Закулисные февральские разговоры специалистов о проблемах ЧП «Патэрсон» в переговорах с несколькими ключевыми поставщиками нашли свое подтверждение на мартовской пресс-конференции генерального директора сети «Патэрсон» Юрия Яковчика. Российский ритейлер не внял просьбе директора одной из киевских торговых ассоциаций «разрулить» дело переговорами… И заявил о существовании негласной коалиции розничных операторов, которая, мол, в ультимативной форме вынуждает поставщиков диктовать сети «Патэрсон» торговую наценку либо полностью прекратить отгрузку товара. Комментируя ситуацию, большинство опрошенных киевских ритейлеров удивлялись запросам своего «маленького» российского коллеги и советовали ему расти в меру сил.
Картельный сговор
«Патэрсон» признал, что проблемы с поставщиками у него возникли еще при открытии универсама и обострились в течение недели после начала его работы. Руководству не понравилось, что в тот период в универсам приходили представители сетей «Велика Кишеня», «Сільпо», «Фуршет» и «МегаМаркет». Конкуренты анализировали происходящее и искали слабые места. В связи с этим Юрий Яковчик высказал предположение о заключении группой людей некоего картельного соглашения с целью прессинга и получения дополнительных заработков.
По cловам гендиректора, некоторые поставщики под давлением сетей прислали руководству ЧП «Патэрсон» письма примерно такого содержания: «Мы не можем поставлять продукцию, потому что нет сырья». Среди компаний, которые, по версии «Патэрсона», столкнулись с давлением сетей, — производители мясопродуктов ДП «ТД «Русанко», Киевский мясоперерабатывающий завод, птицекомбинат «Кировоградский» (ТМ «Ятрань»), а также молокопродуктов — компании «Эталон» и «Лакталис-Днепр». Юрий Яковчик сказал, что указанные поставщики, кроме требований установить фиксированную торговую наценку, говорили руководству ЧП «Патэрсон» почти одно и то же: «Да, мы готовы с вами работать, но на нас давят…»
Юрию Яковчику происходящее кажется довольно странным. Он настаивает, что «Патэрсон» имеет право ставить такую наценку, какую считает нужной, какую позволяет ему его экономика, технологии и ассортимент. «Нет ничего плохого в низких ценах, т.к. при больших оборотах зарабатывают и поставщики, и мы. А в этой ситуации розничные торговцы (сеть «Велика Кишеня» и сети корпорации «Фоззи Групп». — Авт.) хотят продавать товар дороже. Мы против этого», — добавил Юрий Яковчик.
В поисках компромисса
Руководство «Патэрсона» высказывает желание наладить отношения как с украинскими сетями, так и с поставщиками-«отказниками». Но и сдаваться тоже не намерены. Так, в конце февраля — начале марта руководство сети обратилось в Оболонскую райадминистрацию, Управление потребительского рынка и торговли Киевгоргосадминистрации, а также в Антимонопольный комитет Украины с просьбой «разобраться» с сетями. Юрий Яковчик отмечает, что если поставщику выгодно продавать у нас — мы рано или поздно договоримся с ним независимо от того, что по этому поводу думает сеть «Сільпо». Даже если с несколькими поставщиками не удастся договориться, бизнес «Патэрсон» от этого серьезно не пострадает. Также гендиректор не сомневается, что мультинациональные российские компании, с которыми «Патэрсон» имеет договоры по России, будут максимально лояльны к нему.
Комментарии
Андрей Близнюк,
директор Национальной ассоциации
развития торговли и сервиса
— Говорить о какой-либо монополии в розничной торговле Украины еще очень рано. На сегодняшний день даже такие крупные игроки, как «Велика Кишеня» и «Фоззи Групп», вряд ли контролируют больше 20% рынка цивилизованной торговли в Украине. Есть еще «Фуршет», «АТБ», Мetro, Billa, одесские, западноукраинские сети. Что касается давления национальных сетей на иностранные, то ситуация со временем разрешится. Например, Мetro и Billa прекрасно сотрудничают с национальными сетями («Фоззи Групп», «Фуршет») по отдельным проектам. И в нашей ассоциации «иностранцы» прекрасно уживаются и находят общий язык с сетью «Велика Кишеня».
Думаю, причина конфликта кроется в стратегии развития сети «Патэрсон», основанной на агрессивном пиаре и откровенной пропаганде «самых низких» цен. И если при вхождении Metro вопрос о ценах нивелировался тем, что его формат — оптовый, а сеть является второй в мире по объемам продаж, то «Патэрсону» при одном магазине в Украине рано требовать от поставщиков условий, сравнимых с «заслугами» старожилов рынка. Проблема здесь вряд ли в каком-то блокировании этой российской сети другими. На мой взгляд, «Патэрсону» сейчас стоит задуматься о поиске компромисса и союзников. Тем более что многие украинские ритейлеры в перспективе планируют выход в Россию, и ссориться с одной из самых сильных российских сетей вряд ли входит в их планы.
Директор по маркетингу крупной региональной торговой сети, пожелавший остаться неизвестным
— Участь «Патэрсона» ждет любую компанию, которая будет выходить на рынок и просить каких-то особых условий. Каждый поставщик понимает, что если он даст сети «Патэрсон» такие цены, как участникам рынка с пяти-семилетним стажем, то «ветераны» придут и скажут: нужно работать на рынке долго и стабильно, чтобы «входные цены» были адекватными.
Виталий Маргулис,
генеральный директор ассоциации «Укрконсалтинг»
— Размер торговой наценки никакого отношения к производителю продукции не имеет. Это сугубо прерогатива розничной структуры. За счет снижения нормы прибыльности на единицу изделия выдерживается принцип продавать «больше дешевых товаров, нежели дорогих, но мало».