На распутье. Если планы биржевой приватизации будут выполнены, в следующем году рынок акций может возродиться

Поделиться
Пятнадцатый год Украина живет под лозунгами рыночных преобразований. Однако, увлекшись самим про...

Пятнадцатый год Украина живет под лозунгами рыночных преобразований. Однако, увлекшись самим процессом реформ, забыли один чрезвычайно важный, если не ключевой момент — главным и практически единственным механизмом, регулирующим экономику развитых и не очень развитых стран с рыночной экономикой, служит рынок акций. В Украине же процесс создания данного рынка изначально был пущен на самотек. Только через год после оранжевой революции Виктор Ющенко сделал первый, на самом деле действенный шаг в сторону рыночных преобразований. 24 ноября президент подписал указ №1648, которым утвердил План мероприятий по улучшению инвестиционного климата в Украине. Своим указом глава государства поручил ФГИ, ГКЦБФР и АМК на протяжении двух месяцев разработать предложения о продаже принадлежащих государству пакетов акций предприятий, доля государства в которых составляет 25% и меньше. Все эти акции предписано продавать исключительно через фондовые биржи. Кроме того, президент распорядился проводить через фондовые биржи предварительную продажу 5—10% акций предприятий, подлежащих приватизации. Участники фондового рынка ждали подобных шагов от власти уже давно. На сегодняшний день это, пожалуй, единственный путь к возрождению отечественного рынка акций и созданию рыночных условий функционирования нашей экономики.

Главная задача года с треском провалена

Уходящий год оказался не самым удачным для улучшения инвестиционного климата в стране. Уровень управленческих решений и кадровая расстановка в руководстве страны существенно уменьшили привлекательность Украины как для внешних, так и для внутренних инвесторов. Несколько скрасил картину удачный приватизационный конкурс по продаже «Криворожстали», однако системные проблемы остались. Заявленный новой властью курс на преимущественно биржевую приватизацию и развитие рынка акций оставался до последнего времени лишь декларацией намерений. Предполагалось, что отношение к приватизации будет пересмотрено в корне — из дополнительного источника наполнения бюджета она должна была стать главным механизмом привлечения инвестиций. Однако главная задача года — разогреть интерес инвесторов к акциям отечественных предприятий и оживить их торговлю на фондовом рынке — предыдущим правительством и Фондом госимущества была с треском провалена.

Общая сумма доходов от приватизации в бюджете на 2006 год — 2—2,5 млрд. гривен. Согласно планам Фонда госимущества, самым крупным объектом должен стать Криворожский горно-обогатительный комбинат окисленных руд, приватизация которого перенесена с 2005-го на 2006 год. Остальное ФГИ собирался получить от продажи акций неликвидных предприятий. Однако в конце ноября на конференции представителей бизнеса и правительства с символическим названием «Украина на распутье?» Виктор Ющенко заявил, что в 2006 году будет проведена публичная приватизация и других стратегических объектов — «Укртелекома», Никопольского завода ферросплавов, Одесского припортового завода и ряда других объектов. Окончательная программа приватизации на 2006 год будет зависеть от компромиссов между правительством и парламентом. Но более важным остается вопрос не что продадут, а как будет осуществлена продажа.

Страна, не имеющая реальной цены

На сегодняшний день определение стоимости акций проводится по устаревшим методикам, которые не позволяют установить реальную цену предприятия. К сожалению, при оценке акций украинских компаний ныне практически невозможно использовать традиционные методы оценки, основанные на финансовой отчетности и прогнозах. Наиболее популярно соотношение капитализации и объема продаж. Это связано с патологическим нежеланием предприятий показывать свою прибыль, что не дает возможности применять соотношение капитализации и чистой прибыли, что было бы более правильно. К тому же для разных отраслей соотношение капитализации и продаж различное, что создает дополнительные трудности и приводит к неточным, а порой и ошибочным выводам. Поэтому обычно используют метод сравнительных оценок, сопоставляя украинские компании с аналогичными эмитентами в других странах. При этом учитываются и факторы ликвидности, уровня корпоративного управления и корпоративной прозрачности. Все они лишь понижают справедливую оценку украинских компаний: очень низкая ликвидность автоматически понижает спрос на акции, ведь многие крупные фонды не имеют права покупать акции с низкой ликвидностью, а низкий уровень корпоративного управления повышает риски инвестирования, что негативно сказывается на оценке.

Реальную цену украинских предприятий может установить лишь рынок. Однако пока украинский рынок акций очень мал и по своему размеру, и по количеству доступных для портфельных инвесторов акций. Из-за отсутствия реального цивилизованного рынка акций теряют все. Государство недополучает доходы от приватизации; акционеры — доходы при продаже акций; эмитенты — инвестиции в процессе размещения дополнительных выпусков акций; инвесторы — потенциальные инструменты, в которые они могли бы эффективно разместить свои деньги.

Впрочем, ситуация очень быстро меняется. Главное достижение 2005 года — безусловно, возросшие объемы сделок в системе. Если по итогам прошлого года было заключено на сумму 7 млрд. грн., то только за десять месяцев 2005 года объемы превысили 10,5 млрд. грн. А по итогам года эта цифра, по оценкам специалистов, возрастет до 14—14,5 млрд. грн. Еще одной особенностью нынешнего года является активизация работы на организованном фондовом рынке инвестиционных фондов. К сожалению, пока этого нельзя сказать о негосударственных пенсионных фондах (НПФ) и страховых компаниях.

Активизировались на нашем рынке и зарубежные инвесторы. Для многих портфельных фондов, ориентированных на развивающиеся рынки, Украина стала хорошей альтернативой России. На Украину давно обратили внимание и российские инвестбанкиры — на местном рынке работают «Альфа-банк Украина», «ИФД Капитал Украина», в прошлом году офис в Киеве открыл «Ренессанс Капитал». Именно иностранные фонды способны сегодня сформировать рынок акций украинских эмитентов. Но для удовлетворения возрастающего инвестиционного спроса необходимо осуществление ряда вполне конкретных практических шагов со стороны государства и эмитентов ценных бумаг с целью наполнения фондового рынка качественным инвестиционным товаром — акциями.

Биржа вместо конкурсов «для своих»

Данную задачу можно и нужно решать сразу несколькими путями. Во-первых, поставка на рынок дополнительных объемов акций уже приватизированных предприятий, значительные пакеты которых находятся в собственности государства. Во-вторых, продажа на бирже небольших пакетов акций предприятий, приватизация которых намечена на текущий год. В-третьих — расширение выпусков акций, уже успешно обращающихся на рынке (т.н. «голубых фишек»).

Указ президента в этой связи как нельзя более кстати. Его выполнение позволит, с одной стороны, пополнить организованный фондовый рынок дополнительным объемом котируемых акций, расширить перечни эмитентов и повысить капитализацию фондового рынка, с другой — сформировать более справедливые цены на акции приватизируемых предприятий еще до продажи контрольных пакетов таких акций стратегическим инвесторам, что будет способствовать повышению объективности их оценки и росту поступлений от приватизации в бюджет.

Сложнее с вопросом о дополнительных выпусках акций уже приватизированных предприятий. В силу безнаказанности эмитента за использование «грязных технологий» процесс осуществления дополнительных эмиссий в Украине существенно деформирован. Дополнительные выпуски акций организовываются преимущественно для решения внутренних проблем или ущемления интересов отдельных групп акционеров (как правило, мелких). Данная практика обусловлена недостатками корпоративного законодательства и низкой культурой корпоративных отношений в стране. Здесь надо поработать прежде всего Верховной Раде, как минимум, приняв закон об акционерных обществах, который уже четвертый раз выносится на рассмотрение парламента. Правительству же придется приложить немало усилий для устранения схем ухода от налогообложения и создания благоприятной рыночной среды для публичного предложения акций.

Намеченные пути выхода из ситуации отнюдь не являются простыми и легкими. Предстоит ломка не только уже успевших устояться бюрократических и корпоративных подходов, а самого отношения к собственности. Однако именно сейчас у Украины еще остается уникальный шанс изменить ситуацию к лучшему. Оранжевая революция, с восторгом и надеждой принятая всем демократическим миром, повысила интерес зарубежных инвесторов принципиально. Однако один год уже, можно сказать, потерян. Если в относительно короткий промежуток времени не произойдут конкретные практические изменения в экономике, а ситуативный интерес зарубежных инвесторов и будет быстро капитализирован в новые конструктивные экономические отношения, скоро останется лишь горько сожалеть по поводу утраченных возможностей. Украина еще имеет шанс стать действительно цивилизованной страной. И краеугольным камнем в строительстве этой новой Украины должно стать создание фондового рынка.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме