м реализовать не удастся.

Неслучайно не на шутку активизировались ФЛП и их защитники. Ровно за месяц до даты «Ч», на 1 декабря, они анонсировали акцию мирного протеста под стенами парламента. Как заявляют организаторы, их цель — сохранение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности путем отмены обязательной фискализации и принятия одного из законопроектов №5866/5866-1.

Причем на сей раз свои предложения по противодействию фискализации-2022 готовили не только ФЛП Сергея Доротича. Свои наработки для нерешительных законотворцев предлагают также предпринимательская платформа «Дій» и даже Координационный совет по вопросам содействия развитию малого предпринимательства при офисе президента Украины.

Для кого-то из них путь в будущее лежит через изменение/ослабление положений действующего законодательства, а для кого-то — через упразднение принятых, но отсроченных на годы норм. Посмотрим, хватит ли характера у налогового комитета и его главы, чтобы парировать прогнозируемый вал антифискальных предложений и даже уже готовые законопроекты.

РРО не применять

Самые серьезные предложения исходят от движения #SaveФОП. Они даже смогли подготовить и еще в августе текущего года зарегистрировать в ВР два законопроекта — №5866 и 5866-1. Примечательно, что первым в списке инициатором проекта закона №5866 (о внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые другие законодательные акты по созданию условий для развития ФЛП и повышению прозрачности их деятельности) значится небезызвестный народный депутат Николай Тищенко.

Законопроектом №5866 предусматривается восстановление права ФЛП — плательщиков единого налога всех ныне существующих групп и независимо от вида их деятельности — не применять регистраторы расчетных операций, если они продают товары (предоставляют услуги), стоимость которых не превышает одной минимальной заработной платы (с 1 декабря — 6500 грн). А даже если эта стоимость превышает минимальную зарплату, то и в этом случае есть возможность расчета через платежные терминалы или сдача полученной выручки в банк. Но и при этом есть возможность избежать использования РРО, проводя расчеты через платежные терминалы или инкассируя выручку в банк.

Таким образом, убирается даже уже применяющаяся действующая на сегодняшний день (с 2017 года) фискализация товаров группы риска:

  1. технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;
  2. лекарственных средств;
  3. ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней.

Более того, исключается даже положение о товарном учете товаров группы риска и одновременно — ответственность за неведение такого учета. А из закона о РРО исключается законодательное определение терминов «технически сложные бытовые товары, подлежащие гарантийному ремонту» и «изделия медицинского назначения».

Но кто и как будет контролировать непревышение этой суммы, если и при нынешних законах невозможно проконтролировать реальный оборот. Например, профильная ассоциация бытовой техники и электроники подсчитала, что некоторые узнаваемые бренды с десятками офлайн-магазинов по всей стране, которые имеют 1,5 млрд грн оборота, но торгуют от ФЛП, исчерпывают лимит физлица-предпринимателя за один день. В среднем исследованные сайты, продающие гаджеты на второй группе ФЛП и не выдающие фискальный чек, выбирают лимит пребывания за 11 дней.

Vesti

Книгу учета вернуть

Свои наработки готовит и Предпринимательская платформа «Дій». Выходцы из #SaveФОП настаивают на следующем:

  • возвращении возможности учета микробизнеса через книгу учета, зарегистрированную в налоговой;
  • освобождении первой, второй и четвертой групп ФЛП от расчетов через кассовые аппараты;
  • возможности торговать на рынках без РРО технически сложными бытовыми товарами (подлежащими гарантийному ремонту), лекарственными средствами, ювелирными изделиями из драгоценных металлов и камней;
  • амнистии товарных запасов — исключительно путем инвентаризации. При этом инвентаризационный документ является первичным документом на включенные в него товары, кроме подакцизных и пищевых товаров. Предусмотрен прямой запрет требовать какие-либо прочие документы, подтверждающие происхождение товаров, внесенных в инвентаризационный документ;
  • максимальный размер единого налога для первой группы снижается с 10 до 5%;
  • максимальный размер единого налога для третьей группы (сегодня 3,5%) теперь будет устанавливаться местными радами в диапазоне 1,5–3/2,5–5%.

560 минималок

Свой законопроект спешит продвинуть Координационный совет по вопросам содействия развитию малого предпринимательства при офисе президента Украины.

Документом, в частности, предусмотрено:

  • ФЛП-единоналожники первой и второй групп или третьей группы (не являющиеся плательщиками НДС) могут вести учет, используя книгу учета доходов установленной формы, путем ежедневного отображения в ней полученных доходов по итогам рабочего дня. При этом книга учета доходов и порядок ее ведения утверждаются центральным органом исполнительной власти и регистрируются в контролирующем органе;
  • РРО/ПРРО не используются единоналожниками первой группы, осуществляющими исключительно розничную продажу товаров на рынках;
  • РРО/ПРРО не используются единоналожниками второй и третьей групп независимо от вида деятельности, если: а) объем их дохода на протяжении календарного года не превышает 560 размеров минимальной заработной платы; б) они не осуществляют реализацию лекарственных средств, технически сложных бытовых товаров (подлежащих гарантийному ремонту) согласно перечню групп таких товаров, утвержденному Кабмином; в) они не осуществляют реализацию ювелирных изделий.

Кроме того, документом исключается положение о товарном учете технически сложных товаров (подлежащих гарантийному ремонту), лекарственных средств и ювелирных изделий. И субъект предпринимательства не несет ответственности за неведение такого учета.

В прошлом году, накануне голосования за отсрочку норм по фискализации, Союз потребителей Украины обращался к президенту Украины с целью не допустить отмену норм, которые должны способствовать становлению прозрачности в торговле. «Под лозунгами о защите интересов малого и среднего бизнеса отдельные «дельцы» целенаправленно искажают саму идею борьбы с теневой экономикой и намерение создать в Украине прозрачный, цивилизованный рынок. Теневой бизнес напуган не только идеей идентификации продавца и объемов реализуемой им продукции путем фискализации. Наибольшее сопротивление вызывает намерение установить прослеживаемость цепи поставки продукции», — говорилось в обращении.

Долгоиграющая детенизация

Как видно, даже положения текста законопроекта, подготовленного Координационным советом по вопросам содействия развитию малого предпринимательства при офисе президента Украины, самой приближенной к власти ветвью по защите предпринимательского движения, могут серьезно подпортить жизнь налоговому комитету ВР, два года добивающемуся внедрения результатов своих революционных решений.

Что уж говорить о предложениях #SaveФОП, которые не только сводят на нет усилия депутатов по введению фискализации для всех, но и могут отменить уже успешно состоявшуюся фискализацию групп товарного риска (электроника и лекарства), а также вернуть возможности учета микробизнеса через книгу учета. И при этом, напомним, они имеют в парламенте влиятельного проводника своих интересов.

Если парламент пойдет по пути рассмотрения предложенных предпринимателями законопроектов или даже поправок в действующее законодательство и Налоговый кодекс, ослабление принятых ранее норм по применению РРО или их программных альтернатив неминуемо.

А это в свое время приведет к разрушению планов 52 тысяч конкретных физических лиц-предпринимателей, которые, по данным Государственной налоговой службы, уже установили кассовые аппараты в преддверии январских фискальных изменений.

Вставка

По данным Опендатабота, с начала года количество ПРРО увеличилось вдвое — с 67,7 тыс. до 143,6 тыс.

Согласно количеству «касс в смартфонах» увеличился и процент электронных чеков в общем количестве транзакций. Еще в январе таких чеков было 5%, а уже через три квартала их доля выросла до 10%.

Это будет означать еще и отступление от линии детенизации товарных рынков страны и продолжение злоупотреблений, которые уничтожают добросовестный бизнес в Украине.

В сложившейся ситуации, когда каждый добивается своего и у каждой группы предпринимателей — своя правда, государство должно опираться на здравый смысл и продолжать делать шаги, направленные на создание равных условий для всего бизнеса, не допуская разрастания метастаз теневой экономики. Как это у него получится, очень скоро мы сможем увидеть.

Больше статей Сергея Следзя читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме