НА ЛЮДЕЙ ПОСМОТРЕТЬ И СЕБЯ ПОКАЗАТЬ

20 марта, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 12, 20 марта-27 марта 1998г.
Отправить
Отправить

19 марта начала свою работу всемирная супервыставка компьютерных информационных технологий ЦеБИТ-98, ежегодно проводимая в Ганновере...

19 марта начала свою работу всемирная супервыставка компьютерных информационных технологий ЦеБИТ-98, ежегодно проводимая в Ганновере. Украина вот уже более пяти лет принимает в ней участие: сначала ее представлял Институт кибернетики им. В.Глушкова Национальной академии наук, затем эстафету подхватило Национальное агентство по вопросам информатизации при Президенте Украины (НАИ). В этом году в ЦеБИТе принимает участие объединенный стенд ряда влиятельных частных компаний, специализирующихся в области информационных технологий. Компании объединились под эгидой независимого бесприбыльного Фонда Глушкова. Следует отметить, что ЦеБИТ - не только экономическая, но и политическая акция, хорошо спланированная Европейским союзом. И хотя ЦеБИТ-98 только начался и подводить его итоги еще рано, но уже сегодня по свежим материалам его открытия можно сделать определенные выводы.

Впервые очутившись на международной выставке ЦеБИТ, досужий визитер из Украины впадает в обалделое состояние, замешанное на яркости западного шоу, неисчислимом разнообразии компьютерных экранов, фонтанирующих всеми цветами спектра, оглушающих звуках иерихонских труб тотальной рекламы и окружающем со всех сторон невидимом облаке из обрывков чужеродной речи. Сознание сразу же впадает в беззащитную тоску синдрома «и пир, на празднике чужом», силясь найти ответы на вопросы: зачем все это? зачем мы здесь? Но очень скоро испытанные рысаки славянской самоуверенности выносят меня из бушующего круговорота света, звуков и впечатлений. Поэтому второе, а уж тем более пятое посещения вымывают из украинского визитера остатки провинциальности: дышать становится легко и он чувствует себя уверенно.

Хотя ответы на вопросы и не найдены…

Зачем все это? ЦеБИТ расшифровывается легко - это «Центр офисных и информационных технологий». «Опять информационные технологии. Надоело», -скажет «пересічний» гражданин Украины и будет не прав. Ему не повезло. Он жил в эпоху правильных рассуждений о несостоявшихся АСУ, которые навсегда отбили у него доверие к компьютерным изыскам. Компьютерные проекты, Национальная программа информатизации и научные институты из этой области воспринимаются обществом как обуза. Общество уверено, что сегодня все компьютеры и прочие компьютерные штучки - дело рук зарубежных представительств, СП и всяких там ООО. Общество, как всегда, думает правильно, поскольку и в самом деле, все эти новомодные компьютерные и интернетовские «заманухи» нужны только для активизации экономической активности стран мира, а если этого нет, то незачем и деньги тратить.

А вот и серьезные доказательства. Анализ мировых темпов роста основных отраслей человеческой деятельности - сельского хозяйства и индустрии с периодом в 40 лет показал: если объем продуктов сельского хозяйства в 1955 году рос на 50% в год, то в 1995-м он снизился до 5%. Аналогично, индустрия 1955 года показывала темпы роста в 40%, а в 1995 году только 15%. Прогнозная экстраполяция трендов на тот же период в 40 лет показывает, что 2055 году в сельском хозяйстве следует ожидать ежегодного прироста только на 1%, а в индустрии на 9%. Какой же вид деятельности человека имеет положительный рост? Вы правильно догадались. Это информационные технологии: в 1955 году их рост определялся 10% в год, к 1995-м он достиг уже 60%, а к 2035 году ожидается 90%. Что это? Это, например, ранее не ведомые «электронные» товары и услуги, которые могут быть доставлены непосредственно с помощью Интернета: различные компьютерные программы, видеофильмы, обучающие курсы, информационно-справочная информация (например, о погоде, гостиницах, аэропортах, вокзалах, ценах), электронные книги и энциклопедии, музыкальные произведения, телевизионные передачи, включая интерактивное телевидение, электронную, звуковую и визуальную почты, различные изображения - картин, фотографий или плакатов (которые могут быть потом распечатаны на качественных принтерах), любые виды деловой графики, электронные масс-медиа - газеты и журналы, документация и пресс-релизы, компьютерные игры, а также фото- и видеоизображения инвестиционно-привлекательных объектов - заводов, незавершенных строительств и т.п. Разумеется, этот пример не исключает традиционных «материальных» товаров и услуг, доставляемых на дом традиционными видами транспорта, а вот оформление заказов на них осуществляется не доступным доселе «электронным» способом по Интернету.

Темпы роста рынка информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в мире показали, что правительства развитых стран прекрасно сориентировались в этом пространстве тенденций. Общие темпы роста рынка ИКТ в Японии достигли в 1997 году 6,2%, в США - 10,5%, а в странах Европейского союза - 7,2% в год. Таким образом, Европа оказалась между двумя экономическими прессами: снизу ее подпирает Япония, а сверху давит США. За те несколько лет, минувших после Маастрихтских соглашений и ГАТТ, искушений заокеанской геополитики «Глобальная информационная инфраструктура» и «прозы жизни» новой геополитики «Глобальное информационное сообщество», - Европа здорово изменилась. Небольшой пример: уровень заработной платы в странах ЕС составляет сегодня в Германии - 30000 экю, во Франции - 20000 экю, в Англии - 18000 экю и в Испании - 13000 экю, что уже сравнимо с уровнем жизни в США и существенно уменьшило отток кадров из Европы. Теперь, когда на повестке дня стоит переход от экю к «евро», единой Европе нужен мощный экономический рычаг противодействия, который позволил бы ей уверенно чувствовать себя в следующем столетии. Но Европа - как показывает разброс зарплат - далеко не неоднородна. Необходимо постоянное «мерило», которое демонстрировало бы темпы роста в самой динамичной отрасли - ИКТ и реально воплощало бы в жизнь абстракцию «международного рынка».

Вот для этого-то и существует супервыставка ЦеБИТ компании «Дойче Мессе», что дословно означает - «немецкие ярмарки». Почему немецкие? Ну это тоже ясно, особенно для тех, кто понимает, почему Германия так неохотно прощается со своей маркой - символом стабильности и успеха. «Дойче Мессе» выделяют сплошные «более чем». Более чем 600 служащих и 60 иностранных представительств. Ежегодный товарооборот более чем 400 миллионов марок. Более чем 50 торговых ярмарок и выставок, проводимых «Дойче Мессе» ежегодно, которые привлекают более чем 25 000 экспонентов, 2,5 миллиона посетителей и 16 000 журналистов из более чем 100 стран мира. Это более чем один миллион кв. метров площади, 27 павильонов (каждый размером с закрытую спортивную арену г.Киева) с более чем 450 000 кв. метров закрытой площади и 200 000 квадратных метров выставочного пространства на открытом воздухе с неисчислимыми служебными помещениями (для наглядной оценки - это весь Подол). Для посетителей - это 35 конференц-залов и… 44 ресторана с посадочной площадью на 18 700 посетителей, а для «колесящей» Европы - это гигантская автостоянка на более чем 50 000 автомобилей.

Если поставить циркуль в Ганновере и провести окружность радиусом 350 километров, то окажется, что внутри этой области проживают… 66 миллионов европейцев. Конечно, по сравнению с населением Украины - это не Бог весть что, но если учесть не только плотность населения, но и плотность производительных сил, то никого ни в чем убеждать не понадобится: если Брюссель - это «перекресток» Европы, то Ганновер - ее центр и его влияние простирается от Испании на западе к Чехии на востоке, от Великобритании на севере до… Австралии на юге (недаром в его окрестностях проживал барон Мюнхгаузен). Вот почему ЦеБИТ является индикатором процесса становления рынков ИКТ, представляет непревзойденный источник делового сотрудничества для экспонентов и дает прямой доступ к ИКТ рядовым посетителям. Вот так абстракция «международный рынок» и обретает на ЦеБИТе в Ганновере свое реальное воплощение.

ЦеБИТ: так формируется общественное мнение

Посещаемость ЦеБИТа только за последние три года впечатляет: в 1995 году в выставке принимало участие 6111 участников (не посетителей, а именно участников); в 1996-м - 6549, а в 1997-м число участников достигло 6857, а посетило выставку более 610 000 посетителей из 60 стран мира. В 1998 году ожидается порядка 7000 участников из 65 стран мира и 650000 посетителей 110 национальностей (более точных данных нет даже в специальном журнале «Number One - the VIP Magazine» для высокопоставленных особ). Основная фигура на ЦеБИТе и член правления «Дойче Мессе» господин Хуберт Ланге оценивает, что обычно в первый день выставку посещает более чем 180 тысяч бизнесменов, политиков, специалистов и ученых. Это и понятно. Самые главные на ЦеБИТе - это первые три дня. На четвертый - приглашенных журналистов ожидает невероятных размеров банкет - на 3 000 человек, после чего выставка плавно переходит в свою завершающую фазу.

Конечно, по объему и широте охвата рынка ИКТ ЦеБИТ - это «ярмарка ярмарок», но все же ЦеБИТ не только выставка, но и трибуна политических новостей и тенденций, относящихся к деятельности ЕС в области ИКТ. Официально эти новости обнародуются и распространяются на ЦеБИТе в специальной книге «Обзор европейских информационных технологий» (отвечает за выпуск обзора специальная организация EITO) - уникальном ежегоднике по широким проблемам ИКТ. Для профессионалов этот обзор - своего рода «законодатель мод» и «стандартов» в анализе рынка ИКТ, а также всеобъемлющий свод статистической информации и трендов, точек зрения на современные исследования и разработки, программно-технические продукты и сферу информационных услуг и перспективы Интернета. Для чиновников из государственных структур и высшего менеджмента - это документально зафиксированная точка зрения государственных деятелей и лидеров рынка ИКТ, статус-кво и итоги ежегодных достижений ЕС и Европейской комиссии, прогнозы и предсказания возможных сценариев будущего развития рынка ИКТ, которые, в отличие от гороскопов, всегда сбываются, ибо все предсказания делают те лица, которые их сами и воплощают в реалии европейской повседневности. Документально заявляя о своей точке зрения, «власти», в том числе и соответствующие структуры ЕС, считают целесообразным сделать это именно на ЦеБИТе, дабы и рядовой посетитель выставки, и лица, принимающие решения, могли воочию убедиться, что заявления властных структур - не просто слова. Так утверждается мудрость европейской политики в головах европейских граждан. Они уверены: все, что они увидят на ЦеБИТе, - они смогут уже сегодня купить и воспользоваться, а все, что они услышат, принесет им непосредственную выгоду и стабильность.

Обратимся к цифрам, которые лучше всяких слов демонстрируют результативность методов формирования общественного мнения. В таблице 1 показана статистика последних трех лет по основным направлениям экспозиций ЦеБИТа, предопределяющих пути развития рынка ИКТ, и количественный состав компаний, предоставивших на ЦеБИТ свои экспоненты, а таблица 2 детализирует сферы интересов этих компаний.

Кто же является «потребителем» всех этих демонстраций? Ожидается, что в нынешнем году это будут более чем 600 000 профессионалов (сюда относятся только признанные и ведущие профессионалы, проходящие специальную регистрацию), а также около 120 000 представителей высшего менеджмента компаний мира и 12 000 журналистов. Согласитесь, что для формирования общественного мнения и формирования основного курса «информатизации» (как сказали бы у нас) контингент посетителей более чем представительный. Интересы этого контингента представлены в таблице 3. Большинство посетителей - конечно, из Европы, однако «дурные примеры - заразительны», поэтому на выставку начинают приезжать и представители других регионов мира, что хорошо видно из таблицы 4.

Поговорка о том, что сапожник ходит без сапог, к ЦеБИТу не применима. А поскольку ЦеБИТ проходит всего раз в год, то организатор выставки - компания «Дойче Мессе» решила прибегнуть к помощи Интернета и WWW. Создание в сентябре 1996 года специального информационного сервера «Дойче Мессе» и ЦеБИТ с адресом www.messe.de привело к возникновению в 1997 году информационной системы GLOBIS для реализации круглогодичной глобальной выставки

ЦеБИТ в Интернете. Думается, теперь читателю совершенно ясно, зачем и почему проводится вся эта гигантская работа.

Зачем мы здесь?

Можно с уверенностью утверждать, что сегодня Европа входит в Глобальное информационное сообщество совершенно осознанно. Причем поскольку это ведет и к политической унификации и экономической интеграции, то участие ЕС в создании Глобального информационного сообщества рассматривается как равноценное и для государственных структур, и для частного сектора. ЕС это дает определенные преимущества по улучшению условий конкуренции в области ИКТ, развития собственной инфраструктуры и создания новых секторов рынка.

В отличие от них, основная проблема развития нашего украинского рынка ИКТ состоит в остром проявлении реликтов традиционных форм управления государством на фоне развивающегося, но еще не уверенного в себе частного сектора, специализирующегося в области высоких ИКТ. Эта ситуация определила и наше украинское присутствие на ЦеБИТе: государственные организации представляет НАИ, а частный сектор - дружная компания из компаний (простите тавтологию) малого и среднего бизнеса под руководством независимого и бесприбыльного Фонда имени академика В.Глушкова, которым руководит чл.-корр. АН Украины и России А.Стогний. Инициатива и мероприятия Фонда Глушкова связаны объединением разбросанных ранее в разных павильонах ЦеБИТа стендов серьезных компаний. Это формирует в глазах западного посетителя и потенциального заказчика «лицо» рынка ИКТ Украины. Есть и чисто прагматический аспект. Президент компании ICS Александр Кардаков отмечает, что при его индивидуальном участии в ЦеБИТе соотношение рабочих и вспомогательных площадей равно 50/50, а на совместном стенде - это позволяет повысить эффективность площадей до 3/2, что при немалой стоимости площадей - серьезный довод «за» объединение.

Оправдались и надежды на то, что «Запад нам поможет». Федеральное министерство экономики Германии считает возможным оказывать финансовую помощь украинским компаниям малого и среднего бизнеса для их участия в ЦеБИТе с целью дальнейшего выхода на рынок ЕС. В этой связи оно в лице «Протрейд» оказало Фонду Глушкова финансовую помощь для участия отобранных им экспонатов в ЦеБИТе, а господин Раппал - эксперт по вопросам малого и среднего бизнеса - полностью одобрил экспертные оценки и выбор Фонда Глушкова для ЦеБИТа этого года (эта деятельность является звеном политики Фонда Глушкова в создании действенного профессионального сообщества).

Остается только сожалеть по поводу того, что наше государство пока не считает для себя нужным заниматься деятельностью, подобной деятельности Германии, и этот факт следует не только признавать, но и учитывать. ЦеБИТ - один из механизмов работы Европейской комиссии. Поэтому на вопрос «зачем мы здесь» необходимо ответить так: Украина на ЦеБИТе для того, чтобы вступить наконец в диалог с силами, которые предопределяют развитие рынка ИКТ и, хотим мы того или нет, место Украины в этом рынке.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК